Синоптическое евангелия – рассматривать евангелие с одинаковой точки зрения. А само Евангелие – благая весть - это приход на землю Иисуса Христа, страдание, распятие и воскресение, то, что проповедуется по всему миру уже 2000 лет.
Первенство Марка – помогает нам рассмотреть евангелие в известном виде.
Евангелие от Иоанна – открывает Божественность Христа.
Евангелие от Марка – история показывает, что он первый написал евангелие.
Источник Q - неизвестный источник, который берет частично тексты Матфей и Луки.
М…………= ………… Матфей
Марк + Q +
Л…………=……………Лука
Образ Евангелия от Марка
Марк элинизированный иудей. Носил два имени одно римское другое иудейское Иоанн. В писании мы встречаемся с двумя этими именами (Деяния 12:12,12:15,13:5,13:13,15:37,15:39,Кол. 4:10,Тим. 4:11и др.). Вырос в состоятельной семье. Мы видим, как его мать открывает двери дома для церковных собраний. Марк исполняется ревности, и, упросив Павла, он отправляется в первое миссионерское путешествие, но по неопределенным обстоятельствам покидает их. После чего Павел еще долго будит недооценивать такого помощника. И нам известно из последних тюремных писем, что отношения между Павлом и Марком налаживаются.
Марк родственник Варнавы. Был в первом путешествии с Павлом и Варнавой.
Дата написания – главного аргумента нет, но незадолго до смерти Петра, приблизительно 65г.
Цель написания - было написано в Риме. Там был апостол Петр. Адресовалось язычникам - римлянам.
Литературный аспект – говорит о взрослом Иисусе, он не излагает родословие И.Х. Краткое изложение передачи мысли, все было четко и ясно. Четко – кратко и все понятно, для военного мышления римлян. Очень редко использует В.З. ,но говорит о действие делал Иисус! Это связано с их пантеоном богов, подача была имена на вместимость понимания слушателя. И.Х. –как раб, действие тот, кто служит, тут происходил переломный момент. В тексте все динамично, описание как слуга, служитель и делателей чудес. Это живой Бог, который действует.
Общие сведения о Евангелия Матфея и Луки.
Матфей это римское имя, которое дали ему родители, по профессии он был мытарь, в связи с чем, обществом был, отвергнут. Но когда он повстречался с Иисусом, то тот дал ему другое имя, еврейское Левий.
Дата написания – 65-69г. Это не точно, но мы знаем, что это было до разрушения Иерусалима, которое произошло в 70г.
Особенности и цели:
Написал для евреев, о том, что Иисуса был непосредственно сопричастен с иудейской вере. Автор пытался это показать лексикой и исполнением ветхозаветных пророчеств, потому - что, утверждать пагубность путей служителей, для язычников нет смысла.
- Марк больше описывает хронологию, но так же включает чудеса и проповедь.
- Матфей же в своем послании отдаляет чудеса и проповедь.
Матфей часто связывает В. З. и Н. З., это как полное исполнение ветхого завета в новом это вполне логично для еврейского понимания сути происходивших событий.
Лука
В отличии он предыдущих синоптиков Евангелия Марки и Матфея, Лука не имел 2 имени (Колоссянам 4:10-14).
По профессии Лука врач, так его навыки пригодились Павлу. Мы знаем о его побоях и частых путешествиях и так же нестерильных тюрьмах. Верность и преданность в сопровождении Павла Лукой дает нам большой пример.
Лука написал Евангелие от Луки, а так же послание к Деяниям, все эти письма были обращены "достопочтенному" Фиофилу.
Дата написания одновременно с деяниями – 65- 70 г. до падения Иерусалима.
Особенности написания Деяния – это единственный автор язычник, который писал для язычников – для римлян, утвердив действие Христа.
Как говорят об Иисусе евангелисты:
Лука - раскрывает, как сына человеческого;
Марк – как слугу;
Матфей – как царя.
Лука больше говорит о самой личности Христа и все мелочи его жизни, что показывает глубину проповедуемого.
Невозможно переоценить значение вопроса о человеческой природе Иисуса, ибо вопрос о воплощении есть вопрос сотериологический, иначе говоря, он связан с нашим спасением. Проблема человека заключается в разрыве между ним и Богом. Разрыв этот, разумеется, онтологический. Бог настолько превосходит человека, что Он не может быть познан человеческим разумом без помощи извне. Чтобы познание Бога стало возможным, Бог должен проявить некоторую инициативу и показать Себя человеку. Но проблема не только онтологическая. Между Богом и человеком существует также духовный и нравственный разрыв, созданный грехом человека. Своими собственными силами человек не способен противостоять греху, поднять себя до уровня Бога. Чтобы общение между ними стало возможным, они должны воссоединиться каким-то иным способом. В традиционном понимании это воссоединение было осуществлено воплощением, в котором божественная природа и человеческая природа соединились в одной Личности. Однако Иисус не был одним из нас. Его человеческая природа не соединилась с божественной, и мы не можем быть спасены, ибо действенность того дела, которое было совершено смертью Христа, или, по крайней мере, применимость результатов этого дела к нам, как к человеческим существам зависит от реальности Его человеческой природы в той же степени, что и от подлинности Его божественной природы.[1]
Описывает детали сущности, самой человеческой жизни, все как у всех... При этом он много говорит о молитве – Марии, Захарии, Елизаветы, а так же сам Иисус тоже часто молиться.
Историческая среда
Ассирия
Одним из крупных и влиятельных империй была Ассирия. Она как инструмент правосудия в руках Бога хорошо послужила и оставила глубокий след в Израильской культуре и в умах всего народа.
Все события происходили после великих царей, таких как Саула, Давида и Соломона. В 922г. до Р. Х. распалось царство, на северное и южное. Но ни одно из царств уже не исполняло закон Божий. И тогда Ассирия, расположенная к северо- востоку от Палестины, когда крепко стояла на ногах завоевала земли палестины (около 725-722гг. до Р.Х.).
Возникновение самарян.
Ассирийский царь проявил стратегическую мудрость, когда переселял часть – северное царство на другую землю Ассирии. Естественным путем произошло смешение народа, через семейные узы. Таким образом, израильтяне в лучшие времена покланялись богу Иегове и своим новым богам. Еврейские ортодоксы уже никогда не могли их принять, так как для них те были неверные и навсегда не чистыми.
Вавилон
Это царство, которое вышло на арену сразу после Ассирии, а вернее Вавилон уже поглотил Ассирию. Находился восточней от Палестины. Евреи так и не приблизились к Богу и тогда, как часть работы со всем народом Бог позволяет вавилонянам пленить и полностью разграбить все земли и сам храм. Ничего уже не остаётся прежним. Сердце всего народа сжимается, как одно, и теперь он ударяется в четкое соблюдения закона.
Персия
На мировой арене империи часто сменяли одну другую, не давая шанс на слабости. Так и Вавилон правил 100лет и более могущественное царство Персии подвинуло не только с арены, но и земли и народы она жадно брала в свои руки. Все события в основном происходили на одних и тех же территориях. Самое примечательное для нас, так это то, что евреям разрешили вернуться на свои земли и отстроить свой храм заново. Мы так же знаем, что последний пророк Ветхого Завета жил во времена Персии.
Греция.
Возникновение Греческой культуре и по праву назвать цивилизации в древнем Средиземноморье и на Среднем востоке. Историки отписывают регалии таланту Александру Великому (Македонскому). Эти события были в 330г. до Р.Х. . Греческое завоевание не было очередным, хотя история нам покажет, что и это империя надолго не задержится. Самое большее, что сами греки считали, что их культура высокая и образованная. Везде куда бы они ни приходили, наравне с мечем, приносили свою культуру. Спустя уже многие столетия мы можем ясно увидеть, как глубоко оставила след по всей территории, где шагали. Здесь хорошо слово употребить “эллинизм”. Так как после иудеи еще долго будут бороться с этим бессмертным насаждением.
В свете нашего вопроса, нам интересно знать, что Александр умер, прожив короткую и плодотворную жизнь. После все царство поделят на 4 области. Конкретно Палестину будут держать в узде поочередно Египет и Сирия. У Египтян – это Птолемеи, а Сирийцы – Селевкиды.
Рим
На протяжении нескольких столетий, пока могучие державы сменяли одну другую, в это время зарождался Рим, и понемногу набирал свои обороты. Спустя двести лет после могущества Греции Рим поднялся и поглотил уже остатки этой великой цивилизации. Чем отличились римляне, тем, что они не разрушали до руин прежних господ. Они продолжали строить уже на крепком основании греческой культуры. Тем самым процесс элинизации ни на миг не останавливался, а только крепчал и уже новые народы попадали под него. Так как римская империя была самой пространной и умиротворённой за всю историю человека. Вот несколько что упрочнило их господство:
1) после завоевания был прочный мир, который еще длился несколько столетий;
2) римляне не ломали насаждения и великие строения в культуре, науке, архитектуре, но они продолжали ее развивать;
3) достижения правовой и политической системы Рима стали моделью, которую брали за основу многие народы и пользовались ее еще столетия.
Для межзаветного периода у Бога было отведено 400 лет. И вот, идеальное время для прихода Миссии. Это то время, когда созрел народ для освободителя, так как постоянные завоевания уже были непосильны. Духовные течения созрели и приобрели формы и средства выражения как внутри иудеев, так и во внешнем мире. (О них мы будим дальше говорить). Весь мир был приготовлен для этого судьбоносного события для человечества. Отдельные народы и языковые барьеры были надломлены крепкой рукой Рима. Повсюду общий язык и появились охраняемое дороги, все это идеальные условия для распространения проповеди о спасителе!
Ирод
Форма управления римлян была не новой, они закрепляли за определенными областями своих доверенных лиц. Так путем интриг Ирод добился своего управления над Палестиной, а впоследствии свою власть он распределил между сыновьями, разбив землю на более мелкие сектора. В ходе истории жизни младенца Иисуса сыграл и личностный образ самих приемников.
Политические границы Палестины
Сама Палестина - это довольно обширная территория, она поделена на сектора. Наиболее знакомые для нас названия – Галилея, Самария и Иудея. Каждая область имела своего управленца, который имел господство в ней как царь. Но все же он подчинялся крепкой руке Рима. Конечно, были восстания, но они были не продолжительными. Хотя общая обстановка была непринятия своих верховных господ, недоверие царила в умах и языках народа.
Отличительные черты Иудейской культуры
Галилеяне
Для нас важно знать обстановку Галилеи, так как там жил Иисус и большая часть служения была именно там. В народе ходила поговорка «За богатством иди на север, за мудростью – на юг». Так Галилея была на севере. Там хорошая жирная земля, где цветут сады и поля дают всходы. Это место привлекало много людей из разных земель. Конечно, они были язычниками соответственно своему мировоззрению так и строили они свои жизни, поэтому их и не подпускали к себе иудеи, вообще к галилеянам они скептично относились... Хотя в целом народ был даже более добродушным, веселым и открытым, чем их соседи.
Иудеи
Это земля, с большой историей, лежавшая уже на руинах. Как в прямом, так и в духовном смысле. На этой высохшей почве, где вокруг горы и камни люди были подстать им. В их сердцах были горы гордости и надменности, поводом, который стал цент духовной жизни. В Иерусалиме был храм, там почти не было язычников, и иудеи чувствовали привилегированность на себе, в скрупулёзности исполняя Моисеев закон.
Так разница в соседях была большая, так же по-разному они и воспринимали проповедь Иисуса. Мы уже знаем, в каком месте и развернулась вся драма тех дней, что за погода была внутри этой области.
Краткий итог:
Конечно справедливо заметить, что каждая новая цивилизация не прошла не оставив свой след как на Израиль, так и на формирование последующих империй, из которых Господь сделал хорошую платформу, для мессианской деятельности. Стоит отметить, что в межзаветный период происходят изменение в правовой системе, что сказывалось на путешествиях миссионеров. Три главных условия внешней системы для евангелизации: эллинизм - мощное влияние культуры; иудаизм, с ее устоявшейся духовенством, как почва для благовествования; и римский империализм – всеобщая глобализация – мир, объединение, укрепление торговых и дипломатических связей. (Тропы уже проложены, дороги уже надежные) Свечи на торте зажжены, праздник готов! К выводам из культурного исторического фона, мы можем отследить, в какой среде рос и кому проповедовал Учитель, какие люди его окружали. Этого достаточно чтобы вникнут в ту культуру, и понять порядок ценностей людей, которым была первым произнесена эта истина, и так же важно понять реакцию тех или иных групп людей.