Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сотрудничество учителей



Учение без принуждения

Идея трудной цели

4. Идея опоры.Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый учащийся мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать группу и не сбивать темп занятия, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи.

5. Оценка работ.Необходимо справедливо оценивать работу каждого ученика на каждом уроке. Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Успех учащихся зависит и от повторения.

6. Идея свободного выбора.Чтобы учащиеся чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора -- самый простой шаг к развитию творческой мысли.

7.Идея опережения.С.Н.Лысенкова впервые вводит на урок «завтра». Кроме повторений и объяснения нового, она отводит некоторое время для изучения материала, который будет проходить через пятьдесят или сто уроков.

Идея крупных блоков

9. Идея соответствующей формы.Занятие должно по форме отвечать изучаемой дисциплине.

10. Идея самоанализа.Трудность учения состоит в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не оценит -- нуждается в оценке педагога. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто сам выносит точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность.

Интеллектуальный фон класса

Если в классе сильно общее стремление к знаниям, к достижению высоких целей, то и каждый учащийся будет лучше учиться. На общие цели и ценности класса сильно влияет его интеллектуальный фон (термин В.А.Сухомлинского).

Коллективное творческое воспитание

Творческий производительный труд

Личностный подход

Весь этот комплекс методов и методик приводит к идее личностного подхода к ребенку вместо индивидуального. Сколько бы ни говорили о необходимости индивидуального подхода, учитель, перегруженный уроками и делами, не может осуществить его в полной мере. Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему.

Сотрудничество учителей

Основными способами реализации технологии обучения в сотрудничестве являются:

1. Обучение в команде. Этот способ реализации технологии обучения в сотрудничестве предполагает предварительное объяснение нового материала педагогом. Затем группы получают одинаковые задания, ориентированные на закрепление, углубление понимания учебного материала. Члены группы одновременно либо по очереди выполняют каждый свою часть группового задания.

2. Мозаика. При использовании этого способа учебный материал разбивается на несколько смысловых частей, и его изучение организуется в три этапа: а) каждый член группы работает индивидуально самостоятельно над своей частью учебного материала; б) учащиеся, изучающие одну и ту же часть материала, временно объединяются в «экспертные группы» для обсуждения и уточнения ее содержания; в) группы вновь собираются в первоначальном составе, и каждый член группы обучает остальных тому, что только что изучил сам.

3. Учимся вместе. Каждая группа получает свое задание, которое является подзаданием, частью общей темы, которая изучается на занятии. Внутри группы учащиеся самостоятельно распределяют роли, необходимые для выполнения задания. Усвоение всего учебного материала достигается в результате совместной работы учащихся внутри групп, а также взаимодействия между группами в целом.

Среди достоинств педагогики сотрудничества можно назвать:

- создание благоприятного психологического климата на занятии;

- стимулирование положительного отношения к процессу обучения в целом;

- развитие навыком общения;

- активизация речевой и мыслительной деятельности учащихся;

- содействие воспитанию чувства ответственности.

Но имеются и определённые минусы:

- на овладение учебным материалом учащимся требуется больше времени;

- используется при изучении материала, не требующего жесткой последовательности в изучении;

- более эффективна в отношении учебного материала, основу изучения которого составляет понимание, а не запоминание;

- необходимы возможности для групповой рассадки учащихся в аудитории;

- усложнение системы оценивания.

Традиционные методы работы в группах используются для того, чтобы ребята приобретали: а) навыки коммуникации, б) обсуждали свои жизненные проблемы, в) умели рефлексировать, создавать проекты.

Чем же работа в группах отличается от традиционного урока:

а) все активны, работают над заданием,

б) обсуждают, высказывают свое мнение, слушают друг друга, задают друг другу вопросы ("Почему так думаешь..."), учатся помогать друг другу ("А как ты это понимаешь..."),

в) одаренные дети могут раскрыть свои способности без привлечения внимания целой группы,

г) дети более свободно держатся во время работы в группах. Ученик, которого обычно в классе не замечают, имеет возможность продемонстрировать свои знания, он не боится унижения.

Как использовать работу в группах?

- Преподаватель должен поставить перед учащимися проблему или дилемму.

- Преподаватель должен задать себе вопросы:

"Почему я хочу, чтобы дети этому научились?"

"Как я могу их побудить к мышлению?"

- Мы должны помнить, что встречаемся с людьми, у которых разные стили обучения, разные способности и умения.

- Поощрять у учащихся собственное мнение.

- Учащиеся с помощью заданий формируют и выражают собственное мнение слушать других, делать выводы, а это демократический способ мышления.

ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА:

обязанности членов группы:

а) каждый должен слушать своих товарищей,

б) каждый должен принимать участие в работе,

в) каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна,

г) каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят.

Как разделить учащихся на группы:

а) самая лучшая группа из 4-5 человек,

б) пары хороши для упражнений, требующих достижения взаимопонимания, в) состав группы должен быть неоднородным (разный уровень развития, пол и т.д.),

г) учащихся в группы распределяет преподаватель. Учащиеся могут выбрать группы на основе своей заинтересованности,

е) если в группе конфликт, надо дать детям самим найти решение.

Важным моментом педагогики сотрудничества является кооперативное обучение.

Основными элементами кооперативного обучения можно назвать:

1. Положительная взаимосвязь:

а) определяется общая цель - научить каждого в отдельности, а также всех вместе;

б) распределить роли в каждой группе - подводящие итоги, ободряющий, а также поддерживающий каждого в процессе обучения, развивающей идеи.

2. Парное взаимообучение:

а) учащиеся помогают и поддерживают друг друга в стремлении учиться,

б) учитель организует пары таким образом, чтобы учащиеся сидели рядом и могли обсудить каждый аспект задания.

3. Индивидуальная ответственность:

а) учитель постоянно следит за уровнем знаний каждого,

б) учитель может индивидуально проверить каждого ученика или выбрать одного члена группы для тестирования.

4. Умение сотрудничать друг с другом или с небольшой группой:

Оно включает в себя:

- умение лидировать,

- умение принимать решения,

- умение разрешать конфликты.

5. Групповое обсуждение:

а) каждая группа должна описать действия каждого учащегося, которые помогли всем вместе добиться успеха,

б) подведение итогов,

в) преподаватель постоянно наблюдает за работой групп и рассказывает группам и всем учащимся о результатах совместного обучения.

Древнегреческий философ Эпикур сказал: "При дискуссии больше выигрывает побежденный в том отношении, что он умножает свои знания".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.