Средства спортивной тренировки. Спортивная тренировка
Спортивная тренировка. Средства и методы.
Целью спортивной тренировки – достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психологической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Основные задачи, решаемые в процессе спортивной тренировки, следующие:
1. освоение техники и тактики избранного вида спорта;
2. обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
3. воспитание должных моральных и физических качеств;
4. обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
5. приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;
6. комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсменов.
Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные направления спортивной подготовки ─ техническую, тактическую, физическую, психологическую, интегральную.
Задачами технической подготовки является: создание нужных представлений о спортивной технике, овладении необходимыми умениями и навыками, усовершенствования спортивной техники путем изменения ее динамических и кинематических параметров, а также освоение новых приемов и элементов, обеспечение вариативности спортивной техники.
Тактическая подготовленностьпредполагает анализ особенностей предстоящих соревнований, состава соперников и разработку оптимальной тактики на предстоящие соревнования. При этом следует постоянно совершенствовать наиболее приемлемые для данного спортсмена тактические схемы, отрабатывать оптимальные варианты в тренировочных условиях путем моделирования особенностей предстоящих соревнований, функционального состояния спортсмена, характерного для соревновательной деятельности.
В процессе физической подготовки спортсмену необходимо повышать уровень возможностей функциональных систем, обеспечивающих высокий уровень общей и специальной тренированности. Развивать основные двигательные способности ─ силу, скорость, выносливость, гибкость, координацию. Следует отметить, что у всех видов спорта имеются доминирующие двигательные способности, которые необходимо развивать наиболее активно. В связи с этим всю физическую подготовку разделяют на общую и специальную физическую подготовку.
Психологическая подготовкаподразумевает воспитание и совершенствование морально-волевых качеств и умение управлять своим психическим состоянием в период тренировочной и соревновательной деятельности. По мнению многих тренеров именно психологическая подготовка наиболее сложная и трудная в процессе спортивной тренировки.
Отдельная группа задач связана с интеграцией, т.е. объединением в единое целое качеств, умений навыков, накоплений знаний и опыта, связанных с различными сторонами подготовленности. Именно этот вид подготовки называется интегральной подготовкой.
Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, обуславливает их уровень.
Средства спортивной тренировки
Средства спортивной тренировки ─ разнообразные физические упражнения, прямо или опосредованно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов.
Состав средств спортивной подготовки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации, квалификацией спортсмена, этапом подготовки.
Средства спортивной тренировки ─ физические упражнения ─ условно могут быть подразделены на четыре группы: общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные, соревновательные.
Общеподготовительныеупражнения – двигательные действия, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенном противоречии (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания).
Вспомогательныеупражнения – двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.
Специально-подготовительныеупражнения - двигательные действия, занимающие центральное место в системе тренировки, и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.
Соревновательныеупражнения – двигательные действия, предполагающие выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований.
Соревновательные упражнения характеризуются рядом особенностей.
· во-первых, при их выполнении достигаются высокие и рекордные результаты; определяется предельный уровень адаптационных возможностей спортсмена, которого он достигает в результате применения в своей подготовке общеподготовительных, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений;
· во-вторых, сами соревновательные упражнения можно рассматривать как наиболее удобные объективные наглядные модели резервных возможностей спортсмена.
Средства спортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. Можно выделить средства, преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности ─ технической, тактической, физической и т.д.