Интеллектуальный актив – экономический термин, отражающий способность нематериального объектаприносить доход. Осокина И.В. дает следующее определение интеллектуальным активам: «Интеллек-туальные активы представляют собой совокупность знаний, в значительной степени или частично отчужденных от их создателей и представляющих коммер-ескую ценность для предприятия и его партнеров.Эти знания могут быть и защищены, и не защищены
правовыми отношениями» [15, c. 70]. Мильнер Б.З. под интеллектуальными активами подразумевает «сово-
купность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков [11]. Согласно приведенным
определениям, сущность интеллектуальных активов составляют знания.
В работах отечественных авторов и переводах зарубежных публикаций совокупность объектов, включаемых в состав ИК, называют активами, так же как в структуре материальных и финансовых ресурсов в бухгалтерском балансе. Вместе с тем за термином «актив» закреплены определённые экономические и правовые атрибуты, какими не обладает доминирующий ресурс ИК — знания. Для того, чтобы обеспечить семантическую тождественность исследуемых объектов ИК необходимо использовать более широкое понятие — авуары, с выделением в их структуре активов — объектов, соответствующих этому понятию.Авуары — материальные и нематериальные ресурсы производства, не обязательно обладающие ликвидностью и являющимися объектами собственности, в том числе активы, представляющие одну из сторон бухгалтерского баланса, отражающую в денежном выражении все принадлежащие фирме материальные и нематериальные ценности. В этом случае ИК фирмы включает и материальные авуары, и активы типа патентов, торговых марок, операционных технологий и компьютерных программ, и неосязаемые авуары — знания, технические навыки, компетентность и деловые возможности сотрудников.
Ресурсы ИК объединены в три группы: человеческие авуары, структурные и рыночные авуары и активы. Человеческие авуары включают совокупность индивидуальных и коллективных знаний персонала фирмы, компетенцию — знание и опыт в конкретной области, творческие способности, технологические и управленческие навыки и т. п. Рыночные активы и авуары связаны непосредственно с операциями на рынке и обеспечением конкурентных преимуществ фирмы. Структурные активы и авуарыобеспечивают успешное функционирование основного производства.
Конкурентоспособность современной фирмы во все более значительной степени зависит не от контролируемых ею финансовых и материальных ресурсов, а является результатом использования интеллектуально-информационных факторов неосязаемого характера. Уровень нововведений, НИОКР, технологий, ноу-хау, организационной культуры, баз данных и знаний становится решающим условием долгосрочного устойчивого развития фирмы и ее эффективной адаптации к быстроменяющейся динамике рыночной среды. Именно эти факторы определяют реальную ценность фирмы. О возрастающей роли интеллектуальных активов, не идентифицируемых правом собственности и затратами на приобретение и создание, свидетельствует тот факт, что рыночная стоимость современной фирмы может в сотни раз превосходить стоимость ее балансовых активов.
Интеллектуальные активы, имея неосязаемую информационную природу, обладают рядом уникальных свойств, требующих особого подхода к их формированию и использованию. Одним из таких свойств является возможность создания их как во внутренней, так и во внешней среде функционирования фирмы. Любой реальный актив фирмы является фактором, увеличивающим ее возможности, а следовательно, и рыночную стоимость. Тогда положительное мнение потребителей и других общественных групп, партнерские отношения с поставщиками и подрядчиками, развитые дистрибьютерские каналы, известность торговой марки и т. п., безусловно, могут быть признаны реальными активами фирмы, так как существенно влияют на оценку рынком ценности фирмы. Такие активы можно назвать внешними интеллектуальными активами фирмы.
Интеллектуальный капитал — знания, навыки и производственный опыт конкретных людей (человеческие авуары) инематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов. Cумма знаний всех работников компании и/или инструменты организации увеличивающие совокупность знаний, т.е. всё то, что обеспечивает экономическую конкурентоспособность[1][2].
На сегодняшний день существует множество определений как интеллектуального, так и человеческого капитала. Согласно определению Осокиной И.В., «интеллектуальный капитал организации используется как ресурс при интеллектуальной деятельности; в то же время он аккумулирует созданные сотрудниками предприятия активы и деловую репутацию предприятия»
интеллектуальный капитал - это «система капитализированных интеллектуальных знаний, созидательное использование которых обеспечивает производство новых интеллектуальных благ и получение соответствующих доходов» [17, c. 58].В общем смысле интеллектуальный капитал организации представляет собой сумму трех слагаемых: человеческого капитала, отношенческого капитала и организационного капитала. Структура интеллектуально го капитала представлена на
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-aktivy-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-promyshlennogo-predpriyatiya#ixzz2EihPtxLM
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-aktivy-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-promyshlennogo-predpriyatiya#ixzz2EidCFeOK