Группировки сомалийских пиратов, пожалуй, наиболее известны. Как правило, это молодые люди, вооруженные гранатометами и автоматами и имеющие определенную военную подготовку — уж что-что, а метко стрелять в Сомали умеют даже подростки. Пиратство здесь зародилось в 1990-х, как раз в то время, когда страну охватил политический хаос. Государство развалилось на 10-15 отдельных территорий, которые не удается объединить и до сих пор.
Большинство нынешних морских разбойников — дети кровопролитной гражданской войны. Немало среди них и бывших сотрудников береговой охраны, которые, пользуясь безвластием, стали попросту "штрафовать" проходящие мимо корабли. Затем в пираты переквалифицировались местные рыбаки. Объединяясь якобы для защиты своего промысла, многие в итоге выбрали более выгодный криминальный способ заработка.
И главный фактор — контролируя прибрежные воды, пираты выходят на большой торговый путь, связывающий Средиземное и Красное моря с Персидским заливом и Индийским океаном. Здесь проходит до половины всех мировых насыпных грузов и до трети — контейнеров. Другими словами, Аденский залив ежесуточно пересекают сотни набитых ценностями кораблей, что, учитывая социально-экономическое положение в Сомали, для многих ее жителей становится непреодолимым искушением. Недаром, по словам очевидцев, прибрежные поселки в беднейшей стране наполнены дорогими джипами, а рыбаки перебираются из хижин, обитых железом, в белокаменные дворцы.
Точной статистики нет, но в год жертвами нападений здесь становятся экипажи двух-трех сотен судов. Одновременно в небольших укромных бухтах на сомалийском берегу могут находиться до 50 кораблей, ожидающих выкупа. Переговоры с их владельцами ведут посредники в европейских странах, а речь идет о суммах порядка 5 миллионов долларов. Интересно, что пираты используют разнообразную тактику. Так, захватив весной 2011 года крупногабаритный американский танкер, преступники в течение двух месяцев использовали его в качестве своего плавательного средства. Они подходили на нем к более мелким кораблям и обстреливали их сверху.
Кстати, по данным СМИ, нередко пираты отчисляют властям той или иной сомалийской автономии порядка 10 процентов от суммы выкупа — на социальные или политические проекты. Понятно, что в самой стране бороться с пиратством никто и не думает. Этим занимаются десятки иностранных военных кораблей, включая российские. Им регулярно приходится участвовать не только в конвоировании кораблей. Так, в 2010 году прославился противолодочник "Маршал Шапошников", освободивший танкер "Московский Университет", который под либерийским флагом перевозил почти 90 тысяч тонн нефти.
Малайзия и Малаккский пролив
Этот узкий пролив между Индонезией и Малайзией — еще одно стратегическое для пиратов место. Здесь за год проходит до 50 тысяч кораблей — вдвое больше, чем в Аденском заливе. Недаром этот пролив ставят в один ряд со знаменитыми Панамским и Суэцким. Но если там об организованной преступности речи не идет, то в Малаккском любое судно подвергается большой опасности.
Пираты тут появились еще в XIV веке — на них опирались сначала правящие режимы, затем националисты, которые вели неравную борьбу с колонизаторами из Голландии и Португалии. Современные флибустьеры, зачастую продолжающие ремесло предков, действуют под покровительством местных мафиози. Попадать в криминальную хронику они стали в конце 1990-х, а разгуляться им удалось уже в нынешнем веке. Малайзия, Индонезия и Сингапур — страны, которые в экономическом плане довольно крепко стоят на ногах, были вынуждены усилить морскую охрану, но победить пиратов пока не удается.
Им помогают некоторые особенности этой местности. Во-первых, Малаккский пролив очень узок (в районе Сингапура он сужается до 2,5 километра) и любой танкер оказывается у пиратов в "шаговой" доступности. Во-вторых, дым от постоянных лесных пожаров на индонезийском острове Суматра заставляет суда снижать скорость и в то же время позволяет разбойникам незаметно подходить к кораблям.
Отметим, что малайзийских пиратов считают куда более опасными, чем сомалийских, которые стараются избегать кровопролития. И это при том, что многие местные разбойники — лануны — вооружены не автоматами, а ножами, напоминающими классические мачете.