Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 2 Основные приемы работы



При выборе бруска древесины прежде всего ориентируйтесь на текстуру древесной породы. Если вы задумали повесить свой шедевр на стену и смотреть на него, то предпочти тельнее в этом случае использовать древесные породы со слабовыраженным текстурным рисунком. В этом случае он плохо различим и его наличие не играет важной роли. Такой же тип древесины используют и для объемной резьбы, где на первый план всегда выходит сама форма, а не текстурный рисунок. Древесина со слабо выраженной текстурой также хорошо подходит и для рельефного рисунка, который будет накладываться на природный орнамент, что, скорее всего создаст излишнее нагромождение деталей.

Древесные породы с ярко выраженным текстурным рисунком преимущественно используются в тех случаях, когда текстура является самостоятельным художественным элементом. Рисунок накладывается не поверх текстуры, а призван лишь подчеркнуть красоту природного орнамента.

Большое значение имеет и то, из какой части дерева взят брусок. Хотя необходимо отметить, что для резьбы пригодны практически все части дерева, за исключением, естественно, листьев. Очень интересными получаются вещи выполненные из корня и некоторых ветвей, не говоря уже о самом стволе, который представляет собой наиболее ценную часть всего дерева. Из него, как правило, делают заготовки.

Виды резьбы

Существует несколько видов резьбы по дереву, которые выделяются по основным художественным приемам и средствам выражения. Это плоскостная резьба, к которой относятся плосковыемчатая и плоскорельефная резьба, рельефная резьба, прорезная резьба, объемная резьба и домовая резьба.

 

Плоскостная резьба

Существует несколько видов плоскостной резьбы, среди которых принято выделять плосковыемчатую резьбу и плоскорельефную резьбу.

Главной особенностью этого типа резьбы является то, что узор наносится на плоскую поверхность древесины. В зависимости от того, каким способом выводится рисунок, разделяют выемчатую резьбу, т. е. рисунок предстает в виде углублений, и рельефную резьбу, т. е. рисунок выступает на поверхности. У каждого из этих видов есть множество разновидностей. Среди разновидностей плосковыемчатой резьбы выделяют геометрическую и скобчатую резьбу.

 

· Геометрическая плосковыемчатая резьба

Геометрическая плосковыемчатая резьба является самым простым и наиболее древним видом резьбы по дереву. При выполнении такой резьбы вам понадобится только один инструмент - нож-косяк. Традиционно такой тип резьбы применялся для украшения разделочных досок, рубелей, прялок, домашней утвари, т. е. тех предметов, которые имели плоскую поверхность. Неглубокие выемки этой резьбы являются одним из ее достоинств и позволяют использовать такой тип довольно широко. Геометрическим этот тип резьбы назван из-за того, что здесь используются только геометрические фигуры: треугольники, квадраты, ромбы, окружности, эллипсы. Сам узор возникает из различных сочетаний фигур.

Геометрический орнамент в древности носил не только декоративный, но и символический характер. Все фигуры орнамента вырезаются на плоскости дерева в виде двух-, трех и четырехгранных выемок, которые составляют основной художественный и технологический элемент геометрической резьбы.

Наиболее простым элементом геометрической резьбы является двугранная выемка (рис. 3). Такие двугранные выемки могут быть различными по форме и по размерам, могут быть прямыми и скошенными, глубокими и неглубокими. Трехгранные выемки, или просто треугольники, также являются широко используемым элементом в геометрической резьбе (рис. 4) в зависимости от того, с какой стороны треугольника находится выемка. Различают основные, т. е. углубление находится у основания треугольника, вершинные, т. е. углубление находится у вершины (их еще называют уголками), и центральные, т е. углубление сводится к одной стороне треугольника. Треугольники также различаются и по своей форме.

Боле сложными для выполнения являются четырехгранные выемки. Они также различны по своей форме, глубине и исполнению. Четырехгранные выемки могут быть в форме прямоугольника, квадрата или ромба. Часто встречаются разнообразные круглые и полукруглые глазки, лучики и фонарики, которые не являются основными элементами геометрической резьбы, но очень оживляют ее.

Даже при помощи самых элементарных фигур можно создать оригинальный орнамент. Так, например, из сочетания одинаковых двугранных выемок возникает известный орнамент "лесенка" (рис. 5).

Чем больше граней в орнаменте, тем больше комбинаций и типов их соединения. По сравнению с двугранными орнаментами трехгранные выемки, или треугольники, дают больше вариаций. Здесь появляются ромбики, змейки, цепочки и так называемые сеяния. Вершинные углубления в своем соединении создают сколышки, куличик и бусы. Если в рисунке появляется сочетание различных видов треугольников, то орнамент получается еще более выразительным, чем при соединении треугольников одного вида.

Несколько реже встречаются комбинации четырехгранных выемок. В большинстве случаев они используются в комплексе с другими элементами.

 

· Скобчатая плосковыемчатая резьба

В более позднее время в геометрической резьбе появился новый элемент - скоба, который стал широко использоваться в комбинации с геометрическими выемками, а также в сочетании с контурной резьбой.

То, что скоба представляет собой интересный элемент, позволило мастерам выделить скобчатую резьбу как самостоятельное направление. Впрочем, на практике скоба достаточно редко используется сама по себе, чаще встречается в комбинациях с другими элементами.

Скобчатая плосковыемчатая резьба представляется менее трудоемкой, чем геометрическая, и требует гораздо меньших затрат времени. Характерной особенностью скобчатой Резьбы являются округлые различные формы и линии орнамента, которые дают более мягкую игру светотени. Здесь светотень более рассеянна, плавней и равномернее распределяется в выемках.

· Контурная плосковыемчатая резьба

Этот вид резьбы часто используется в сочетании со скобчатой, геометрической, плоскорельефной резьбой и даже росписью. Специфика этого вида плоскостной резьбы заключается в выведении тонкой двугранной выемки, которая окаймляет весь контур орнамента. В основном здесь используются растительные и животные орнаменты, деревья, листья, цветы, фигурки животных, птиц даже человека. Здесь нет характерной для геометрической и скобчатой плосковыемчатых видов резьбы игры светотени, что создает впечатление некоторой однотонности с резкими и жесткими линиями.

 

· Плоскорельефная резьба

Этот тип плоскостной резьбы является как бы переходом от контурной плосковыемчатой резьбы к рельефной. Она сочетает в себе плоскую поверхность и невысокий рельеф изображения. Плоскорельефная резьба делится на две разновидности - заовальная резьба и абрамцево-кудринская резьба. Каждая из них имеет свои отличительные характеристики.

· Заовальная резьба

Этот тип резьбы во многом похож на контурную плосковыемчатую резьбу. Здесь также прорезают контур орнамента двугранной выемкой, края у которой закруглены в отличие от контурной. Со стороны упора края выемки делаются круче, чем, со стороны фона (рис. 9). Заовальная резьба может быть с подушечным или с выбранным фоном.

· Резьба с подушечным фоном

Отличительная черта такой резьбы заключается в том, что некоторые детали располагаются по уровню ниже, чем основной рисунок, тем самым создается богатая игра светотени. Сама композиция от использования резьбы с подушечным фоном выигрывает графически.

· Резьба с выбранным фоном

Контуры орнамента при такой резьбе выглядят четче. Большую роль играет богатая игра светотени.

При резьбе с выбранным фоном получаются выпуклые подушечки на плоском фоне. Фон специально пробивается прямой стамеской или ножом-косяком, а края подушечек сглаживаются, заоваливаются.

· Абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба

В этом виде резьбы использовались изображения веток и листьев, напоминающие закругленные пальчатообразные завитки, и орнаменты с силуэтами лошадей и птиц. В работах вологодского мастера преобладали флористические мотивы, плоский полированный орнамент, практически целиком покрывающий поверхность изделия; матовый тонированный фон, украшенный точечной чеканкой. Отличительной чертой абрамцевской резьбы является использование орнаментов, характерных для вышивки, кружевоплетения и росписи. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элеменᴛᴏʙ — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим все изделие.

В мастерской помимо обучения навыкам резьбы преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в «Абрамцевском музее»: в усадьбе была собрана большая коллекция предмеᴛᴏʙ народного искусства.

В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметаю

 

Прорезная резьба

Основным отличием данного вида резьбы является удаление материала по границам контура изображения.

Прорезная простая резьба

Материал в местах фона в этом случае удаляется полностью (рис. 10). Часто орнамент не обрабатывается, оставаясь одной толщины по всей величине.

Прорезная ажурная резьба

Ажурная прорезная резьба выполняется по такому же принципу, как и простая (рис. 11). Отличие состоит в дополнительной обработке краев орнамента (заоваливание, скругление), а также в наличии украшений, выполненных плосковыемчатой и рельефной резьбой.

Прорезная накладная резьба

Изделия, изготовленные с помощью применения данного вида резьбы, состоят из резных фигур со сквозными или контурными прорезями, а также из фигур, в которых рисунок прорабатывается с одной стороны (лицевой).

Накладная резьба

Резьба подобного рода используется для изготовления накладных декоративных элементов на мебель, двери и рамы.

Домовая резьба

Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы и долот и применяется для украшения деревянных построек.

Считают, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей, поэтому домовую резьбу называют также корабельной. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает рельефной, прорезной (ажурной) и объемной.

Глухой рельефной резьбой — резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора — украшали фронтоны домов, наличники окон. Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно отделяют цветочные розетки. Среди листьев и цветов нередко вставляли изображения русалок-берегинь, львов, птицы феникс.

Прорезная, или пропильная, домовая появилась в середине XIX в. Выполняли ее с помощью лобзика. Ажурными подзорами украшали фронтоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» - фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном, а раньше украшали носовую часть корабля.

Рельефная резьба

Этот тип резьбы очень похож на плоскорельефную резьбу. Тем не менее здесь есть ряд отличий. Чаще всего эта резьба используется при украшении мебели и интерьера. От плоскорельефной резьбы она отличается более глубоким и неплоскостным рельефом орнамента. Сам рельеф получается объемным; достаточно высоко выступающим над плоскостью фона. В зависимости от этого выделяют барельефную и горельефную резьбу, которые мало чем отличаются по технике выполнения. Используются все инструменты для резьбы по дереву.

Рельефной резьбой называется изображение, вырезанное в дереве, обработанное по всей поверхности и выпуклое по отношению к фону.

Рельефная резьба очень декоративна. В ее композицию могут входить самые разнообразные элементы и мотивы, например эмблемы, детали, изображения животного и растительного мира и многие другие элементы.

Чтобы сделать качественные изделия, выполненные в этой технике, рекомендуется использовать в качестве материала дуб, березу или бук, структура которых позволяет чисто отделывать все декоративные элементы.

Рельефная резьба может делиться на барельеф и горельеф.

Барельефом называется композиция с достаточно высоким (от 5 мм) рельефом с пластичными, связанными с фоном и сложными по светотеневой разработке изображениями.

С помощью барельефа можно изобразить предмет так, чтобы он был виден не только спереди, но и с боковой стороны. Боковые точки зрения при этом большое значение приобретают, если рельеф поднят над фоном. Детали изображения при этом подчеркиваются светотенью.

Горельеф – это высокий рельеф, который практически приближается к круглой скульптуре, но связан с фоном.

Скульптурная резьба

Скульптурами называются изделия, представляющие собой объемные изображения без фона, которые можно увидеть со всех сторон.

Скульптурная резьба применяется в основном для оформления интерьеров, домов, а также для изготовления игрушек, сувениров и домашней утвари.

Скульптурную резьбу широко применяли для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.