Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы контрольных работ. СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Вопросы к зачету.

 

1. Эволюция средств массовой коммуникации.

2. Нормативные принципы и теории функционирования средств массовой коммуникации.

3. Альтернативы влияния государства на политику средств массовой коммуникации в России и за рубежом.

4. Рейтинг политических лидеров и партий: анализ опросов общественного мнения.

5. Представление интересов бизнеса в российских СМК.

6. Деятельность PR-служб и СМК.

7. Политическая, коммерческая и социальная реклама в средствах массовой коммуникации.

8. Контент-анализ как метод социологического исследования.

9. Методы изучения общественного мнения в России и за рубежом.

10. Социологические методы изучения массовой коммуникации.

11. Интерпретация результатов социологических исследований.

12. Опыт изучения характеристик аудитории СМК. Медиаметрия.

13. Изучение теле- и радиоаудитории методом фокус-групп.

14. Качественные методы изучения аудитории СМК.

15.История развития прессы как средства массовой коммуникации за рубежом.

16. История становления и развития отечественной прессы.

17. «Качественная» и «массовая» пресса: причины возникновения, этапы развития, особенности функционирования.

18. История развития радио как средства массовой коммуникации.

19. История развития телевидения как средства массовой коммуникации. Современные модели телевидения.

20. Средства массовой коммуникации в условиях становления информационного общества. Демассификация и интерактивность СМК.

 

Вопросы к экзамену.

1. Коммуникация и информация в обществе: сущность, формы, значение. Генезис и усложнение коммуникативных процессов.

2. Общая характеристика видов коммуникации: межличностная, специальная, массовая.

3. Массовые коммуникации как социальный институт общества. Массовая коммуникация в сфере PR. «Спираль молчания».

4. Условия функционирования массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации.

5. Социология массовой коммуникации как наука.

6. Концепции гегемонии и эгалитарной массовой коммуникации. Структурно-функциональный анализ и социокультурный подход к анализу массовой коммуникации.

7. Концепции массовой коммуникации в исследованиях зарубежных социологов.

8. Линейное представление коммуникативных процессов. Модель Г. Лассуэла. Шумовая модель К. Шеннона – В. Уивера. Интеракционистская модель Т. Ньюкомба.

9. Многофакторные модели коммуникации: циркулярная (В. Шрамм, К. Осгуд, Г.Малецке). Коммуникативные элементы.

10. Двухступенчатая коммуникативная модель П. Лазарсфельда и модель «привратника» К. Левина.

11. Семиотические коммуникативные системы.

12. Лингвистические коммуникативные средства. Языковые модели Р. Якобсона, Ю. Лотмана, У. Эко.

13. Металингвистические и паралингвистические коммуникативные средства и их функции.

14. Печать в системе средств массовой коммуникации. «Качественная» и «массовая» пресса. Типология прессы XX в.: общая характеристика.

15. Оформление журналистики как сферы профессиональной деятельности. Этические кодексы журналистов.

16. История развития радиовещания как средства информации и пропаганды.

17. История развития телевидения и тележурналистики. Специфика телевидения как СМИ.

18. Средства массовой коммуникации в условиях становления информационного общества: тенденции развития.

19. Сущность, характеристики, структура и функции общественного мнения. Каналы и приемы выражения общественного мнения.

20. Управление общественным мнением. Роль слухов и стереотипов в формировании и функционировании общественного мнения.

21. Особенности политической коммуникации в условиях плюрализма социально-политического пространства.

22. Социологические методы исследования политической деятельности.

23. Реклама как специфический вид деятельности: сущность и функции (модель AIDA). Виды рекламы (коммерческая, политическая, социальная), их особенности.

24. Реклама в прессе. Печатная реклама. Особенности радио- и телерекламы.

25. Социологическое исследование: сущность, объект и предмет изучения, основные характеристики.

26. Основные этапы проведения и программа исследования.

27. Типология исследований.

28. Анализ документов как метод сбора социальной информации. Качественный и контент-анализ.

29. Опрос как метод сбора социальной информации. Основные этапы подготовки и проведения опроса. Виды опроса.

30. Анкета и лист интервью как документы для формализованного опроса.

31. Метод фокусированного интервью.

32. Метод наблюдения и его роль в исследовании.

33. Эксперимент в исследовании.

34. Выборочный метод в исследовании: сущность, способы извлечения, ошибки и ремонт выборки.

35. Статистическая группировка результатов исследования. Статистические ряды. Статистические таблицы. Средние величины. Графическая интерпретация статистических данных: гистограмма, кумулята, полигон распределения, диаграмма Исикавы, сетевой график.

36. Состав методов исследования: общая характеристика.

 

Методические указания к выполнению контрольных работ:

 

Студенты выполняют работу в соответствии с шифром зачетной книжки письменно (в компьютерной форме). Объем контрольной работы определяется студентом самостоятельно с учетом полного раскрытия темы (но не более 15 страниц). На титульном листе указывается – название университета, кафедры, дисциплины, тема работы, Ф.И.О. студента, шифр зачетной книжки, специальность, курс, группа, Ф.И.О. преподавателя, год выполнения работы.

Контрольная работа включает в себя следующие разделы:

1. План

2. Введение

3. Основная часть (главы и параграфы)

4. Заключение

5. Список литературы.

При написании основной части контрольной работы внизу страницы приводится обычная сноска на использованную литературу и источники в такой форме: 1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2009. В работе могут быть приведены таблицы и рисунки (схемы, графики, диаграммы и т.п.), каждый из них должен иметь порядковый номер.

Качество выполнения контрольной работы рассматривается как один из критериев при итоговой оценке знаний студента по данной дисциплине.

Темы контрольных работ

 

1. Массовая коммуникация: определение. Структурные составляющие коммуникационных процессов.

2. Особенности информационных процессов в обществах традиционного и современного типа. Типологии современных средств массовой коммуникации.

3. Массовая коммуникация как предмет научного анализа. Социология массовой коммуникации как мультипарадигмальная дисциплина.

4. Структурно-функциональная традиция анализа массовой коммуникации.

5. Виды коммуникативных систем и уровни коммуникации.

6. Функции массовой коммуникации: уровень общества. Функции массовой коммуникации: индивидуальный уровень.

7. Социодинамическая теория А. Моля

8. Взгляд на массовую коммуникацию в работах Грамши

9. Идеология, как проблема реализации власти посредством трансляции ценностей, норм, убеждений.

10. Теория массовой коммуникации М. Де Флюэра.

11. Массовая коммуникация и концепция гегемонии.

12. Семиологические подходы в исследовании массовой коммуникации.

13. Семиотика как наука. Ф. Соссюр и Ч.С. Пирс как основатели семиологии.

14. Проблема значения и знака. Типы и организация знаков.

15. Денотат и коннотат. Структура мифа в семиологии.

16. К вопросу о семиологии телевидения. Приложения семиотики в практике изучения рекламы.

17. Критическая традиция анализа массовой коммуникации.

18. Средства массовой коммуникации как предмет исследования теоретиков Франкфуртской школы.

19. Средства массовой коммуникации и концепции 'массового общества'.

20. Критика тенденций современного телевидения.

21. Концепция 'глобальной деревни'.

22. Массовая коммуникация и гиперреальность.

23. Массовая коммуникация и гражданское общество.

24. Массовая коммуникация в контексте базовых прав и свобод личности.

25. Модель массовой коммуникации (определение, типы моделей, основные отличия). Модель массовой коммуникации К. Шеннона (предпосылки, составляющие, плюсы и минусы данной модели)

26. Медиа в системе отношений «рынок - государство – общество».

27. Модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла (предпосылки, составляющие, плюсы и минусы данной модели).

28. Формы частного и общественного владения средствами массовой коммуникации. Регламентирующая деятельность государства. Проблема регулирования деятельности средств массовой коммуникации

29. Модель массовой коммуникации В. Шрамма (предпосылки, составляющие, плюсы и минусы данной модели).

30. Медиа и власть в современной России.

31. Массовая коммуникация, аудитория, содержание, эффекты. Первый этап исследования эффектов массовой коммуникации.

 

 

Тесты

1. Коммуникация представляет собой:

А) информационное взаимодействие;

Б) общение;

В) речевую деятельность;

Г) процесс взаимодействия и передачи информации.

 

2. Массовая коммуникация – это:

А) передача информации большим по численности группам людей;

Б) взаимодействие больших социальных групп в условиях противоборства;

В) взаимодействие между различными индивидами при непосредственном контакте;

Г) комплекс средств связи между источником и приемником информации;

 

3. Понятие «массовая информация» означает:

А) периодические печатные издания;

Б) социальная информация, которой оперирует масса;

В) распространение информации;

Г) общение, передача информации от человека к человеку.

 

4. Двухступенчатая модель коммуникации – это:

А) передача информации реципиенту, самостоятельно принимающему решение о совершении какого-либо действия;

Б) передача информации, сопровождающаяся влиянием на адресата;

В) отбор информационного материала с ориентацией на целевые установки аудитории;

Г) фильтрация информации.

 

5. К видам коммуникационных систем относятся:

А) естественные, искусственные;

Б) оценочные, смысловые;

В) биологические;

Г) математические.

6. Социологические методы исследования аудитории делятся на следующие классы:

А) опрос и анкетирование;

Б) количественные и качественные;

В) контент-анализ и формализованный анализ документов;

Г) социальный эксперимент и кластерный анализ.

7. Вопросы в анкете бывают:

А) сложные и простые;

Б) открытые и закрытые;

В) заочные и очные;

Г) вступительные и заключительные.

 

8. По технике проведения опросы бывают:

А) интервью с указанием способа ответов;

Б) свободные и формализованные;

В) в присутствии анкетера;

Г) рейтинги.

 

9. Контент-анализ – это:

А) анализ литературного источника;

Б) метод обнаружения;

В) перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической обработкой;

Г) единица анализа.

 

10. Единицу контент-анализа составляет:

А) шрифт;

Б) характер информации;

В) знак препинания;

Г) понятие, имена, общественное событие.

 

11. Двухступенчатая модель коммуникации открыта:

А) У. Эко;

Б) П. Лазарсфельдом;

В) Аристотелем;

Г) Ю. Лотманом.

 

12. Автор коммуникационной модели «привратника»:

А) К. Левин;

Б) Ф. Боас;

В) Г. Лассуэл;

Г) М. Фуко.

 

13. Сущность модели «привратника» в информационном процессе:

А) информация фильтруется на выходе из источника;

Б) информация фильтруется на входе;

В) информация фильтруется на выходе и на входе;

Г) информация передается от источника к реципиенту.

 

14. Социальные функции коммуникации:

А) информационная, регулятивная, культурологическая;

Б) контроль за информацией, функция «антенны»;

В) функция призмы – формирование новых моделей поведения;

Г) функция эха.

 

15. Организатор работы фокус-группы называется:

А) анкетер;

Б) интервьюер;

В) тьютор;

Г) модератор.

 

Темы СРС 4 семестр:

 

1. Средства массовой информации, массовая коммуникация, масс медиа, средства массового общения - к вопросу о дефинициях и генезисе понятий.

2. Массовая коммуникация и социальные изменения: теоретические модели, результаты исследований.

3. Структурный функционализм как исследовательская традиция социологии массовых коммуникаций.

4. Концепция идеологии и ее познавательный потенциал применительно к задачам изучения массовых коммуникаций.

5. Массовые коммуникации и социальные изменения: теоретические модели, результаты исследований.

6. Современные тенденции в области мировых информационных процессов.

7. Нормы функционирования институтов массовой коммуникации в условиях тоталитаризма, авторитаризма, либеральной демократии. Специфика современной российской ситуации.

8. Аудитория и эффекты массовой коммуникации.

9. СМК и власть. Понятие “четвертой власти.

10. Формы сосуществования государства и СМК.

11. Проблема представительской власти.

12. Социальное меньшинство. Формы актуализации мнений меньшинства.

13. Способы контроля над властью.

14. Место прессы в способах контроля.

15. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности.

16. Понятие информационной безопасности.

17. Влияние форм собственности на деятельность информационных органов.

18. Проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала.

19. Информационный продукт. Производство информационного продукта.

20. Неприбыльные источники информации.

21. Стандарты качества информации.

22. Национальные особенности организации информационной инфраструктуры.

23. Особенности политической коммуникации в современном обществе. Политическая реклама в СМК.

24. Возрастание объема политической информации в условиях модернизационных тенденций.

25. Морфология политической коммуникации в современном обществе.

26. Заинтересованность социума в соревновательности альтернатив политического и социального развития.

27. Место политической рекламы в СМК.

28. Общественный контроль над объемом и содержанием политической рекламы.

29. Политическая реклама - возможности манипулирования массовым сознанием.

30. Соотношение рационального и эмоционального в политической рекламе.

 

Темы СРС 5 семестр:

1. Исследование аудитории массовой коммуникации в России. Историографический обзор.

2. Прикладные маркетинговые исследования аудитории средств массовой коммуникации. Специфика изучения аудитории телевидения (радио, печатных изданий).

3. Проблематика мифа в работах Р. Барта. Как методология анализа мифа, по Барту, помогает анализировать материалы массовой коммуникации?

4. Механизмы формирования общественного мнения, роль в этом средств массовой информации. По работе Э. Ноэль-Нойман 'Спираль молчания'.

5. М.Маклюэн как основоположник концепций технологического детерминизма в сфере массовой коммуникации.

6. Как средства массовой информации и прочие институты общества 'делают' мнения? По работе П. Шампаня 'Делать мнение'.

7. Средства массовой информации в современном индустриально развитом мире. (По работам А. Зиновьева 'Запад', Глобальный человейник').

8. Ч. Р. Миллс как представитель радикальной социологии. Его видение отношений в системе: средства массовой информации - общественное мнение – демократическая политическая система. По работе 'Властвующая элита'.

9. Работа Г. Маркузе 'Одномерный человек'. Проблемы средств массовой информации и рекламы, как элементов системы духовного производства современного общества.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.