Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткая характеристика произведений

Возможные формулировки тем по данному направлению

"Россия, Русь! Храни себя, храни..." (Родина в творчестве М.Ю.Лермонтова.)
"Зачем я жил? Для какой цели родился?" Трагедия судьбы Григория Печорина.
"Не верят в мире многие любви..." (М. Ю. Лермонтов).
Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова.
«Беги, красней, презренный человек, тебя, как и других, к земле прижал наш век» (По стихотворению М. Ю. Лермонтова «Дума».)
«Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
«Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»).
«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский).
«Печально я гляжу на наше поколенье!».
Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений М.Ю.Лермонтова.)
Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в романе "Герой нашего времени".
«Одинок я, нет отрады...» (По творчеству М.Ю.Лермонтова).
Почему одиночество является сквозным мотивом для лирики М.Ю.Лермонтова?
Стихийная, конфликтная личность в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Современное звучание романа «Герой нашего времени».
Почему герои М.Ю.Лермонтова, как правило, одиноки?
Кто настоящий герой по Лермонтову (на примере анализа романа «Герой нашего времени»).
«Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством». (В.П. Ключевский).

Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине "странной"?
Пространство поступков в лирике Лермонтова.
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.
Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон".

 

 

Краткая характеристика произведений

"Беглец"

Темы: родина, Кавказ, нравственный выбор.

Кавказ, его прошлое, запечатленное в легендах и преданиях, всегда привлекали Лермонтова (поэмы «Мцыри», «Беглец» и др.).

События поэмы «Беглец» основаны на горской легенде. Гарун - герой поэмы – изменник и трус: он убежал с поля битвы. Его отец и братья «за честь и вольность там легли», а Гарун забыл свой долг бойца и горца: оставил погибших на поле боя: «И под пятой у супостата лежат их головы в пыли».

Он растерял в пылу сраженья

Винтовку, шашку – и бежит!

Согласно обычаю горцев, оставшиеся в живых обязаны были уносить с поля сражения тела убитых сородичей, а не оставлять их на поругание врагам.

Детали (забытое Гаруном оружие) делают его поступок ещё более постыдным.
Спасаясь, Гарун «как заяц от орла» мчится в родную деревню, к родному селению он «подкрался», как вор или зверь, будто после бегства утратил часть человеческого.

Лермонтов использует своеобразную градацию: поступок Гаруна «оценивают» сначала друг, затем любимая, и, наконец, его мать (каждый последуюший «судья» связан с героем всё более крепкими узами). Смогут ли они простить беглеца?

Умирающий друг отворачивается от предателя: «…достоин ты презренья». Только услышав песню любимой (встречи нет), Гарун понимает, что и здесь он не найдет прощения. Эта песня звучит для него приговором:

Своим изменивший

Изменой кровавой,

Врага не сразивши,

Погибнет без славы…

С особенной силой запечатлен в поэме образ матери. Третья встреча вероятнее всего может закончиться счастливо для Гаруна: «Там, верно, теплые молитвы/Восходят к небу за него,/Старуха мать ждет сына с битвы…» Но льстивые излияния мать прерывает коротким вопросом: «Ты отомстил?» и Гарун не смеет скрыть правду.

Мать отказывается от сына: «Ты раб и трус – и мне не сын!..» Этого приговора Гарун не сможет изменить ни проклятиями, ни молениями, ни даже самоубийством. Отвергнутый своим народом и Богом, он не знает покоя и за могильной чертой (скитается тенью вокруг родного аула).

Родина и свобода – вот, что дороже собственной жизни, утверждает Лермонтов своей поэмой.

Эта «горская легенда» давала возможность Лермонтову, произведения которого всегда ориентированы на современность (несмотря на то, что события поэмы относятся к прошлому), бросить упрёк современникам в отсутствии гражданского мужества.

Поэма «Беглец» написана в традициях романтизма. Об этом свидетельствует и обращение русского автора к чужой, экзотической культуре кавказских народов (их фольклору), и историческая тематика этого произведения, и изображение романтического героя, которым в данной поэме можно считать всех горцев, единых в борьбе за свою свободу и независимость.
http://www.lermontov.info/referats/analiz_poem3.shtml

 

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

 

Написана в 1837году. Единственная в 19 веке удачная стилизация фольклора в большой эпической форме, в стихе, близком к речевой организации песенного «лада».

Лермонтов как поэт-романтик обращается к прошлому, временам Ивана Грозного, идеализируя его, неявно противопоставляя современности.

В поэме нет чисто отрицательных героев. «Лукавый раб» Кирибеевич даже внушает сострадание, когда умоляет героиню хотя бы о нескольких мгновениях счастья. Страсть его так велика, что он готов пожертвовать за неё жизнью: «Полюби меня, обними меня / Хоть единый раз на прощание!» Такое умение любить вызывает сочувствие и у автора, и у песенников-гусляров. Гибель опричника изображена так, как в фольклоре изображается смерть традиционного «добра молодца».

Степан Парамонович Калашников вынужден вызваться на поединок с Кирибеевичем, чтобы смыть кровью позор со своей семьи. Их поединок - противостояние великих бойцов – Лермонтов описывает как борьбу былинных богатырей: «Вот молча оба расходются, — / Богатырский бой начинается». Во время поединка характер каждого героя раскрывается: подлость опричника, чувство собственного достоинства, честность и набожность Калашникова.

Проблему взаимодействия простого человека и царя Лермонтов затрагивает, изображая разговор Калашникова с Грозным, в котором Степан Парамонович признается, что убил Кирибеевича «вольной волею»: несмотря на явную угрозу царя, купец оставляет за собой право отомстить врагу и сохранить личное достоинство, умолчав о причине своего поступка: «Скажу только богу единому». Простой купец морально оказывается выше царя, ставшего причиной неправедных поступков. Личное достоинство в Калашникове неотрывно от народных нравственных представлений. Потому, несмотря на «позорную» казнь и не совсем христианское погребение, народ чтит память Калашникова:

Пройдет стар человек — перекрестится,

Пройдет молодец — приосанится,

Пройдет девица — пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.

Поэма при всей условности исторически правдива: речь героев, их поведение, внешняя обстановка воссоздают реалии Русского Средневековья.

"Мцыри"

Поэма «Мцыри» (с грузинского «послушник») написана в 1839 году и является одним из главных программных произведений Лермонтова.

Темы: свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния человека с природой.

В основе сюжета – традиционная романтическая ситуация: бегство из неволи. Эта тема является сквозной для всего творчества Лермонтова. Образ монастыря как тюрьмы всегда занимал поэта («Исповедь», «Боярин Орша»). В поэме «Мцыри» монашество главного героя осмысливается как попытка общества во имя высоких идей совершить насилие над свободной личностью (проблема свободы выбора). Бегство Мцыри из монастыря – попытка личности по своей воле выбрать путь.

«Мцыри» - апофеоз лермонтовского романтизма. Герой - могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие поэмы разворачивается на фоне прекрасной природы Кавказа, с которой Мцыри связан духовно. Эта связь определяетвесь образ главного героя: могучего и бесстрашного, стремящегося жить в полную силу: «Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если б мог». Герой готов отдать жизнь за возможность хоть на три дня вернуться на родину. Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя: он вспомнил детство в родном ауле, лица родителей… За этот краткий срок герой проживает всю жизнь: забытое детство, любовь (встреча с «девой гор»), бой с врагом (барсом). Во всех проявлениях он сын своего народа: «… быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».

В образе Мцыри все романтические черты усилены, доведены до высшего трагического ощущения несостоявшейся жизни, его несбывшейся судьбы (у героя нет ничего, даже имени). Рок стремится лишить Мцыри воли, уничтожить его индивидуальность - и только зов родины, врожденное стремление к свободе он может противопоставить враждебной судьбе (герой погибает, но не подчиняется чужой воле).

Мцыри – герой активный, действующий, самой сутью противостоит «позорно-равнодушному» поколению «смиренных рабов» (стихотворение «Дума» и другие).

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2012.

"Пленный рыцарь"

Философская лирика. Было создано в то время, когда Лермонтов, сидел под арестом за дуэль с Барантом, т.е. в 1940 году.

Мотив одиночества, смерти, странничества. Образы времени, темницы.

Стихотворение представляет собой развернутую метафору: человек живущий - пленник. В нем воплощены сквозные для творчества поэта образы неба - свободы; земли и человеческой жизни – темницы души.

Стихотворение строится на антитезе: верх – низ, небо – земля, свобода – неволя, вечное – человеческое.

Взор пленного рыцаря устремлен ввысь: там синее небо и вольные птицы. По мнению Ю.Лотмана: «Небу посвящена только одна строка: «В небе играют всё вольные птицы...» Но строка эта насыщена значимой для Лермонтова символикой. Птицы в небе в поэзии Лермонтова — дневные эквиваленты звезд. И тем и другим устойчиво приписывается «игра»: И звезды слушают меня,//Лучами радостно играя»
Игра же здесь — то радостное, счастливое состояние бесконечной свободы и веселья, которое в поэзии Лермонтова приписывается детям и блаженным душам. Птицы и звезды имеют еще один общий признак — они свободны…»

В противоположность вольному и счастливому небу земля изображена, как темный, безрадостный мир, где преобладает стихия камня и железа, давящего живую душу:

В каменный панцырь я ныне закован,

Каменный шлем мою голову давит,

Щит мой от стрел и меча заколдован,

Конь мой бежит, и никто им не правит.

 

Быстрое время — мой конь неизменный,

Шлема забрало — решотка бойницы,

Каменный панцырь — высокие стены,

Щит мой — чугунные двери темницы.

 

По Лотману, «нижний, земной мир строится как столкновение двух враждебных образов: боя и тюрьмы. Конфликт этот реализуется как столкновение железа (боя) и камня (тюрьмы): «Помню я только старинные битвы,// Меч мой тяжелый да панцырь железный».

Несмотря на статичность и монументальность образа темницы, есть и на земле динамичный стихийный образ: время, которым человек не управляет («Конь мой бежит, и никто им не правит»). В последних строках стихотворения звучит мотив роковой предопределенности человеческой жизни: смерть освободит человека от самовластья враждебных ему стихий. Интересно отношение лирического героя к смерти: она благо, дарует свободу, снимает маску (забрало).

Лотман Ю. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lotm_shk/04.php


"Выхожу один я на дорогу"

Философское стихотворение – исповедь. Написано незадолго до смерти поэта, летом 1841 года. В нем отразились представления Лермонтова об устройстве Вселенной (природы) и месте человека в ней.

С первых слов первой строфы мы погружаемся в мир излюбленных лермонтовских образов: перед нами лирический герой – странник, бредущий по ночной дороге (мотив дороги традиционно является аллегорическим обозначением жизненного пути, судьбы). Мир вокруг героя прекрасен: природа изображается как космос, где всё, от кремнистой почвы до звезд, одушевлено, «внемлет богу». Но это будто не его, человеческий, дневной мир, а ночь – загадочное время, которое люди обычно «пропускают». И путник, любуясь этим удивительно гармоничным миром, с болью понимает, как он сам далек от подобного состояния: антитеза во 2 строфе погружает в мир странника (в небесах – «торжественно и чудно», а в душе героя – «так больно и так трудно», частица усиливает ощущение дисгармонии).

В 3-ей строфе герой задумывается о своих желаниях и понимает, что с жизнью они не связаны, а, вероятно, находятся где-то за ее гранью:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Его желание, как и всегда у Лермонтова, противоречит реальности: герой не хочет жить, но и смерть, «холодный сон могилы», он не приемлет.

То состояние, к которому стремится он, похоже на вечную жизнь-сон, когда можно внимать той, гармоничной жизни природы, недоступной человеку, пока он находится во власти «дневной» человеческой суеты.


"Когда волнуется желтеющая нива"

Философская лирика. Проблемы: смысл жизни, человек и бог, человек и природа.

Лермонтов в этом стихотворении хочет быть конкретен и прост. Соответственно конкретизируются образы "мира": "ландыш", нива, лес и сад. Поэтому главным для Лермонтова становится композиционная организация этих образов "мира": их нужно выстроить так, чтобы они сами подводили и к понятию "душа", и к понятию "Бог".

Стихотворение Лермонтова - это четыре строфы, из них первые три начинаются "когда... когда... когда...", а заключительная - "тогда"; синтаксическая схема проста. В первых трех строфах происходит постепенное одушевление окружающего: "нива волнуется", "лес шумит", "слива прячется", "ландыш... приветливо кивает головой". Сказуемые третьей строфы - "ключ играет... и... лепечет" - это высшая степень одушевленности. Понятие "душа" нам уже внушено и путь к понятию "Бога" открыт.

Далее мы наблюдаем последовательность характеристик. От яркости эпитетов первой строфы ("желтеющая нива", "малиновая слива", "зеленый листок") к световым эпитетам ("румяный вечер", "утра час златой", "ландыш серебристый"). В третьей строфе цветовые эпитеты отсутствуют вовсе, материальное отступает на второй план.

Далее - последовательность точек зрения. В первой строфе все представлено объективно, со стороны: нива волнуется, лес шумит, слива прячется под листком. Во второй строфе точка зрения уже субъективна: "Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой".

Кульминация - это, конечно, слово "сон": именно оно переводит мир стихотворения из реального плана в идеальный, просветленный, проникнутый божественной гармонией.

В трех первых четверостишиях перед нами раскрывалось понятие "мир"; в заключительном четверостишии - понятия "я" и "Бог". Оно как бы показывает движение от души к мирозданию, но уже просветленному и одухотворенному. Четыре стиха его - четыре этапа этого движения: "Тогда смиряется души моей тревога" - внутренний мир человека; "Тогда расходятся морщины на челе" - внешний облик человека; "И счастье я могу постигнуть на земле" - ближний мир, окружающий человека; "И в небесах я вижу Бога" - дальний мир, замыкающий мироздание.

Таким образом, композиционное равновесие лермонтовского стихотворения идеально: мы словно уходим из мира внешнего и углубляемся в мир внутренний, а после возвращаемся из мира внутреннего в мир внешний.

М. Л. Гаспаров "КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА..." ЛЕРМОНТОВ И ЛАМАРТИН(Гаспаров М. Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. - М., 2001. - С. 43-55)

http://www.philology.ru/literature2/gasparov-01b.htm


"Пророк"

«Пророк» Лермонтова является ответом или возражением на пушкинское стихотворение, свидетельствующим о пессимизме автора, разрушении высоких надежд на роль поэта-пророка. (Б.М.Эйхенбаум)

Это центральное произведение о поэте и поэзии, о взаимоотношениях поэта и толпы.

Горестна судьба поэта в лживом, лишенном духовности мире.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.