Для иностранцев важно прежде всего правовое регулирование их пребывания на территории страны
Особенности борьбы с преступностью мигрантов
Сложности борьбы с преступностью приезжих определяются прежде всего разнородностью контингента мигрантов. С одной точки зрения, общие меры безопасности населения, применяемые повсеместно, призваны обеспечить правопорядок, охрану прав и законных интересов любых граждан, находящихся на территории страны.
С другой стороны, интересы борьбы с преступностью и ее профилактики требуют специфических подходов к разным контингентам населения, в т.ч. к мигрантам.
При ϶ᴛᴏм, поскольку на криминологическую ситуацию влияют количественные и качественные параметры потока приезжих, постольку интересы охраны правопорядка предполагают как сокращение по возможности или оптимизацию количества приезжих, так и создание надлежащих условий их пребывания, снижающих вероятность возникновения криминогенных ситуаций.
Достижение данных целей возможно только путем совершенствования политической, экономической и духовной жизни общества, т. е. мерами, относимыми криминологической наукой к общепрофилактическим. То, что борьба с преступностью зависит в первую очередь от проведения эффективной политики реформ в России, а уже затем от состояния специально-предупредительной и правоохранительной деятельности, особенно ярко доказывается анализом преступности мигрантов.
При всем этом изложенное не исключает признания важности специальных межгосударственных миграционных программ. Именно они способны обеспечивать разрешение большинства проблем, связанных с миграцией и особенно вынужденной миграцией населения.
Закон о беженцах и вынужденных переселенцах, а также целый ряд специальных нормативных актов способны давать положительный эффект только при наличии ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих экономических и социальных гарантий их осуществления.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что фактор повышенного притока приезжих должен учитываться как в широком аспекте – при регулировании социально-экономического развития страны, региона; города, так и в более узком – при управлении процессом борьбы с преступностью.
Для иностранцев важно прежде всего правовое регулирование их пребывания на территории страны.
Основы правового статуса иностранцев на территории Российской Федерации определяются прежде всего Конституцией России (ст. 62 и 63). В ст. 62 Конституции РФ, в частности, сказано, что "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации", в числе кᴏᴛᴏᴩых, например, правовое положение иностранцев, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом от административной и уголовной юрисдикции нашей страны.
Приоритет общепредупредительных мер еще не означает их первоочередности; напротив, такие меры должны сочетаться и взаимодействовать одновременно с мерами специально-предупредительными и правоохранительными. При этом равенство перед уголовным законом иностранцев и лиц без гражданства как в случае охраны их бизнеса, так и в случае совершения ими преступлений не исключает, а, наоборот, предполагает дифференциацию профилактических, оперативно-розыскных, процессуальных и иных мер воздействия в отношении граждан стран СНГ, других стран, входивших ранее в состав СССР, или стран дальнего зарубежья.
Сегодня основу специально-предупредительных мер, направленных на оказание всесторонней помощи иностранным гражданам и осуществление контроля за их пребыванием, составляет административно-правовая деятельность подразделений милиции общественной безопасности и Паспортно-визовой службы органов внутренних дел.
Важно знать, что большое профилактическое значение имеет проведение такой службой совместно с другими подразделениями органов внутренних дел различных комплексных специальных мероприятий: рейдов, патрулирования, целевых оперативно-поисковых мероприятий по выявлению иностранцев, у кᴏᴛᴏᴩых отсутствуют законные основания пребывания в России, проверки соблюдения паспортного режима и т. д. Стоит отметить, что основной задачей данных мероприятий будет: выявление иностранцев, не соблюдающих порядок регистрации, проживающих по просроченным или недействительным документам, не соблюдающих порядок передвижения и выбор места жительства, и других тому подобных категорий.
Сила профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики. Единство системы профилактики диктует необходимость их взаимодействия как по вертикали – с вышестоящим звеном системы, так и по горизонтали – с аналогичными и другими органами в различных регионах, не являющимися вышестоящими.
Весьма важным в ϶ᴛᴏм отношении будет проведение совместных мероприятий, обмен оперативной и иной информацией, проведение координационных и иных совещаний с целью выработки единых согласованных действий в заданных направлениях и т. д. Стоит отметить, что особое значение в борьбе с преступностью приезжих играет, например, взаимодействие правоохранительных органов со службой внешней разведки, миграционной службой, рядом других государственных органов.
Особую помощь в борьбе с преступностью иностранцев, особенно носящей транснациональный характер, оказывает Интерпол. Стоит заметить, что он осуществляет прямые контакты с зарубежными коллегами по вопросам розыска преступников, экстрадиции и другим правовым проблемам. Исключая выше сказанное, национальное бюро Интерпола содержит богатый банк информации, кᴏᴛᴏᴩая в определенной мере может быть использована и правоохранительными органами, ведущими борьбу, с преступностью иностранцев, и в отношении иностранцев.
Не стоит забывать, что важным условием достижения положительных результатов в борьбе с преступностью мигрантов будет уровень информационного обеспечения такой деятельности.
Следовательно, крайне важно создание единого централизованного банка данных, содержащих всю информацию, требующуюся органам, ведущим борьбу с преступностью вообще и с преступностью мигрантов в частности.
Для ϶ᴛᴏго целесообразно осуществить прежде всего разработку системы показателей, всесторонне характеризующих:
преступность приезжих с учетом отдельных регионов и, мест ее наибольшей концентрации, отдельных отраслей и объектов, периодов их наибольшей активизации;
преступников-приезжих с выделением различных кон-тингентов, требующих дифференцированного профилактического подхода;
состояние правоохранительной и иной деятельности, направленной на борьбу с такого рода преступностью.
Рассмотрение профилактики преступности как области социального управления предполагает необходимость ее планирования. Возможны два пути: 1) создание специальных планов (программ), направленных на борьбу с преступностью приезжих; 2) включение указанных мероприятий в планы, программы, преследующие общие цели борьбы с преступностью.
Следует выделить несколько приоритетных направлений борьбы с преступностью мигрантов: совершенствование законодательства в целях адекватного складывающимся социально-экономической, политической и криминальной ситуациям регулирования въезда, выезда, пребывания и передвижения мигрантов по территории страны; предоставление им различных статусов (беженец, вынужденный переселенец и т. д.); разработка действенного правового механизма реализации на практике конкретных норм, включающих меры социальной помощи мигрантам и социального контроля за ними. Наряду с данным необходим комплекс активных наступательных мер, опирающихся на всестороннюю и полную информацию, оформленных в виде комплексной Государственной или межведомственной программы, обеспеченной экономическими ресурсами, использующей все возможные средства научного и практического поиска путей повышения эффективности борьбы с преступностью в условиях новой социально-экономической политики.