Экстремальные условия и их влияние на поведение людей
В последнее время часто создаются условия, когда нормальная деятельность различных подразделений правоохранительной системы, направленная на охрану общественного порядка, борьбу с преступностью, охрану интересов государства, защиту прав и свобод граждан и т.д., нарушается внезапным осложнением оперативной обстановки. Привычные условия деятельности меняют природные и технические катастрофы, массовые беспорядки, социальные катаклизмы и ведение боевых действий. Они по своим параметрам значительно выходят за рамки привычных норм, заставляя использовать непривычные формы и приемы работы, в том числе и делового общения. В связи с этим следует обратиться к ряду особенностей влияния внешних факторов экстремальности на состояние человека, выделив особенности общения в этих условиях.
Психологическая сущность экстремальных условий заключается в разрушении привычных систем отношений; изменении системы мотивации деятельности; изменении норм (правовых, моральных и прочих), которыми привычно пользуется человек. В экстремальных условиях люди могут оказаться и по своей воле (как профессионалы различных специальных подразделений, врачи, транспортники и т.п.), и вопреки своей воле (жертвы катастроф и стихийных бедствий, лица, подвергшиеся наказанию и т.п.).
К задачам, решаемым правоохранительными органами в сложных условиях, относятся также предупреждение и пресечение распространения ложных и провокационных слухов, паники и возможных массовых беспорядков; осуществление режима допуска в очаги экстремальных условий.
Решение перечисленных выше задач накладывает свой отпечаток на содержание, характер, этику делового общения в экстремальных ситуациях. В таких условиях модель общения требует от сотрудника дипломатических способностей и психической уравновешенности, знания психических особенностей поведения человека в экстремальных ситуациях.
Среди психологических последствий экстремальных условий на первое место можно поставить нарастание эмоционального компонента в поведении. У ряда лиц понижается способность к самоуправлению, повышается нервно-психическое напряжение, активизируются отрицательные эмоции.
Люди в экстремальных условиях легче поддаются влиянию эмоций, им труднее контролировать свое поведение, в том числе и в общении. Появляются чувства отчаяния, страха, безнадежности, гнева. На поведение таких людей труднее воздействовать рациональными, разумными доводами и аргументами.
Сотрудникам правоохранительных органов в таких условиях нередко приходится противопоставлять этим негативным чувствам свое хладнокровие, рассудительность и красноречие, способность сдерживать себя и подавлять неуправляемые эмоции. Повышенные физические нагрузки, нервное напряжение обусловливают активизацию явлений, возникающих в основном при нарастающем истощении нервной системы. У людей появляются раздражительность, резкая смена настроений, в ходе общения и межличностного взаимодействия легче вспыхивают конфликты (порой из-за мелочей). Человек легче перенимает настроение других людей, поддается панике, отчаянию. В то же время большое влияние оказывают и положительные эмоции, когда высокое моральное состояние окружающих более интенсивно передается каждому.
Перечисленные психические особенности, характер экстремальных ситуаций позволяют сделать вывод о том, что сотрудникам правоохранительных органов в ходе делового общения необходимо особое внимание уделять моральному состоянию населения, поддержанию его духа.
В ходе общения необходимо учитывать и принимать во внимание основные психологические реакции человека на экстремальные условия. В результате анализа они были сгруппированы по двум основным уровням.
– разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе;
– недостаточная мобилизованность, несобранность;
– утрата самоконтроля, появление истерических реакций, панические действия, появление чувства слабости;
– острые психозы.
В любой экстремальной ситуации много что зависит от нашей способности сохранять самообладание, поскольку лишь при этом условии возможна адекватная оценка того что происходит с дальнейшим успешным выполнением принятых решений. Для того чтобы не попасть в безысходное положение сотруднику полиции необходимо: всегда быть терпеливым и сохранять самообладание.
Ключевые слова:
этика, этикет, мораль, нравственность, интересы дела, порядочность, доброжелательность, уважительность, вежливость, корректность, тактичность, скромность, простота, точность, культура поведения, речевой этикет, культура речи, тон, интонация, молчание, профессиональный такт.
Рекомендуемая литература:
1. Бандурка О.М. Професійна етика працівників органів внутрішніх справ: Навч. посібник. – Харків: НУВС, 2001.
10. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб.пособие. – М.: Щит, 2008
11. Профессиональная этика и служебный этикет: ученик для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /под. ред.. В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011.