Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Интеллектуальный актив

Интеллектуальный актив – экономический термин, отражающий способность нематериального объектаприносить доход. Осокина И.В. дает следующее определение интеллектуальным активам: «Интеллек-туальные активы представляют собой совокупность знаний, в значительной степени или частично отчужденных от их создателей и представляющих коммер-ескую ценность для предприятия и его партнеров.Эти знания могут быть и защищены, и не защищены

правовыми отношениями» [15, c. 70]. Мильнер Б.З. под интеллектуальными активами подразумевает «сово-

купность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков [11]. Согласно приведенным

определениям, сущность интеллектуальных активов составляют знания.

В работах отечественных авторов и переводах зарубежных публикаций совокупность объектов, включаемых в состав ИК, называют активами, так же как в структуре материальных и финансовых ресурсов в бухгалтерском балансе. Вместе с тем за термином «актив» закреплены определённые экономические и правовые атрибуты, какими не обладает доминирующий ресурс ИК — знания. Для того, чтобы обеспечить семантическую тождественность исследуемых объектов ИК необходимо использовать более широкое понятие — авуары, с выделением в их структуре активов — объектов, соответствующих этому понятию.Авуары — материальные и нематериальные ресурсы производства, не обязательно обладающие ликвидностью и являющимися объектами собственности, в том числе активы, представляющие одну из сторон бухгалтерского баланса, отражающую в денежном выражении все принадлежащие фирме материальные и нематериальные ценности. В этом случае ИК фирмы включает и материальные авуары, и активы типа патентов, торговых марок, операционных технологий и компьютерных программ, и неосязаемые авуары — знания, технические навыки, компетентность и деловые возможности сотрудников.

Ресурсы ИК объединены в три группы: человеческие авуары, структурные и рыночные авуары и активы. Человеческие авуары включают совокупность индивидуальных и коллективных знаний персонала фирмы, компетенцию — знание и опыт в конкретной области, творческие способности, технологические и управленческие навыки и т. п. Рыночные активы и авуары связаны непосредственно с операциями на рынке и обеспечением конкурентных преимуществ фирмы. Структурные активы и авуарыобеспечивают успешное функционирование основного производства.

Конкурентоспособность современной фирмы во все более значительной степени зависит не от контролируемых ею финансовых и материальных ресурсов, а является результатом использования интеллектуально-информационных факторов неосязаемого характера. Уровень нововведений, НИОКР, технологий, ноу-хау, организационной культуры, баз данных и знаний становится решающим условием долгосрочного устойчивого развития фирмы и ее эффективной адаптации к быстроменяющейся динамике рыночной среды. Именно эти факторы определяют реальную ценность фирмы. О возрастающей роли интеллектуальных активов, не идентифицируемых правом собственности и затратами на приобретение и создание, свидетельствует тот факт, что рыночная стоимость современной фирмы может в сотни раз превосходить стоимость ее балансовых активов.

Интеллектуальные активы, имея неосязаемую информационную природу, обладают рядом уникальных свойств, требующих особого подхода к их формированию и использованию. Одним из таких свойств является возможность создания их как во внутренней, так и во внешней среде функционирования фирмы. Любой реальный актив фирмы является фактором, увеличивающим ее возможности, а следовательно, и рыночную стоимость. Тогда положительное мнение потребителей и других общественных групп, партнерские отношения с поставщиками и подрядчиками, развитые дистрибьютерские каналы, известность торговой марки и т. п., безусловно, могут быть признаны реальными активами фирмы, так как существенно влияют на оценку рынком ценности фирмы. Такие активы можно назвать внешними интеллектуальными активами фирмы.


Интеллектуальный капитал — знания, навыки и производственный опыт конкретных людей (человеческие авуары) инематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов. Cумма знаний всех работников компании и/или инструменты организации увеличивающие совокупность знаний, т.е. всё то, что обеспечивает экономическую конкурентоспособность[1][2].

На сегодняшний день существует множество определений как интеллектуального, так и человеческого капитала. Согласно определению Осокиной И.В., «интеллектуальный капитал организации используется как ресурс при интеллектуальной деятельности; в то же время он аккумулирует созданные сотрудниками предприятия активы и деловую репутацию предприятия»

интеллектуальный капитал - это «система капитализированных интеллектуальных знаний, созидательное использование которых обеспечивает производство новых интеллектуальных благ и получение соответствующих доходов» [17, c. 58].В общем смысле интеллектуальный капитал организации представляет собой сумму трех слагаемых: человеческого капитала, отношенческого капитала и организационного капитала. Структура интеллектуально го капитала представлена на

 

 

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-aktivy-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-promyshlennogo-predpriyatiya#ixzz2EihPtxLM

 

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-aktivy-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-promyshlennogo-predpriyatiya#ixzz2EidCFeOK

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.