Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Сравнительная характеристика видов транспорта по отдельным показателям приведена в таблице 2.
Таблица 2. Сравнительная характеристика видов транспорта по отдельным показателям
Показатель
Морской
Железнодорожный
Речной
Автомобильный
Воздушный
Пропускная способность
Неограниченная
Высокая
Высокая
Невысокая
Малая
Себестоимость
Низкая
Низкая
Низкая
Средняя
Высокая
Скорость перевозки
Низкая
Высокая
Низкая
Высокая
Очень высокая
Регулярность
Иногда ограничена
Стабильная
Сезонная
Контролируемая
Лимитируется погодой
Дальность перевозок
Межконтинентальная
Внутриконтинентальная
Внутри водного бассейна
Небольшая
Неограниченная
Объем перевозок
Большой
Большой
Большой
Небольшой
Небольшой
Необходимость в специальной сети дорог
Не требуется
Требуется
Не требуется
Требуется
Не требуется
Необходимость в специальных терминалах
Требуется портовое хозяйство
Требуются терминалы на станции
Требуются терминалы на пристани
Не требуется
Требуются ; аэропорты
В таблице 2 показана структура постоянных и переменных издержек в каждом виде транспорта.
В таблице 3 они сопоставляются по скорости, доступности, надежности, грузоподъемности и частоте использования.
Таблица 3Структура издержек различных видов транспорта
Вид транспорта
Издержки
Постоянные
Переменные
Железнодорожный
Высокие расходы на подвижной состав, терминалы, рельсовые пути и пр.
Низкий уровень
Автомобильный
Низкие издержки (шоссе уже построены и поддерживаются из дорожных фондов)
Средний уровень (горючее, техническое обслуживание и пр.)
Водный
На среднем уровне (суда и оборудование)
Низкий уровень (возможна разовая перевозка большого тоннажа)
Воздушный
Низкий уровень (самолеты, погрузочно-разгрузочное оборудование, контейнеры)
Высокий уровень (горючее, оплата труда, техническое обслуживание и пр.)
Трубопроводный
Самый высокий уровень (земля, строительство, насосные станции, система контроля и управления).
Самый низкий уровень (затраты на оплату труда крайне незначительны)
Скорость определяется временем движения на определенное расстояние. Самый быстрый из всех – воздушный транспорт.
Доступность – это способность транспорта обеспечить связь между любыми двумя географическими пунктами. Наибольшей доступностью отличается автотранспорт, так как грузовики могут взять груз непосредственно в месте отправления и доставить его непосредственно в место назначения. Показатель надежности отражает потенциальные отклонения от ожидаемого или установленного графика доставки. Поскольку трубопроводы работают круглые сутки и не боятся ни погоды, ни перегрузки, они являются самым надежным видов транспорта. Грузоподъемность характеризует способность перевозить грузы любого веса и объема. По этому признаку наивысшая оценка принадлежит водному транспорту. Частота – это число перевозок (транспортировок) в графике движения. Поскольку трубопроводы работают в непрерывном режиме, они и здесь занимают первое место. Относительные характеристики видов транспорта в таблице 4.
Таблица 4.Относительные характеристики видов транспорта
Характеристика
Железно-дорожный транспорт
Авто-транспорт
Водный транспорт
Воздушный транспорт
Трубопроводы
Скорость
Доступность
Надежность
Грузоподъемность
Частота
Суммарная оценка
Транспортные средства различных видов имеют определенные характеристики:
Показатели водных судов:
1) водоизмещение (массовое или объемное) определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном;
2) грузоподъемность - перевозочная способность данного судна;
3) дедвейт (или полная грузоподъемность) - величина груза, которую судно способно принять до осадки по летнюю грузовую марку на ватерлинии;
4) грузовместимость - способность судна вместить груз определенного объема (отдельно для тарно-упаковочных, штучных и сыпучих грузов).
Эксплуатационные показатели железнодорожного состава:
Различают одинарную грузовместимость, когда объем всех грузовых помещений используется одновременно, и двойную, когда грузовые помещения используются по очереди для равномерности загрузки судна.
коэффициент использования грузоподъемности, равный отношению фактической массы груза в вагоне к его грузоподъемности;
техническая норма загрузки - это согласованной с грузоотправителем количество груза, которое может быть загружено в данный вагон при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости. К таким показателям относятся характеристики автомобиля по его габаритам, массе, грузоподъемности, проходимости, скорости и другим динамическим качествам, устойчивости и маневренности и, наконец, по экономичности. Эффективность использования автомобильного транспорта определяется такими показателями, как себестоимость перевозок, их производительность, энергоемкость и др.
Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы.
Снабженческо-сбытовые организации участвуют в транспортном процессе и тем самым оказывают существенное влияние на себестоимость перевозки грузов автомобильным транспортом. Знание работниками организаций влияния эксплуатационных показателей на себестоимость 1 т. км позволяет правильно использовать транспортные средства при доставке продукции потребителям и тем самым снизить себестоимость перевозок грузов. При повышении коэффициентов использования грузоподъемности и пробега подвижного состава резко снижается себестоимость перевозок, так как при этом уменьшается сумма и переменных и постоянных расходов, приходящихся на 1 т. км.
Огромную роль в снижении себестоимости перевозок играют эффективная организация перевозок и комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ.
Рациональное решение этих вопросов позволяет максимально использовать грузоподъёмность автомобилей и обеспечить минимальный их простой при погрузке и разгрузке. Значительное снижение себестоимости достигается применением прицепов, которые резко увеличивают производительность автомобиля и способствуют повышению коэффициента использования пробега.