Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Контроль в менеджменте: сущность и характеристика

Контроль - одна из важнейших функций менеджмента.

Контроль - проверка чего-либо - это процесс обеспечения то­го, что организация действительно достигает цели. Основная зада­ча контроля - создание условий для. устойчивости той или иной системы.

Контроль представляет собой функцию менеджмента, а, следо­вательно, проявляется как непрерывные процесс управления. В свя­зи с этим любом руководитель должен поставить дело таким обра­зом, чтобы работники воспринимали процедуру контроля как само собой разумевшееся действие, по сути дела, на имеющее ни начала, ни конца.

Во все случаях контролируются обычно три веди:

I/ сроки выполнивши решения,

2/ объем выполнения решения,

З/ сущность - содержание самого выполнения решения. Бывает сроки выполнены, а по содержанию работа не выполнена, или, наобо­рот, сроки нарушены ради содержания и т.д.

Методические посылки контроля заключаются в том, что прове­ряется как выполняется решение; как реагируют на принятое реше­ни- е подчиненные; в чем суть отклонении, которые допускаются ра­ботниками. Ни в коей случае нельзя исходить из такого положения, что контролировать надо абсолютно всех. руководитель должен выя­вить причины отклонения, выбрать способ и метод корректировки поведения и оценивать определенным способом действия подчиненных.

Задачи контроля:

- сбор и систематизация информации о фактическом со стоянии деятельности и ее результатах (функция - учет);

- оценка состояния и значимости полученных результате» деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (функция - оценка);

- анализ причин отклонений и дестабилизирующих факта ров, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ)

- прогнозирование последствий сложившейся ситуации иI обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показа­телей или организационных условий их выполнения, т.е. осу­ществляется обратная связь в управленческом цикле.

Виды и формы контроля и регулирования

Система контроля в организации должна предусматри­вать осуществление различных видов контрольной деятельно­сти.

Эффективная система контроля характеризуется:

- стратегической направленностью;

- ориентацией на результаты;

- соответствием контролируемому виду деятельности;

- своевременностью (нужная информация нужным людям До того, как произойдет кризис) и гибкостью;

- экономичностью и простотой.

Характеристика основных видов контрольной деятельности

Вид контроля Содержание ;
Предварительный Проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или не­обоснованных решений. Применяется к трудовым, ма­териальным и финансовым ресурсам.
Текущий Осуществляется в процессе исполнения принятых ре­шений (плановых заданий). Назначение – своевременное выявление отклонений, препятствующих исполнению решений в полном объеме, нужного качества установленные сроки. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начал ком.
Заключительный Осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения
Стратегический Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают жизненно важные аспекты и политики организации: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель.
Оперативный процессов и имеет своей задачей обеспечение вы­полнения принятых плановых заданий. Объектами выступают: тематические и производственные задания, сроки проведения работ, качество ра­бот, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью затраты предприятия.
Финансовый     Ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой органи­зационной структурой. Объектами являются такие показатели, как: прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации (платежеспособность и ликвидность).
Административный Распространяется на процессы деятельности и управ­ления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты контроля: производственно-хозяйственный процесс в целом и его отдельные части, плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной програм­мы и всех видов планов организации.
Полный Строится как целостная система, постоянно функцио­нирующая в принятой организационной структуре.
Выборочный Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдения нормативных требований, научно-техни­ческого уровня продукции и т.п.

 

В процессе контроля и регулирования выделяются три эта­па, на каждом из которых реализуется комплекс различных мер:

• выработка стандартов и критериев;

• сопоставление фактических результатов с ожидаемыми;

• принятие корректирующих мер.

Первый этап процесса контроля непосредственно свя­зан с функцией планирования. На этом этапе устанавлива­ются стандарты и критерии оценки деятельности объекта уп­равления, которые определяются при планировании. Стандар­ты, используемые для контроля, отражаются в форме плано­вых заданий, нормативов, показателей и выбираются из целей и стратегий развития объекта управления и его основ­ных областей.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставле­нии фактически достигнутых результатов функционирования объекта управления с установленными стандартами. На этом этапе определяются интервалы допустимых отклонений от ус­тановленных стандартов, измеряются фактически достигнутые результаты и выявляются существенные отклонения, требую­щие принятия корректирующих мер.

На третьем этапе анализируются причины возникнове­ния отклонений и выбирается один из трех вариантов пове­дения: ничего не предпринимать; устранить отклонения, преж­де чем они перерастут в крупные проблемы; пересмотреть стандарты.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.