Если движение является способом существования материи, то формой такого существования выступают пространство и время. Представления о пространстве и времени формируются в процессе практического и теоретического освоения мира. Сравнивая различные предметы, мы обнаруживаем, что они бывают длинные и короткие, широкие и узкие, высокие и низкие, одни находятся ближе, другие дальше, сверзу или снизу и т.д. Эти свойства характеризуют протяженность предметов, их взаимное расположение и строение. Обобщение этих свойств и приводит нас к понятию пространства. Пространство – это объективная всеобщая форма бытия материи, которая является условием возникновения и существования конкретных материальных систем и отражает их протяженность, взаимное расположение и структурную организацию.
Примерно так же формируются и представления о времени. Мы замечаем, что одни предметы существуют давно, другие же появились недавно, одни предшествуют другим, другие появляются после первых, продолжительность существования одних больше, других меньше и т.д. Время - это объективная всеобщая форма бытия материи, которая является условием возникновения и изменения конкретных материальных систем и отражает продолжительность их существования, последовательность смены состояний и структурную организацию.
В процессе становления и развития представлений о пространственно-временной организации мира в философии сформировались понятия реального, перцептуального и концептуального пространства и времени. Под реальным пространством и временем понимали характеристики объективной реальности. Перцептуальное пространство и время трактовались как формы упорядочения внутреннего опыта человека (восприятий, представлений, переживаний). Концептуальные пространство и время – это теоретическая модель реального пространства и времени.
Исторически сформировались две основные концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. В субстанциальной концепции пространство и время предстают как универсальные, абсолютные, независимые друг от друга формы бытия, которые не оказывают никакого влияния на материальный мир и сами не подвергаются никакому влиянию со стороны объективного мира. Эта концепция возникает в философии Демокрита, а свое естественнонаучное обоснование получила в ньютоновской физике и новоевропейской материалистической философии. Здесь они приобрели статус независимых от материи, вечных неизменных и самостоятельных сущностей, своего рода емкостей, содержащих в себе все предметы.
Реляционная концепция трактует пространство и время как свойства самих материальных систем, как формы отношений между предметами, явлениями и процессами. Сами по себе, вне этих предметов они не существуют, зависят друг от друга и от условий существования материальных систем, характеристиками которых являются. Начало этой концепции было положено в философии Аристотеля, развито Лейбницем и обосновано в теории относительности Эйнштейна и современной релятивистской физике. Именноь здесь сформировалось представление о адином пространстве-времени, пространственно-временном континууме, где пространство и время связаны между собой и имеют смысл только относительно друг друга. Метрическими характеристиками пространства являются трехмерность, однородность (равноправие всех направлений), и изотропность (равноправие всех точек в пространстве). Время же одномерно, необратимо и анизотропно.
Таким образом, онтология как раздел философии дает представление о строении мира как целостном Универсуме, о способах и формах его существования. Она:
1)формирует представления о бытии как существовании сущего, придающего миру единство и целостность;
2)предлагает концепцию субстанции как основы мира в различных философских интерпретациях ее (монистической, дуалистической и плюралистической);
3)дает научно обоснованную характеристику системно-структурной, динамической и пространственно-временной организации Универсума.