Больная М., 36 лет, предъявляет жалобы на боль при глотании, слабость, потливость, головную боль. Температура тела 38,8 ºС. Слизистая зева гиперемирована, отечна, покрыта сероватым налетом. Лейкоцитов в крови 15*109/л, лейкоцитарная формула: Б-0, Э-2, Ю-4, П-10, С-68, М-2, СОЭ -20 мм/ч. Пульс 98/ мин, ЧД-26 /мин.
1. Какой патологический процесс имеет место у больной?
2. Какие его признаки имеются у больной? Объясните механизмы, лежащие в основе их возникновения
1. Острое неспецифическое воспаление гортани, возможно, ангина.
2.У больной наблюдается местные признаки воспаления — dolor, ruber, tumor.
Все они связаны с патогенезом воспаления — альтерацией, изменением микроциркуляции, экссудации в месте действия инфекционного фактора повреждения.
Такие симптомы, как слабость, потливость, лихорадка, тахикардия, одышка, нейтрофильный лейкоцитоз с резким регенераторным сдвигом связаны с выделением цитокинов и их действием на системы организма — ЦНС, кроветворную, сердечно-сосудистую и др.
Задача 2
Больная О., 20 лет, поступила в хирургическое отделение с жалобами на слабость, боли в правой подвздошной области. Температура тела 37,8 °С. Содержание лейкоцитов в крови 25*109/л. Лейкоцитарная формула: Б -0, Э - 0, Ю - 6, П - 17, С - 60, Л - 15, М - 2. Через три часа температура тела повысилась до 38,9°С. Язык сухой, обложен сероватым налетом. При пальпации выявляется болезненность в правой подвздошной области.
1. Какой типовой патологический процесс имеет место у больной?
2. Какие общие признаки данного процесса наблюдаются у больной?
3. Лихорадка и лейкоцитоз связаны с образованием и выделением большого количества цитокинов (интерлейкины, ФНО, ростовые факторы и др.), которые обладают пирогенными свойствами и способностью активировать кроветворение. Боль связана с нарушением микроциркуляцией и растяжением капсулы червеобразного отростка и высокой концентрации ноцицептивных веществ в очаге воспаления.
IV. Самостоятельная работа студентов на занятии
(базовый уровень):
· Практическая работа (протокол)
Протокол занятия оформляется по схеме:
1. Название
2. Цель
3. Методика выполнения
3. Результаты
4. Выводы
Выполняются работы №№ 1-2 с использованием учебно-методического пособия для практических занятий студентов «Экспериментальная патофизиология», раздел «Воспаление», с. 20-21.
· Ситуационные задачи (для решения во время занятия)
Задача(и) предлагаются преподавателем на занятии, обсуждаются в группе и фиксируются студентом самостоятельно.
ОПЫТ 1.
Название: Сосудистая реакция брыжейки лягушки при воспалении (опыт Конгейма).
Цель опыта: Изучить сосудистую реакцию на эмиграцию лейкоцитов при воспалении на брыжейки лягушки
Методика: Брыжейку тонкой кишки обездвиженной лягушки (разрушением спинного мозга) осторожно растягивают над круглым отверстием дощечки. Булавки вкалывают в толщу кишки в наклонном положении головками наружу. Под малым увеличением микроскопа находят поле зрения, где можно видеть крупные мелкие сосуды, что позволяет наблюдать общую картину сосудистых изменений. В 1-ый момент происходит кратковременный спазм сосудов, за тем они расширяются (артериальная гиперемия). Сравнительно скоро наступает венозная гиперемия. По мере развития последней все большее количество лейкоцитов прилипает к внутренней стенке сосуда — стадия краевого стояния лейкоцитов. Дальнейшее наблюдение ведется при большом увеличении микроскопа.
При наблюдении за прилипшими лейкоцитами видно, что они постепенно теряют округлую форму, вытягиваются в сторону сосудистой стенки, через некоторое время часть их заметна на противоположной стороне в виде пуговчатого образования, и затем — лейкоциты оказываются за пределами сосуда (стадия эмиграции лейкоцитов).
Результаты: Лейкоциты после фазы краевого стояния начинают терять свою округлую форму, проникают в стенки сосудов и постепенно мигрируют за ее пределы в ткань.
Вывод: Мы наблюдаем сосудистую реакцию на все стадии воспаления. После спазма наступает артериальная гиперемия, ее сменяет венозная. Наблюдаем стадию краевого стояния лейкоцитов. Через некоторое время наблюдаем остановку кровотока и его маятникообразные движения.
V. Самостоятельная работа студентов в аудиторное /внеаудиторное время (повышенный уровень), фиксируется студентом в случае индивидуального выполнения задания:
· Темы УИРС
1. Взаимоотношение иммунной, нервной и эндокринной систем при воспалении.
2. Индекс сдвига лейкоцитарной формулы как маркер реактивности организма при остром воспалении.
3. Цитокины и их роль при воспалении.
· Темы реферативных сообщений (курсовая работа)
1. Аутохтонность и барьерные функции воспаления.
2. Системное действие медиаторов воспаления.
3. Роль иммунной системы в развитии воспаления.
4. Значение реактивности организма в развитии воспаления. Роль нервной и эндокринной систем. Понятие о про- и противовоспалительных гормонах, механизмы их действия.
5. История учения о воспалении: роль отечественных ученых в развитии учения о воспалении (В.В. Воронин, Д.Е. Альперин, А.М. Чернух)
6. Значение реактивности организма в развитии воспаления. Роль нервной и эндокринной систем. Понятие о про- и противовоспалительных гормонах, механизмы их действия.