Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Координация подлежащего и сказуемого

Синтаксические нормы

1. Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово становится в определенной падежной форме без предлога (беспредложное управление) или с предлогом (предложное управление). В случае неправильного выбора падежной формы или предлога возникает ошибка.

 

неправильный вариант правильный вариант
Уверенность в победу Уверенность в победе
Вера в победе Вера в победу
Нельзя путать беспредложные сочетания с предложными:
Оперировать чем-н. Работать с чем-н.
Рассержен чем-н. Рассердиться на что-н.
Различать что-н. и что-н. Отличать что-н. от чего-н.
Свойственный чему-н. Характерный для чего-н.
Уделять внимание чему-н. Обращать внимание на что-н.
Оплатить чего-н. Заплатить за что-н.
Различного управления требуют многие конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными:
Обрадоваться чему-н. Обрадован чем-н.
Полный (преисполненный) чего-н. Наполненный чем-н.
Препятствовать чему-н. Тормозить что-н.
Удивляться чему-н. Удивлен чем-н.
Следует правильно выбирать предлоги в словосочетании:
Беспокоиться о ком-н. Тревожиться за кого-н.
Похожий на кого-н. Сходный с кем-н.
Превосходство над чем-н. Преимущество перед чем-н.
Предостеречь от чего-н. Предупредить о чем-н.
Уверенность в чем-н. Вера во что-н.
Упрекать в чем-н. Порицать (осуждать) за что-н.

 

Употребление предлогов

Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР употребляются с дательным падежомимени (не с родительным!)

 

неправильный вариант правильный вариант
Согласно расписания Согласно расписанию
вопреки предсказания вопреки предсказанию

 

Запомните!

неправильный вариант правильный вариант
По приезду По приезде
По отъезду По отъезде
По приходу По приходе
По выполнению По выполнении
По окончанию По окончании
По прошествию По прошествии

 

При выборе производного предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения:

 

неправильный вариант правильный вариант
Вследствие предстоящих ремонтных работ движение транспорта через северную дамбу будет закрыто. (ремонтные работы еще предстоят и последствий иметь не могут) Ввиду предстоящих ремонтных работ движение транспорта через северную дамбу будет закрыто.
Благодаря непогоде урожай не убран вовремя. (глупо благодарить, если результат отрицательный) Из-за непогоды урожай не убран вовремя.

 

3. Управление при однородных членах предложения:

Ошибочным является построение предложений, в которых при словах, требующих разного управления, имеется общее дополнение:

неправильный вариант правильный вариант
Студенты любят (В.п.) и увлекаются (т.п.) спортом Студенты любят (что?) спорт и увлекаются (чем?) им.

4. Управление при глаголах с отрицанием:

Предпочтительны формы Р.п. при глаголах:

- восприятия

 

неправильный вариант правильный вариант
Не видел опасность Не видел опасности

 

- с усиленным отрицанием

 

неправильный вариант правильный вариант
Никому не доверял свою тайну Никому не доверял своей тайны

 

Предпочтительны формы В.п. при глаголах:

- у одуш. сущ.

 

неправильный вариант правильный вариант
Не любит своей дочери Не любит свою дочь

 

- при двойном отрицании

 

неправильный вариант правильный вариант
Нельзя не признать правоты Нельзя не признать правоту

 

5. Нарушения норм управления, ведущие к двусмысленности:

Сочетание в одном предложении форм род.п. производителя действия и род.п. объекта действия создает двусмысленность.

 

неправильный вариант правильный вариант
Необходимо последовательно изложение ученика материала урока Необходимо последовательно изложение учеником материала урока

 

Двусмысленность возникает и при скоплении слов, стоящих в одинаковом падеже (нанизывание падежей)

 

неправильный вариант правильный вариант
Для решения задачи ускорения подъема уровня знаний студентов Для решения задачи, которая поможет поднять уровень знаний студентов

 

Координация подлежащего и сказуемого

При подлежащем, которое выражено словами: РЯД, БОЛЬШИНСТВО, СВЫШЕ, НЕСКОЛЬКО, МНОГО, ПАРА, МАССА, ЧАСТЬ - сказуемое может ставиться:

- в мн.ч., если субъект действия активен (Большинство избирателей проголосовали за данного кандидата)

- в ед.ч., если субъект действия пассивен (Часть книг лежала на столе)

 

Ед.ч. Мн.ч.
если собирательное сущест-е не имеет при себе управляемых слов (большинство проголосовало за предложенную резолюцию) если сказуемое выражено прилаг. или прич. (целый ряд сцен в пьесе правдивы и интересны)
если подлежащее выражено мест. КТО (все, кто вошел в автобус, должны оплатить проезд) если есть подлежащее выражено числит., оканчивающимися на два, три, четыре (четыре ученика вошлив класс, три книги лежат на столе)
  если есть однородные подлежащие (промышленность и сельское хозяйство развиваются)

 

7. Употребление предложений с однородными членами:

В ряду однородных членов не могут сочетаться:
1. Инфинитив и существительное
неправильный вариант правильный вариант
Я люблю футбол и плавать. Я люблю футбол и плавание.
2. Второстепенный член и придаточное предложение
неправильный вариант правильный вариант
Передо мной книга, рассказывающая о приключениях четверых друзей и которая очень понравилась мне. Передо мной книга, рассказывающая о приключениях четверых друзей и очень понравившаяся мне.
Передо мной книга, которая рассказывает о приключениях четверых друзей и очень нравится мне.  
3. Полная и краткая формы прилагательных
неправильный вариант правильный вариант
Его выводы простые и понятны. Его выводы простые и понятные.
Его выводы просты и понятны.

 

8. Употребление двойных союзов при однородных членах:

При двойных сопоставительных союзах один из однородных членов ставится после первой части союза, а другой после второй

 

неправильный вариант правильный вариант
Я не только люблю лето, но и зиму Я люблю не только лето, но и зиму

 

Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов: не только – также, как – а также, не только – но, постольку – поэтому и т.п.

 

неправильный вариант правильный вариант
Твардовский добивается не только звучания стиха, а также выразительности Твардовский добивается не только звучания стиха, но и выразительности

 

9. Логические ошибки в употреблении однородных членов предложения:

Однородные члены должны сочетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу. Нарушение этого требования ведет к ошибке.

 

неправильный вариант правильный вариант
Комиссией были внесены ценные предложения и критические замечания Комиссией были внесены ценные предложения и сделаны критические замечания

 

К логическим ошибкам ведет использование в качестве однородных членов:

- слов, выражающих видовые и родовые понятия

 

неправильный вариант правильный вариант
Больному принесли яблоки, фрукты, апельсины. Больному принесли яблоки, апельсины и другие фрукты.

 

- слов, выражающих несопоставимые понятия

 

неправильный вариант правильный вариант
В море плавали спасательные круги, лодки и матросы. Среди спасательных кругов и лодок в море плавали матросы.

 

Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом

 

неправильный вариант правильный вариант
Во встрече участвовали представители трех стран (Р.п.): Англия, Франция, Италия (И.п.) Во встрече участвовали представители трех стран (Р.п.): Англии, Франции, Италии (Р.п.)

10. Употребление причастных оборотов:

Причастный оборот не может быть разорван определяемым словом

 

неправильный вариант правильный вариант
Лежащая книга на столе Книга, лежащая на столе
Лежащая на столе книга

 

Причастный оборот должен стоять до или после определяемого слова

неправильный вариант правильный вариант
Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова В своих лесах Дубровский поймал крестьян Троекурова, кравших дрова

 

Нарушение согласования причастия и определяемого слова ведет к ошибке

 

неправильный вариант правильный вариант
В частном предприятии (каком?), принадлежащИм Иванову, допускаются финансовые нарушения В частном предприятии (каком?), принадлежащЕм Иванову, допускаются финансовые нарушения

 

Нарушение видо-временной соотнесенности глаголов и причастий ведет к ошибке

 

неправильный вариант правильный вариант
О поступках, совершаемых в прошлом, мы сожалели всю жизнь. О поступках, совершенных в прошлом, мы сожалели всю жизнь.

11. Употребление деепричастных оборотов:

Деепричастный оборот не может употребляться:

- в предложении, где действия, выраженные сказуемым и деепричастием, относятся к разным лицам или предметам

 

неправильный вариант правильный вариант
Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа Когда я подъезжал к станции и глядел на природу в окно, у меня слетела шляпа

 

- в безличном предложении

 

неправильный вариант правильный вариант
Подходя к лесу, мне стало холодно Когда я подходил к лесу, мне стало холодно

 

- в страдательной конструкции

 

неправильный вариант правильный вариант
Поднявшись вверх по Волге, баржа будет разгружена Когда баржа поднимется вверх по Волге, она будет разгружена

 

Нарушение видовой соотнесенности глагола и деепричастия ведет к ошибке

 

неправильный вариант правильный вариант
Встречаясь(длительное, повторяющееся действие )с гроссмейстером, юный шахматист одержал победу Встретившись (однократное действие) с гроссмейстером, юный шахматист одержал победу

 

Употребление СПП

Место придаточного предложения зависит от того, какое слово в сложном предложении оно поясняет

неправильный вариант правильный вариант
Отрицательные явления можно встретить еще и в наши дни, против которых были направлены сатирические произведения поэта И в наши дни можно встретить еще отрицательные явления, против которых были направлены сатирические произведения поэта

 

Смешение конструкций главного и придаточного предложений

 

неправильный вариант правильный вариант
Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе о Ленском Последнее, на чем я остановлюсь, вопрос о Ленском

 

В сложном предложении следует избегать:

- неоправданного повторения одинаковых союзов или союзных слов

 

неправильный вариант правильный вариант
Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, котораяславилась обилием рыбы Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы

 

- неправомерного повторения близких по значению подчинительных союзов

 

неправильный вариант правильный вариант
Собакевич так расхваливал своих умерших крестьян, что как будто они были живые Собакевич так расхваливал своих умерших крестьян, как будто они были живые

 

- неточного употребления союзов или союзных слов

 

неправильный вариант правильный вариант
Докладчик остановился на вопросе, что нередко поднимается на подобных совещаниях Докладчик остановился на вопросе, который нередко поднимается на подобных совещаниях

 

- неоправданного расчленения предложения

 

неправильный вариант правильный вариант
Собаки напали на след зайца. И стали гонять косого по поляне. Собаки напали на след зайца и стали гонять косого по поляне.
Летом можно отдохнуть на пляже. Который находится на окраине города. Летом можно отдохнуть на пляже, который находится на окраине города.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.