Темы контрольных работ. СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Вопросы к зачету.
1. Эволюция средств массовой коммуникации.
2. Нормативные принципы и теории функционирования средств массовой коммуникации.
3. Альтернативы влияния государства на политику средств массовой коммуникации в России и за рубежом.
4. Рейтинг политических лидеров и партий: анализ опросов общественного мнения.
5. Представление интересов бизнеса в российских СМК.
6. Деятельность PR-служб и СМК.
7. Политическая, коммерческая и социальная реклама в средствах массовой коммуникации.
8. Контент-анализ как метод социологического исследования.
9. Методы изучения общественного мнения в России и за рубежом.
10. Социологические методы изучения массовой коммуникации.
11. Интерпретация результатов социологических исследований.
12. Опыт изучения характеристик аудитории СМК. Медиаметрия.
13. Изучение теле- и радиоаудитории методом фокус-групп.
14. Качественные методы изучения аудитории СМК.
15.История развития прессы как средства массовой коммуникации за рубежом.
16. История становления и развития отечественной прессы.
17. «Качественная» и «массовая» пресса: причины возникновения, этапы развития, особенности функционирования.
18. История развития радио как средства массовой коммуникации.
19. История развития телевидения как средства массовой коммуникации. Современные модели телевидения.
20. Средства массовой коммуникации в условиях становления информационного общества. Демассификация и интерактивность СМК.
Вопросы к экзамену.
1. Коммуникация и информация в обществе: сущность, формы, значение. Генезис и усложнение коммуникативных процессов.
2. Общая характеристика видов коммуникации: межличностная, специальная, массовая.
3. Массовые коммуникации как социальный институт общества. Массовая коммуникация в сфере PR. «Спираль молчания».
4. Условия функционирования массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации.
5. Социология массовой коммуникации как наука.
6. Концепции гегемонии и эгалитарной массовой коммуникации. Структурно-функциональный анализ и социокультурный подход к анализу массовой коммуникации.
7. Концепции массовой коммуникации в исследованиях зарубежных социологов.
8. Линейное представление коммуникативных процессов. Модель Г. Лассуэла. Шумовая модель К. Шеннона – В. Уивера. Интеракционистская модель Т. Ньюкомба.
9. Многофакторные модели коммуникации: циркулярная (В. Шрамм, К. Осгуд, Г.Малецке). Коммуникативные элементы.
10. Двухступенчатая коммуникативная модель П. Лазарсфельда и модель «привратника» К. Левина.
11. Семиотические коммуникативные системы.
12. Лингвистические коммуникативные средства. Языковые модели Р. Якобсона, Ю. Лотмана, У. Эко.
13. Металингвистические и паралингвистические коммуникативные средства и их функции.
14. Печать в системе средств массовой коммуникации. «Качественная» и «массовая» пресса. Типология прессы XX в.: общая характеристика.
15. Оформление журналистики как сферы профессиональной деятельности. Этические кодексы журналистов.
16. История развития радиовещания как средства информации и пропаганды.
17. История развития телевидения и тележурналистики. Специфика телевидения как СМИ.
18. Средства массовой коммуникации в условиях становления информационного общества: тенденции развития.
19. Сущность, характеристики, структура и функции общественного мнения. Каналы и приемы выражения общественного мнения.
20. Управление общественным мнением. Роль слухов и стереотипов в формировании и функционировании общественного мнения.
21. Особенности политической коммуникации в условиях плюрализма социально-политического пространства.
22. Социологические методы исследования политической деятельности.
23. Реклама как специфический вид деятельности: сущность и функции (модель AIDA). Виды рекламы (коммерческая, политическая, социальная), их особенности.
24. Реклама в прессе. Печатная реклама. Особенности радио- и телерекламы.
25. Социологическое исследование: сущность, объект и предмет изучения, основные характеристики.
26. Основные этапы проведения и программа исследования.
27. Типология исследований.
28. Анализ документов как метод сбора социальной информации. Качественный и контент-анализ.
29. Опрос как метод сбора социальной информации. Основные этапы подготовки и проведения опроса. Виды опроса.
30. Анкета и лист интервью как документы для формализованного опроса.
31. Метод фокусированного интервью.
32. Метод наблюдения и его роль в исследовании.
33. Эксперимент в исследовании.
34. Выборочный метод в исследовании: сущность, способы извлечения, ошибки и ремонт выборки.
36. Состав методов исследования: общая характеристика.
Методические указания к выполнению контрольных работ:
Студенты выполняют работу в соответствии с шифром зачетной книжки письменно (в компьютерной форме). Объем контрольной работы определяется студентом самостоятельно с учетом полного раскрытия темы (но не более 15 страниц). На титульном листе указывается – название университета, кафедры, дисциплины, тема работы, Ф.И.О. студента, шифр зачетной книжки, специальность, курс, группа, Ф.И.О. преподавателя, год выполнения работы.
Контрольная работа включает в себя следующие разделы:
1. План
2. Введение
3. Основная часть (главы и параграфы)
4. Заключение
5. Список литературы.
При написании основной части контрольной работы внизу страницы приводится обычная сноска на использованную литературу и источники в такой форме: 1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2009. В работе могут быть приведены таблицы и рисунки (схемы, графики, диаграммы и т.п.), каждый из них должен иметь порядковый номер.
Качество выполнения контрольной работы рассматривается как один из критериев при итоговой оценке знаний студента по данной дисциплине.
2. Особенности информационных процессов в обществах традиционного и современного типа. Типологии современных средств массовой коммуникации.
3. Массовая коммуникация как предмет научного анализа. Социология массовой коммуникации как мультипарадигмальная дисциплина.
4. Структурно-функциональная традиция анализа массовой коммуникации.
5. Виды коммуникативных систем и уровни коммуникации.
6. Функции массовой коммуникации: уровень общества. Функции массовой коммуникации: индивидуальный уровень.
7. Социодинамическая теория А. Моля
8. Взгляд на массовую коммуникацию в работах Грамши
9. Идеология, как проблема реализации власти посредством трансляции ценностей, норм, убеждений.
10. Теория массовой коммуникации М. Де Флюэра.
11. Массовая коммуникация и концепция гегемонии.
12. Семиологические подходы в исследовании массовой коммуникации.
13. Семиотика как наука. Ф. Соссюр и Ч.С. Пирс как основатели семиологии.
14. Проблема значения и знака. Типы и организация знаков.
15. Денотат и коннотат. Структура мифа в семиологии.
16. К вопросу о семиологии телевидения. Приложения семиотики в практике изучения рекламы.
17. Критическая традиция анализа массовой коммуникации.
18. Средства массовой коммуникации как предмет исследования теоретиков Франкфуртской школы.
19. Средства массовой коммуникации и концепции 'массового общества'.
20. Критика тенденций современного телевидения.
21. Концепция 'глобальной деревни'.
22. Массовая коммуникация и гиперреальность.
23. Массовая коммуникация и гражданское общество.
24. Массовая коммуникация в контексте базовых прав и свобод личности.
25. Модель массовой коммуникации (определение, типы моделей, основные отличия). Модель массовой коммуникации К. Шеннона (предпосылки, составляющие, плюсы и минусы данной модели)
26. Медиа в системе отношений «рынок - государство – общество».
27. Модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла (предпосылки, составляющие, плюсы и минусы данной модели).
28. Формы частного и общественного владения средствами массовой коммуникации. Регламентирующая деятельность государства. Проблема регулирования деятельности средств массовой коммуникации
29. Модель массовой коммуникации В. Шрамма (предпосылки, составляющие, плюсы и минусы данной модели).
30. Медиа и власть в современной России.
31. Массовая коммуникация, аудитория, содержание, эффекты. Первый этап исследования эффектов массовой коммуникации.
Тесты
1. Коммуникация представляет собой:
А) информационное взаимодействие;
Б) общение;
В) речевую деятельность;
Г) процесс взаимодействия и передачи информации.
2. Массовая коммуникация – это:
А) передача информации большим по численности группам людей;
Б) взаимодействие больших социальных групп в условиях противоборства;
В) взаимодействие между различными индивидами при непосредственном контакте;
Г) комплекс средств связи между источником и приемником информации;
3. Понятие «массовая информация» означает:
А) периодические печатные издания;
Б) социальная информация, которой оперирует масса;
В) распространение информации;
Г) общение, передача информации от человека к человеку.
4. Двухступенчатая модель коммуникации – это:
А) передача информации реципиенту, самостоятельно принимающему решение о совершении какого-либо действия;
Б) передача информации, сопровождающаяся влиянием на адресата;
В) отбор информационного материала с ориентацией на целевые установки аудитории;
Г) фильтрация информации.
5. К видам коммуникационных систем относятся:
А) естественные, искусственные;
Б) оценочные, смысловые;
В) биологические;
Г) математические.
6. Социологические методы исследования аудитории делятся на следующие классы:
А) опрос и анкетирование;
Б) количественные и качественные;
В) контент-анализ и формализованный анализ документов;
Г) социальный эксперимент и кластерный анализ.
7. Вопросы в анкете бывают:
А) сложные и простые;
Б) открытые и закрытые;
В) заочные и очные;
Г) вступительные и заключительные.
8. По технике проведения опросы бывают:
А) интервью с указанием способа ответов;
Б) свободные и формализованные;
В) в присутствии анкетера;
Г) рейтинги.
9. Контент-анализ – это:
А) анализ литературного источника;
Б) метод обнаружения;
В) перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической обработкой;
Г) единица анализа.
10. Единицу контент-анализа составляет:
А) шрифт;
Б) характер информации;
В) знак препинания;
Г) понятие, имена, общественное событие.
11. Двухступенчатая модель коммуникации открыта:
А) У. Эко;
Б) П. Лазарсфельдом;
В) Аристотелем;
Г) Ю. Лотманом.
12. Автор коммуникационной модели «привратника»:
А) К. Левин;
Б) Ф. Боас;
В) Г. Лассуэл;
Г) М. Фуко.
13. Сущность модели «привратника» в информационном процессе:
А) информация фильтруется на выходе из источника;
Б) информация фильтруется на входе;
В) информация фильтруется на выходе и на входе;
Г) информация передается от источника к реципиенту.
В) функция призмы – формирование новых моделей поведения;
Г) функция эха.
15. Организатор работы фокус-группы называется:
А) анкетер;
Б) интервьюер;
В) тьютор;
Г) модератор.
Темы СРС 4 семестр:
1. Средства массовой информации, массовая коммуникация, масс медиа, средства массового общения - к вопросу о дефинициях и генезисе понятий.
2. Массовая коммуникация и социальные изменения: теоретические модели, результаты исследований.
3. Структурный функционализм как исследовательская традиция социологии массовых коммуникаций.
4. Концепция идеологии и ее познавательный потенциал применительно к задачам изучения массовых коммуникаций.
5. Массовые коммуникации и социальные изменения: теоретические модели, результаты исследований.
6. Современные тенденции в области мировых информационных процессов.
7. Нормы функционирования институтов массовой коммуникации в условиях тоталитаризма, авторитаризма, либеральной демократии. Специфика современной российской ситуации.
8. Аудитория и эффекты массовой коммуникации.
9. СМК и власть. Понятие “четвертой власти.
10. Формы сосуществования государства и СМК.
11. Проблема представительской власти.
12. Социальное меньшинство. Формы актуализации мнений меньшинства.
13. Способы контроля над властью.
14. Место прессы в способах контроля.
15. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности.
16. Понятие информационной безопасности.
17. Влияние форм собственности на деятельность информационных органов.
18. Проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала.
19. Информационный продукт. Производство информационного продукта.
20. Неприбыльные источники информации.
21. Стандарты качества информации.
22. Национальные особенности организации информационной инфраструктуры.
23. Особенности политической коммуникации в современном обществе. Политическая реклама в СМК.
24. Возрастание объема политической информации в условиях модернизационных тенденций.
25. Морфология политической коммуникации в современном обществе.
26. Заинтересованность социума в соревновательности альтернатив политического и социального развития.
27. Место политической рекламы в СМК.
28. Общественный контроль над объемом и содержанием политической рекламы.
29. Политическая реклама - возможности манипулирования массовым сознанием.
30. Соотношение рационального и эмоционального в политической рекламе.
Темы СРС 5 семестр:
1. Исследование аудитории массовой коммуникации в России. Историографический обзор.
2. Прикладные маркетинговые исследования аудитории средств массовой коммуникации. Специфика изучения аудитории телевидения (радио, печатных изданий).
3. Проблематика мифа в работах Р. Барта. Как методология анализа мифа, по Барту, помогает анализировать материалы массовой коммуникации?
4. Механизмы формирования общественного мнения, роль в этом средств массовой информации. По работе Э. Ноэль-Нойман 'Спираль молчания'.
5. М.Маклюэн как основоположник концепций технологического детерминизма в сфере массовой коммуникации.
6. Как средства массовой информации и прочие институты общества 'делают' мнения? По работе П. Шампаня 'Делать мнение'.
7. Средства массовой информации в современном индустриально развитом мире. (По работам А. Зиновьева 'Запад', Глобальный человейник').
8. Ч. Р. Миллс как представитель радикальной социологии. Его видение отношений в системе: средства массовой информации - общественное мнение – демократическая политическая система. По работе 'Властвующая элита'.
9. Работа Г. Маркузе 'Одномерный человек'. Проблемы средств массовой информации и рекламы, как элементов системы духовного производства современного общества.