Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже, ныне Курской области России.
Сфера жанровых интересов Свиридова достаточно широка. Но художественная значимость его музыки в разных жанрах не одинакова. Талант Свиридова наиболее полно, ярко проявился в области вокальной музыки (и в этом тоже сказалась особенность его русского дарования!), сначала в камерной – романсе, песне, монологе, а позже, на рубеже 40-50-х годов и далее, – также и в вокально-симфонических жанрах – оратории, кантате и других произведений.
«Слободская лирика» (1938—1958, 2-я ред.). Семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского: «Свежий день», «Услышь меня, хорошая», «Русская девчонка», «Гармоника играет», «Ой, снова я сердцем широким бедую», «Свадьба милой», «Мне не жаль, что друг женился».
Избранные композитором шесть стихотворений известного советского поэта Александра Андреевича Прокофьева – лирика особого рода. Музыкальный язык песен не только народен в глубоком смысле слова, но и весьма оригинален, современен. Здесь нет давно знакомых традиционных народно-песенных попевок. Композитор использует новую песенно-интонационную выразительность наших дней. В народном характере разработаны ладово-гармонические средства песен. «Действующие лица» здесь — обыкновенные русские девчонки и парни из деревень и пригородов. Темы любви, разлуки, ревности, мечты о счастье развиваются сюжетно в тесной связи с песнями, плясками, свирельными наигрышами, игрою гармониста, с типичными образами народного искусства.
В музыке этого цикла композитор очень смело идет в глубь современной «музыки быта», иногда беря ее интонации почти в цитатном, нетронутом виде. В том же плане трактованы и песни «Свадьба милой» и «Мне не жаль, что друг женился», то есть, в сущности, почти вся вторая половина цикла.
Таким образом, типические бытовые интонации ставятся в новый контекст и потому меняют свою эстетическую функцию. То же происходит и в песнях, не имеющих характера сценки, но там изменение контекста достигается другими средствами. Песенные интонации в партии голоса, гармонные и балалаечные переборы в партии фортепиано подчиняются композиционным принципам камерного жанра и звучат уже по-иному, облагороженно. Один из довольно типичных примеров — мелодия песни «Мне не жаль, что друг женился», где начальная интонация, явно связанная с музыкальной «лексикой» лирических частушек-«страданий», очень широко и уже совсем не по-частушечному распевается:
И это дает возможность сопоставить начальный жанрово-бытовой образ песни с образом средней ее части, гораздо выше поднятой над бытовыми истоками, широкой, разливно-песенной. Нельзя не упомянуть и о том, как в ряде песен преодолевается свойственная куплетной форме статичная повторность. Композитор очень активно варьирует фортепианную партию и иногда именно этим способом достигает впечатления движения, развития формы.
Цикл «Слободская лирика» – сочинение в какой-то мере экспериментальное. Здесь много нового как в трактовке жанра, так и в самой музыкальной стилистике. Новизна творческой задачи явилась причиной и некоторой пестроты этого цикла; контраст между довольно обобщенной лирикой первых песен («Свежий день» и «Услышь меня, хорошая») и ярко жанровой второй половиной, быть может, слишком уж резок.
Цикл «Слободская лирика» подводит нас к рубежу 40-х и 50-х годов, к моменту, когда вокальная музыка становится для Свиридова основной областью творчества. Л. Полякова справедливо отмечает, что именно в эти годы композитор находит свою творческую тему. Она формулирует ее как тему «поэт и родина», но, может быть, правомернее было бы сказать о теме родины в более широком и многообразном понимании.