Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Толкование Конституции Российской Федерации



Толкование Конституции, ее предписаний имеет особое значение в процессе реализации права, так как конституционное толкование обеспечивает правильное воплощение заложенных в Основном Законе принципов и норм в общественную практику. Конституция – это основной закон государства, который обладает высшей юридической силой. Этим определяется ее особое и ведущее место в системе законодательства. Конституция устанавливает правовые основы функционирования общества и общие принципы организации государственной власти, порядок и принципы взаимоотношений личности и государства. Следовательно, нормы Основного закона имеют приоритетное значение и действуют непосредственно. Все это обусловливает и особый порядок толкования Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ право толкования Основного Закона возложено на Конституционный Суд Российской Федерации. Это – исключительная прерогатива Конституционного Суда интерпретировать волю народа, выраженную в Основном Законе государства. Никакой иной орган государственной власти не может давать официальное толкование Конституции. Это обусловлено тем, что толкование Конституции осуществляется только путем конституционного судопроизводства.

Толкование, осуществляемое Конституционным Судом, имеет цель преодолеть неопределенность в понимании конституционных положений, установить действительный смысл и содержание правовых предписаний, закрепленных в нормах Конституции.

Необходимость в толковании Конституции, в разъяснении ее положений обусловлена неодинаковым пониманием предписаний конституционных норм из-за их недостаточной определенности, внутренней несогласованности, неточности используемой в них терминологии и т. п., что может привести, а порой и приводит, к неадекватности реализации этих норм в процессе законотворчества или правоприменительной деятельности.

Конституция – это единый правовой акт, в котором все элементы взаимосвязаны и согласованы. Поэтому любая конституционная норма должна интерпретироваться в рамках единой системы конституционного права, чтобы не было несогласованности и противоречий ее норм. Следовательно, при толковании норм Конституции нужно учитывать принцип системности толкования. Однако Конституция устанавливает определенные требования, которые должны быть учтены при толковании ее норм. Часть 2 ст. 16 Основного Закона устанавливает, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что принципы и нормы, составляющие содержание гл. 1 Конституции, имеют основополагающее значение для других норм и всего законодательства в целом. Таким образом, юридическая сила положений гл. 1 Конституции выше, чем остальных ее частей.

Конституция определяет и круг органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции. Это – Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Обращение указанных субъектов в Конституционный Суд Российской Федерации порождает его обязанность в установленные сроки давать толкование Конституции Российской Федерации в части, относительно которой направлен соответствующий запрос.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» основанием к рассмотрению дела о толковании Конституции Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, которая может быть обнаружена управомоченными на обращение с запросом в Конституционный Суд органами в связи с их деятельностью по осуществлению своих полномочий.

Способы и гарантии реализации Конституции:

Реализация К-ции – процесс претворения в жизнь КПН субъектами КП.

В зависимости от х-ра КПН – формы реализацииК-ции:

- использование КПН: реализация конституц.норм-дозволений (реализация гражданами своих прав и свобод; осущ-е гос.органами своих полномочий, допускающих вариативность решения ? – ч. 4, ст. 105 К-ции РФ);

- исполнение КПН: при реализации обязывающих норм (обяз-ти граждан и гос.органов по осущ-ю своей компетенции); м. касаться выполнения обяз-тей общ.х-ра - обращенных ко всем субъектам КП (ч. 2 ст. 15 К-ции РФ: всеобщность закона), так и обяз-тей, относящихся к опред.субъектам (п. «а» ч. 1 ст. 114 К-ции РФ: Пр-во разрабатывает и представляет ГД федер.бюджет и обеспеч-т его исполнение, предоставляя в нее соответ.отчет);

- соблюдение КПН: реализация норм-запретов и наиболее общ.п-пов К-ции; данная форма универсальна, т.к. х-т правомерную деятельность всех субъектов КП (ст. 19 – п-п равенства всех перед законом и судом, запрет на люб.формы ограничения прав и свобод граждан по признакам соц., рас., нац., язык., религ.принадлежности);

- применение КПН: принятие на основе КПН уполномоч.органами или должн.лицами решений (законодат.дейтельность, правосудие, осущ-е Президентом своих полномочий).

При этом реализацию К-ции отличают от ее действия – х-ки рабочих параметров К-ции: в пространстве (тер-рия РФ), во времени (с 25 дек. 1993 г.), по кругу лиц (в отношении всех, наход-ся под юрисдикцией РФ).

Действенность К-ции тесно связана с конституц.правосознанием – система взглядов, идей, теорий, чувств, установок, ценностей, стереотипов поведения, влияющих на полит.и прав.поведение (конституц-е) субъектов (связано с проблемой легитимации К-ции).

 

Гарантии реализации Конституции:

Виды гарантий:

- соц.-экономические: действенность многих положений К-ции, относящ-ся к соц.и эконом.правам граждан, гарантиям федерализма и МСУ напрямую зависит от матер.-финан.ресурсов, на кот.м. опираться гос.или муниц.вл. (при огранич.ресурасх соц.-экономич.права – декларатив.х-р);

- юридические – основополаг.х-р → 2 уровня реализации КПН

1) К-ция регулирует общ.отношения непосред-но;

2) -//- путем воздействия на текущее зак-во.

(1) непосредственная реализация К-ции:

- согласно ч. 1 ст. 15 К-ции РФ она имеет прям.действие и применяется на всей тер.РФ: п-п прям.действия = все субъекты КП д.непосред-но рук-ся нормами К-ции, а она подлежит реализации независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих ее НПА (при этом учитывается различие самих КПН – предполагает ли норма К-ции, чтобы ее сод-е б.конкретизировано ФЗ-м): так, ч. 1 ст. 96 К-ции: ГД избирается на 4 года (прямая реализация положения нормы, кас-ся срока), а порядок выборов опред-т согласно К-ции ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»:

 

а) в случаях, когда в К-ции установлены конкрет.полномочия органа или долж.лица, либо однозначно опред-ся право гражданина, прямое действие КПН означает четкое следование правилам, установленным в данных КПН (п. «г» ст. 84: при внесении в ГД законопроекта Президент непосред-но рук-ся К-цией);

б) случаи, предполагающие конкретизацию норм К-ции: ч.1 ст.51 К-ции: никто не обязан свидет-ть против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг кот-х поред-ся ФЗ – УПК;

в) в ряде случаев нормы К-ции, устанав-щие полномочия гос.органов, прямо предполагают необходимость доп.регламентации процедуры реализации этих норм: п. «в» ст. 84 К-ции: Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном ФКЗ (прям.действие данной нормы К-ции обеспеч-ся только при наличии совет.ФКЗ);

г) реализация ряда конституц.прав и свобод граждан также предполагает принятие ФЗ, однако отсутствие последних не м. согласно К-ции явл-ся непреодолимым препятствием для реализации этих прав и защиты их в суде, иных органах вл.; что вытекает из ст. 18 К-ции: права и свободы человека и гражданина явл-ся непосредственно действующими (на практике – препятствия для непосред.реализации прав граждан: в отсутствие ФЗ «Об альтернатив.граждан.службе» (принят в 2002 г.) гражданам чинились препятствия в соущ-и права на замену воен.службы альтернатив.гражданской, что означало невыполнение ч. 3 ст. 59 К-ции).

Обеспеч-е прям.действия К-ции – обяз-ть зак., исп. и суд.органов вл., органов МСУ;

При этом глав.роль – судам, обеспещим верховенство К-ции ее непосред.применение при разрешении конкрет.дел – важ.роль - Постановление Пленума ВС РФ от 31 окт. 1995 г. № 8 «О некот.? применения судами К-ции РФ при осущ-ии правосудия»: судам при рассм-и дел следует оценивать сод-е НПА, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всехнеобод.случаях применять К-цию РФ в кач.прям.действия:

- когда закрепленные нормой К-ции положения, исходя из ее смысла, не треб-т доп.регламентации и не сод-т указания на воз-ть ее применения при условии принятия ФЗ;

- когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на тер.РФ до вступления в силу К-ции РФ, противоречит ей;

- когда суд придет к убеждению, что что ФЗ, принятый после вступления в силу К-ции РФ, противоречит ей;

- когда НПА, принятый субъектом РФ по предметам совмест.ведения РФ и ее субъекта, противоречит К-ции РФ, а ФЗ, кот.д.регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

КС как орган конституц.контроля рук-ся непосред-но К-цией РФ, обеспечивая ее прям.дейтсвие путем проверки конституц-ти НПА.

(2) Реализация К-ции путем воздействия на текущее зак-во:

Помимо прям.регулятив.действия КПН, они также реализ-ся опосредованно, через нормы тек.зак-ва – п.в. нормы ФКЗ и ФЗ:

предусмотренные ч. 2 ст. 32 К-ции РФ избират.права граждан получили развитие в ФЗ «Об основ.гарантиях избират.прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (стандарты и гарантии прав при федер., регион.и локальных референдумах);

в целом на нормах К-ции построены все отрасли рос.права – кодексы:УК, УПК, ГК, ГПК, Трудовой, Жилищный, семейный и т.д.

7.2

Прямое Действие Конституции - ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти. Прямое Действие Конституции означает, что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов.Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. Ряд статей Конституции РФ содержит указания на необходимость принятия ФКЗ и ФЗ, определяющих порядок реализации конституционных норм. Во многих нормах содержится прямая отсылка к закону, что неизбежно связывает данную норму с текущим законодательством.Сфера Прямое Действие Конституции не ограничивается самостоятельным применением конституционных норм государственными органами и общественными организациями. Даже когда конституционные нормы реализуются наряду с нормами текущего законодательства, действие Конституции РФ не утрачивает непосредственного характера. Прямое Действие Конституции - необходимое условие соблюдения законности. Это означает, что каждый, чьи права нарушены, если они не обеспечены правилами в текущем законодательстве, может обратиться к аппарату государственного принуждения для защиты своего права.В оценке Прямое Действие Конституции следует учитывать и такой важный момент: некоторые конституционные нормы, воздействуя на основные общественные отношения опосредованно. одновременно оказывают прямое действие на общественные отношения, связанные с правотворческим процессом, результатом которого должен быть закон (иной акт), касающийся отношений, обозначенных конституционной нормой. Издание предусм. отренного Конституцией РФ закона тоже является способом ее непосредственной реализации.Таким образом, конституционные нормы - это нормы либо прямого действия, либо сочетающие прямое и опосредованное действия. Прямое Действие Конституции провозглашено в самой Конституции РФ (ст. 15 ч. I): предусм. отрено также, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими" (ст. 18). К сожалению, реализация этого принципа еще встречает немало трудностей.На этом фоне Весьма конструктивными выглядят усилия Верховного Суда РФ. Сразу после вступления в силу Конституции РФ он принял ряд постановлений, направленных на то.чтобы суды в своей практике применяли ее как акт прямого действия. Пленум ВС РФ разъяснил: "Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение ов) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации,находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит -Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассм. атриваемые судом правоотношения, отсутствует".Обеспечение Прямое Действие Конституции возложено и на Конституционный Суд РФ, который уделяет большое внимание этому направлению своей деятельности.Лучин В.О.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.