Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Режим и учет рабочего времени



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ ЗАЧЕТА

по курсу «Трудовое право»

 

1. Предмет трудового права как отрасли права.

Трудовое право по сравнению с другими отраслями группы отраслей частного права обладает определенными особенностями, в частности:
• сочетание норм материального и процессуального права;
• отношения между участниками регулируемых отношений строятся на двух уровнях: индивидуальном и коллективном.

Предмет трудового права составляют общественные отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда (выполнения работы), а также иные тесно связанные с ними отношения.
Общественные отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда (выполнения работы), называются трудовыми отношениями.

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Следует учитывать, что в соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 11 Трудового кодекса РФ, в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, если трудовой договор не будет заключен или вместо трудового договора стороны заключат договор гражданско-правового характера, но будет установлено, что в конкретных взаимоотношениях между работником и работодателем присутствуют сущностные признаки трудового отношения, то отношения между работником и работодателем будут признаны трудовыми с соответствующим применением к таким отношени-ям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Помимо трудовых отношений, в предмет трудового права входят и другие тесносвязанные с ними общественные отношения, в частности:
• отношения по трудоустройству и занятости;
• отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у работодателя;
• отношения по материальной ответственности сторон трудового договора;
• отношения по социальному партнерству;
• отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства;
• отношения по рассмотрению трудовых споров.

 

2. Метод трудового права как отрасли права.

Трудовое право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая характеризуется не только собственными предметом, но и методом правового регулирования.
Метод трудового права - это комплекс способов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Он применяется через нормы трудового права и отражает их.
Современный метод трудового права характеризуется следующими основными особенностями.
1. Сочетанием централизованного и локального регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними общественных отношений.
2. Сочетанием нормативного (законодательного) и договорного (социально-партнерского, коллективно-договорного и индивидуально-договорного) регулирования в сфере труда.
3. Договорным характером труда и равноправием сторон трудовых договоров (трудовых отношений). Именно трудовой договор порождает трудовые отношения работника с работодателем и определяет их характер, поэтому нормы трудового права имеют в известной мере диспозитивный характер.
4. Участием работников через своих представителей, в том числе профсоюзы, коллективы работников, в регулировании общественных отношений в сфере труда, то есть в установлении и применении норм трудового права, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав.
5. Своеобразием способов защиты трудовых прав, то есть сочетанием деятельности юрисдикционных паритетных органов коллектива работников (КТС, примирительной комиссии, трудового арбитража) с судебной защитой.
6. Единством и дифференциацией правового регулирования труда, сочетанием общих и специальных норм.
Метод трудового права имеет комплексный характер и предполагает наличие элементов диспозитивности и императивного воздействия в сочетании с участием работников в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними общественных отношений.

 

3. Система трудового права как отрасли права и как науки.

Система российского трудового права — соединение правовых норм в единое упорядоченное целое с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные институты и их части (под институты). Многочисленные правовые нормы, регулирующие трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, можно подразделить на две основные труппы. Первая группа норм (институтов) определяет общие вопросы регулирования указанных отношений и составляет Общую часть трудового права, вторая группа, регламентирующая отдельные стороны (элементы) этих отношений, — его Особенную часть. Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие отдельные стороны (элементы) трудовых отношений. К Особенной части трудового права относятся следующие институты: трудоустройства и занятости; трудового договора (контракта); профессиональной подготовки непосредственно на производстве; повышения квалификации непосредственно на производстве; рабочего времени; времени отдыха; дисциплины труда; материальной ответственности; нормирования труда; заработной платы; охраны труда; трудовых споров; надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Система, трудового законодательства в отличие от системы трудового права, включающей в себя правовые нормы, представляет собой совокупность нормативных актов о труде. Кроме того, если система трудового права содержит только чисто правовые нормы, то система трудового законодательства помимо нормативных актов о труде — еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих решений актов и их практическое значение. Система российского трудового права — соединение правовых норм в единое упорядоченное целое с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные институты и их части (подинституты). В системе трудового права можно выделить три части: общую, особенную и специальную. В Общую часть трудового права входят нормы, относящиеся к правовому регулированию труда всех работников в целом. Она включает в себя институты, определяющие предмет трудового права, нормы-принципы, правовой статус работников как субъектов трудового права, правовое положение трудовых коллективов и профсоюзов и т.п. Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие: 1. собственно-трудовые отношения: • трудовой договор; • рабочее время; • время отдыха; • заработную плату, гарантии и компенсации за труд; • охрану труда. 2. отношения, связанные с трудовыми: • дисциплина труда; • трудоустройство и занятость; • профессиональная подготовка непосредственно на производстве; • повышение квалификации непосредственно на производстве; • материальная ответственность; • трудовые споры; • надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. К Специальной части можно отнести особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Правовые нормы, регулирующие данную часть трудового права, сосредоточены в Трудовом кодексе РФ (раздел XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников») и в иных нормативных правовых актах. В данную часть входят нормы, регулирующие труд руководителей организации, педагогических работников, надомных работников, женщин и лиц с семейными обязанностями, работников транспорта, инвалидов и т.п.

 

4. Сфера действия норм трудового права.

 

 

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
- военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
- члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
- лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
- другие лица, если это установлено федеральным законом.

 

 

5. Цели и задачи трудового законодательства. Тенденции его развития.

6. Источники трудового права: понятие и виды.

Источниками трудового права являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Если нормы трудового права, которые содержатся в нормативно-правовых актах, имеющих низшую юридическую силу, противоречат Трудовому кодексу, то применяются нормы Трудового кодекса. Нормы трудового Кодекса не должны противоречить Конституции, так как регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами:

· Трудовым законодательством, которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права

· Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права

· Указами Президента РФ

· Постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти

· Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ

· Коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

· Нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции.

· Международными правовыми актами

 

7. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их пра­вах и гарантиях деятельности» (общая характеристика).

Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (общая характеристика).
Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации по вопросам прав профсоюзов. Давая их общую характеристику, надо отметить, что Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» состоит из шести глав, объединяющих 33 статьи:
гл. I «Общие положения» (ст. 1 — Ю);
гл. II «Основные права профсоюзов» (ст. 11—23);
гл. III «Гарантии прав профсоюзов» (ст. 24—28);
гл. IV «Защита прав профсоюзов» (ст. 29, 30);
гл. V «Ответственность профсоюзов
Статья 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» раскрывает понятия терминов: «первичная профорганизация», «общероссийский профсоюз», «общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов», «межрегиональный профсоюз», «межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов», «территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов» «территориальная организация профсоюза», «профсоюзный орган» и «профсоюзный представитель».

Профсоюзный представитель — это профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением соответствующего профсоюзного органа.

Профсоюзные представители имеют по закону определенные представительские права. Они вправе: беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены его профсоюза для реализации профсоюзных задач и прав; участвовать в работе различных представительных органов работников; непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотношения между различными органами профсоюзов также регулируются их уставами и другими актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими органами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируются трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь профсоюзы выступают и как представители работников, и как органы, наделенные определенными правами по защите интересов трудящихся. Эти отношения профсоюзов (как указывалось в гл. 1 учебника) являются по их характеру организационно-управленческими.

Основными направлениями деятельности профсоюзов являются функции представительства работников, и ее они осуществляют на всех уровнях своих органов, и защитная — по защите социально-трудовых прав и интересов работников и повышению их уровня.

8. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федера­ции» (общая характеристика).

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости).
В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения. Например, порядок деятельности государственных органов занятости регламентируется административно-правовыми, а предоставление пособий безработным гражданам - социально-обеспечительными нормами.

9. Единство и дифференциация в правовом регулировании ус­ловий труда.

Действие законов и иных НПА, содержащих нормы ТП, по кругу лиц означает, что они распространяются на всех работников (общие нормы) либо охватывают лишь их отдельные категории (спец нормы).
В соотношении общих и специальных норм выражается единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство проявляется в общих нормах ТП, распространяющихся на всех работников и всех работодателей на территории РФ (ст.11 ТК). ТК, законы и иные НПА распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

На тер-ии РФ правила, установленные ТК, законами и иными НПА, содержащие нормы трудового права, распространяются на труд отношения иностранных гр-н, лиц без гражданства, организаций, созданных ими либо с их участием, работников межд организаций и иностр ЮЛ, если иное не предусмотрено ФЗ или межд дог-ом РФ.

Дифференциация находит свое отражение в специальных нормах, учитывающих различные факторы:
- особенности разных субъектов труда (несовершеннолетние работники в возрасте до 18 лет, женщины, лица с семейными обязанностями и др.);
- характер и специфику труда отдельных категорий работников (руководитель организации и члены коллегиального исполнительного органа организации и др.);
- территориальное местонахождение и т.д.

Таким образом, дифференциация пр регулирования труда получило свое закрепление в ТК, начиная с особенностей регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, и включая особенности правового регулирования «российских учреждений за границей».В единстве и дифференциации пр регулирования проявляется такой элемент метода трудового права, как сочетание гос и договорного регулирования.

10. Значение руководящих постановлений высших судебных ор­ганов в единообразном применении норм законодательства о труде.

Особую роль и значение играют постановления Пленума Верховного Суда РФ по разъяснению вопросов судебной практики. Эти разъяснения обладают всеми признаками источника права, обеспечивая единообразное применение правовых норм, в частности трудового законодательства.

В определении понятий трудового законодательства играют роль и акты высшего судебного органа Союза ССР. Так, постановление Пленума Верховного суда СССР от 23 сентября 1977 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации" с последующими изменениями и дополнениями уточняет значение терминов института материальной ответственности, содержащихся в статьях 118 и 122 КЗоТ, - "прямой действительный ущерб" (п.4) и "день обнаружения ущерба" (п.24).

Существенное значение для развития понятийного аппарата трудового права имеют решения судов первой инстанции, а также определения судов кассационной и надзорной инстанций по конкретным делам, в особенности те из них, которые публикуются в обзорах и обобщениях судебной практики. Эти акты официального казуального толкования доводятся до сведения неопределенного круга правоприменителей с целью обеспечения единства в понимании и применении законодательства о труде. Однако в отличие от руководящих постановлений пленума Верховного суда, имеющих для судов обязательный характер, правоположения, выработанные в ходе разрешения трудовых споров, имеют характер рекомендательного судебного толкования. В этих актах судебных органов редко встречаются определения терминов в виде абстрактной формулы, логически оформленной мысли, чаще используется такой способ, как обозначение "рамок" или "границ" понятия путем исключения отдельных явлений (элементов), не относящихся к данному понятию. Характерны в этом отношении решения по делам о восстановлении на работе лиц, незаконно уволенных за прогулы. Суды уточняют, что не является прогулом: невыход на работу, на которую лицо переведено с нарушением закона, отсутствие работника лишь на своем рабочем месте без уважительной причины более трех часов, если он находился на территории предприятия.

Иногда решения судов по конкретным трудовым спорам дополняют определения или расширяют рамки понятий. Так, продолжен перечень случаев явного нарушения закона при увольнении работников, приведенный в п.48 постановления пленума Верховного суда РФ от 22 декабря 1992 г.: судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РСФСР назвала в качестве основания для привлечения должностного лица к материальной ответственности незаконное увольнение работницы за ее критические выступления в адрес администрации [5].

Особый интерес представляют решения судов, содержащих интерпретацию оценочных понятий, не конкретизированных в нормативных актах. И хотя такие понятия толкуются применительно к конкретным обстоятельствам дела, в некоторых случаях они могут служить примером и для других аналогичных ситуаций. Например, в судебной практике сложилось определенное мнение по поводу уважительности причин пропуска срока исковой давности, которые позволяют восстанавливать пропущенный срок (ст.211 КЗоТ РФ). Такими причинами признаются: действия работника по обжалованию увольнений в прокуратуру и другие органы, в компетенцию которых входит надзор за соблюдением законодательства о труде; отсутствие истца в данной местности в связи с необходимостью осуществления ухода за больными членами семьи. И наоборот, суды не признают уважительной причиной болезнь адвоката (если не было заключено соглашение на ведение дела), поскольку истец может обратиться с иском в суд самостоятельно или с помощью другого адвоката.

11. Субъекты трудового права: понятие и общая характеристика.

Субъекты трудового права — это участники трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений[1].
С появлением но­вых экономических отношений, безработицы появились новые субъекты трудового права: служба занятости и безработный в от­ношениях по подысканию работы и трудоустройству, а также новые субъекты социально-партнерских отношений на уровнях выше предприятия, организации. Появились и ранее неизвест­ные субъекты разрешения трудовых споров: государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров, при­мирительные комиссии, посредники и трудовой арбитраж.
Субъекты трудового права являются сторонами правоотноше­ний трудового права и как таковые — носителями трудовых прав и соответствующих им трудовых обязанностей. Поэтому надо знать не только объективное, т. е. заключенное в нормах законо­дательства, но и субъективное трудовое право каждого субъекта этой отрасли права. Для субъективной стороны трудового права необходимо четко определить, кто его субъекты, каковы их виды и правовой статус (правовое положение) каждого субъекта.
Виды субъектов трудового правамы определяем примени­тельно к составу общественных отношений, являющихся пред­метом трудового права. При этом один и тот же субъект, напри­мер работодатель или работник, может быть субъектом не одно­го, а одновременно нескольких отношений трудового права (например, трудового отношения, отношения по материальной ответственности за вред, отношения по рассмотрению трудовых споров).
Поскольку субъекты трудового права имеют на основании законодательства трудовые права и обязанности, то для их обла­дания и реализации они должны иметь:
трудовую правоспособностьпризнаваемую законом способ­ность иметь трудовые права и обязанности;
трудовую дееспособность— способность по трудовому зако­нодательству осуществлять лично своими действиями трудовые права и обязанности;
трудовую деликтоспособностъпризнаваемую трудовым за­конодательством способность отвечать за трудовые правонару­шения.
В трудовом праве все эти три правовые способности неразде­лимы, поэтому мы говорим о единой в трудовом праве трудовой праводееделиктоспособности, т. е. правосубъектности.
Трудовая правосубъектность — это признаваемая трудовым законодатель­ством способность данного лица (физического или юридическо­го) быть субъектом трудовых и непосредственно с ними связан­ных правоотношений, иметь и реализовывать трудовые права и обязанности и отвечать за трудовые правонарушения.
Субъек­тами отрасли трудового права являются стороны всех девяти от­ношений предмета трудового права, т. е. трудовых и иных вось­ми непосредственно с ними связанных.
Выделяют следующие виды субъектов трудового права:
граждане (работники);
работодатели (предприятия, учреждения, организации, фирмы любой формы собственности);
представители работников и работодателей;
профкомы или иные уполномоченные работниками вы­борные на производстве органы;
социальные партнеры в лице их соответствующих пред­ставителей на федеральном, отраслевом, региональном, террито­риальном и профессиональном уровне;
органы службы занятости и трудоустройства, юрисдикционные органы по рассмотрению трудовых споров, органы надзо­ра и контроля за соблюдением трудового законодательства, ох­раны труда.
Каждый из указанных субъектов имеет свой трудоправовой статус на основании трудового законодательства.
Правовой статус субъекта трудового праваэто его основ­ное правовое положение, определяемое трудовым законодатель­ством.
В трудоправовой статус субъекта входят:
его трудовая правосубъектность (трудовая праводееспособность и деликтоспособность);
статутные (основные) трудовые права и обязанности;
основные юридические гарантии (общие и специальные) статутных трудовых прав и обязанностей;
предусмотренная законодательством и договором ответст­венность за нарушение им трудовых обязанностей.
Правовой статус каждого из указанных видов субъекта трудо­вого права по своему содержанию отличается от статуса других его субъектов. Так, правовой статус работника будет совершенно иной и по правосубъектности, и по содержанию статутных (ос­новных) прав и обязанностей и их юридических гарантий, неже­ли правовой статус работодателя или других субъектов трудового права.
Различается общий правовой статус субъекта, который предусматривает одинаковые права и обязанности для данного вида субъекта трудового права, работников или работодателей, и специальный правовой статус для конкретного субъекта этого вида, включающий его специальные права в соответствии с диф­ференциацией трудового права. Специальный статус работника отражает особенности правового регулирования его труда (напри­мер, у женщин, несовершеннолетних и т. д.).
Раскроем правовой статус наиболее важных субъектов трудо­вого права.

12. Основные трудовые права и обязанности работника.

Работник имеет право на:

заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

13 .Работодатель как субъект трудового права.

Согласно ч. 4 ст. 20 ТК РФ работодатель - это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Организации могут находиться в любой из форм собственности:
- частной (индивидуальной или коллективной);
- государственной (федеральной или субъектов РФ);
- муниципальной;
- собственности общественных организаций;
- смешанной собственности.
Организации также могут быть в собственности иностранных государств, юридических лиц или граждан.
Трудовая работодательская правосубъектность юридического лица, по общему правилу, возникает одновременно с гражданской: юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации уполномоченным органом в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Именно с этого момента оно может осуществлять свои права и нести обязанности в качестве работодателя. Однако реальная трудовая правосубъектность возникает позднее гражданской, так как организация должна сформировать фонд оплаты труда, определить требуемую численность работников, утвердить штатное расписание.
Юридическое лицо (организация) прекращает выступать в качестве субъекта трудового права с момента его ликвидации (при реорганизации же его трудовые обязанности и права переходят к другому юридическому лицу в порядке правопреемства).
Кроме юридических лиц (организаций) в качестве работодателей могут выступать и физические лица. Работодателями - физическими лицами признаются (ч. 5 ст. 20 ТК РФ):
а) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (работодатели - индивидуальные предприниматели);
б) физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста 18 лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.
Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Такие же договоры от имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход и достигших возраста 18 лет, но признанных судом недееспособными, могут заключаться их опекунами (ч. 8, 9 ст. 20 ТК РФ).
Следует обратить внимание, что в новой редакции ТК РФ работодатели - индивидуальные предприниматели по своему правовому положению практически полностью приравнены к работодателям - организациям (юридическим лицам). Особенности правового регулирования трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и работниками, определены ст. 303, 304, 306, 307 ТК РФ.
Права и обязанности работодателей изложены в ст. 22 ТК РФ.

14 Основные трудовые права и обязанности работодателя.

Работник имеет право на:

заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

 

15Основная функция профсоюзов и их полномочия.

Основная функция профсоюзов
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Функции профсоюзов:
- представительская (на всех уровнях организации)
- защитная – по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся.

Имеют право на: представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, а также на участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции.
Значительная роль в защите трудовых прав и законных интересов работников принадлежит профессиональным союзам.

Профессиональные союзы — это добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами (п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах).

Трудовым кодексом и указанным Законом профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации для осуществления своей защитной функции наделены правом представлять и защищать права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения; участвовать в установленном порядке в определении работодателем систем оплаты труда, форм материального поощрения и норм тру-да; добиваться улучшения условий и охраны труда; участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров и многими другими правами.

Одним из важнейших способов защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников является осуществление ими согласно ст. 370 ТК профсоюзного (общественного) контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Закрепленные ст. 370 ТК полномочия профессиональные союзы осуществляют через свои органы (профкомы и другие звенья проф-союзной системы), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и собственные правовые и технические инспекции труда. В своей деятельности они руководствуются законодательством РФ по вопросам труда и актами соответствующих профсоюзных органов.

На уровне организаций профсоюзный контроль осуществляется уполномоченными профсоюзного комитета по охране труда, избирае-мыми на общем собрании работников структурного подразделения.
Правовые и технические инспекции труда профсоюзов создают-ся общероссийскими профессиональными союзами и их объедине-ниями и действуют в соответствии с положениями, утверждаемыми этими профсоюзами и их объединениями. Помимо этого, правовые и технические инспекции труда могут создаваться межрегиональ-ными, а также территориальными объединениями организаций проф-союзов, действующими на территориях субъектов РФ. Их полномочия определяются положениями, принимаемыми в соответствии с типовыми положениями соответствующих общероссийских объединений профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со-держащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда;

- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, избираемые на общем собрании трудового коллектива из числа своих работников, имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организациях и профсоюзные инспекторы труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы и профсоюзные инспекторы труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения федеральной инспекцией труда.

Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством (п. 3 и 4 ст. 20 Закона о профсоюзах).
Работодатель обязан создавать необходимые условия для осуще-ствления деятельности профсоюзов, в том числе по контролю в сфе-ре охраны труда.

16 Защита трудовых прав работников профессиональными со­юзами.

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Самозащита работниками трудовых прав
Профессиональныесоюзы вправе осуществлятьконтрользасо­блюдениемработодателямииихпредставителямитрудовогоза­конодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права. В недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений работодатели обязаны сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создаватьправовыеитехниче­скиеинспекциитрудапрофсоюзов.
Профсоюзныеинспекторытруда вправе беспрепятственно по­сещать организации независимо от их организационно-пра­вовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудово­го законодательства законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.Уполномоченные(доверенные)лицапоохранетрудапрофессиональныхсоюзов имеют право беспрепятственно прове­рять в организациях соблюдение требований охраны труда и
вносить обязательные для рассмотрения должностными лица­ми предложения об устранений выявленных нарушений требо­ваний охраны труда (ст. 370 ТК РФ).
В недельный срок с момента получения требования об устра­нении выявленных нарушенийработодателиобязаны сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о резуль­татах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
При принятии решения овозможномрасторжениитрудовоговыборныйпрофсоюзныйорганрас­сматриваетвопросинаправляетработодателюсвоемотивирован­ноемнение в письменной форме. Мнение, не представленное в указанный срок, или немотивированное мнение работодатель не учитывает.
Работодательобязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, _одействующим в организации, помещение для проведения засе­ даний, хранения документации, а также предоставить возмож­ность размещения информации в доступном для всех работни­ков месте. В организации численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование дейст­вующим в организации выборным профсоюзным органам как Минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифициро­ванное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необ­ходимые нормативные правовые документы. При наличии письменных заявлений работников - членов профсоюза рабо­тодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсо­юзной организациичленскиепрофсоюзныевзносы из зарплаты работников. Труд руководителя выборного профсоюзного ор­ана организации может оплачиваться за счет средств органи­зации в размерах, установленных коллективным договором.

17 Трудовое правоотношение: понятие, субъекты.

Определение содержится в ст.15 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.): Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Ст.15 ТК РФ определяет основные признаки трудового правоотношения, к числу которых относятся:. 1) личный характер прав и обязанностей работника; 2) обязанность работника выполнить за плату заранее определенную трудовую функцию (работу по определенной специальности, квалификации или должности); 3) обязанность работодателя обеспечить работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; 4) поскольку работник включается в отношения кооперированного труда, то необходимым признаком трудового правоотношения является подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка.

Трудовые отношения возникают с момента фактического допущения к работе, независимо от того, был ли оформлен трудовой договор (ст.16 ТК РФ).

Кроме того, в п. 12 и 13 Рекомендации №198 Генеральная конференция Международной организации труда установила признаки трудовых правоотношений: "Для целей национальной политики, о которой идет речь в настоящей Рекомендации, государства-члены могут предусмотреть четкое определение условий, применяемых для установления факта существования трудового правоотношения, НАПРИМЕР, ТАКИХ, КАК ПОДЧИНЕННОСТЬ ИЛИ ЗАВИСИМОСТЬ (выделено мной. - Е.Е.)... Государства-члены должны предусмотреть возможность определения в своих законодательных и нормативных правовых актах, либо иными средствами, конкретных признаков существования трудового правоотношения. К таким признакам могли бы относиться следующие элементы:

a) тот факт, что работа: выполняется в соответствии с указаниями и под контролем другой стороны; предполагает интеграцию работника в организационную структуру предприятия; выполняется исключительно или главным образом в интересах другого лица; выполняется лично работником; выполняется в соответствии с определенным графиком или на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее; имеет определенную продолжительность и подразумевает определенную преемственность; требует присутствия работника; предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу;

b) периодическая выплата вознаграждения работнику; тот факт, что данное вознаграждение является единственным или основным источником доходов работника; осуществление оплаты труда в натуральном выражении путем предоставления работнику, к примеру, пищевых продуктов, жилья или транспортных средств; признание таких прав, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата стороной, заказавшей проведение работ, поездок, предпринимаемых работником в целях выполнения работы; или то, что работник не несет финансового риска".

Исходя из ст. 20 ТК РФ, субъектамитрудовогоправоотношения являются

1.Работник (физическое лицо), вступившее в трудовые отношения с работодателем.

2.Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

 

 

18Содержание трудового правоотношения.

Содержанием трудового правоотношения являются права и обязанности его субъектов. Причем определяются они индивидуальным трудовым договором, трудовым законодательством и коллективным договором.
Субъективные трудовые права таботников, входящие в содержание трудовых правоотношений, представляют собой реализацию и конкретизацию основных прав, составляющих содержание правового статуса работника, т.е. права на свободу договора, на здоровые и безопасные условия труда и т.д.
Все субъективные права работников характеризуются конкретностью, притязательностью (право на обеспечение нормальных условий труда) и относительной свободой поведения субъектов при их реализации.
Объем и характер трудовых обязанностей зависит от многих факторов и конкретизируются применительно к роду работы (специальности, квалификации, должности) и личности работника. Наиболее общие и важные трудовые обязанности сформированы в законодательстве (Закон “О труде в РК”, типовых правилах внутреннего трудового распорядка) регулируются они также индивидуальным трудовым договором.
Для содержания трудового правоотношения характерно единство взаимных прав и обязанностей его субъектов, при котором праву одного субъекта соответствует обязанность другого. Например, праву работника на отдых соответствует обязанность работодателя соблюдать установленную законом норму рабочего времени, предоставлять ежегодные отпуска и т.д.
Всю совокупность субъективных трудовых прав и обязанностей работодателя можно подразделить на группы, связанные: 1) с созданием и дальнейшей организацией трудового коллектива; 2) с совершенствованием условий труда; 3) с организацией и совершенствованием оплаты труда работников; 4) с поощрением отличившихся работников, осуществлением дисциплинарных полномочий и возмещением имущественного ущерба.
К первой группе относятся права и обязанности по приему, переводу и увольнению работников, по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров и т.п. Вторую группу составляют права и обязанности по закреплению за работниками определенных рабочих мест, станков, машин и т.п., по установлению и изменению режима рабочего дня, по механизации тяжелых и трудоемких работ и др. Для третьей группы характерны права и обязанности, касающиеся улучшения системы оплаты труда, установления в пределах фонда заработной платы перечня профессий рабочих, оплачиваемых по повышеным ставкам, введения надбавок к заработной плате, установления показателей и размеров премирования. В четвертую группу включаются права и обязанности предприятий по применеию мер поощрения, предусмотренных индивидуальным, коллективным договорами или актами работодателя, а также дисциплинарного воздействия к нарушителям трудовой дисциплины; по привлечению к материальной ответственности работников, виновных в причинении имущественного ущерба работодателю; по возмещению имущественного ущерба работникам в связи с причинением по вине работодателя вреда их здоровью.

19Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

20Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми. Их субъекты и содержание.

Правоотношения, непосредственно связанные с трудовым правоотношением. Их субъекты и содержание.
Трудовые правоотношения определяют характер др правоотношений, которые вне связи с трудовыми не имеют самостоятельного значения и выполняют служебную роль. Эти правоотношения, связанные с трудовыми, или как их принято определять- производные от трудовых правоотношения (это такие правоотношения, наличие которых предполагает существование в наст, будущем или прошлом труд правоотношений, без которых бытие производных отношений было бы невозможно или лишено смысла).

К непосредственно связанным с трудовыми отношениями относятся, согласно ст. 1 ТК, следующие отношения по:
Правоотношения по организации труда и управлению трудом.
Эти правоотношения возникают между работниками (трудовым коллективом) и работодателем (их представителями).

Интерес работников представляет профсоюз, либо иной представитель, избранный общим собранием работников.
Правоотношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

Эти правоотношения возникают по инициативе любой из сторон (работников или работодателей), от их имени выступают представители в связи с необходимостью разработки, обсуждения и принятия как коллективного договора в организации, так и соглашений, заключаемых на различном их уровне.

Правоотношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Данные правоотношения складываются между работниками, представляющими их профсоюзами и работодателями (их представителями).
Правоотношения по содействию в обеспечении занятости и трудоустройства предшествуют трудовым правоотношениям.

Субъектами правоотношений по рассмотрению коллективных трудовых споров являются участники данного спора - работники и работодатель (их представители), а также действующие на этапах примирительной процедуры примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж.

Правоотношения по рассмотрению трудовых споров являются "факультативными спутниками" трудовых правоотношений, а также рассматриваются как вытекающие из трудовых правоотношений.
Трудовые споры в зависимости от субъектов (участников) и предмета спора подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Субъектами правоотношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров выступают их участники - работник и работодатель (действующий от его имени руководитель) и органы, уполномоченные рассматривать эти споры.
Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссия по трудовым спорам (КТС), создаваемая непосредственно в организации, и суд

21Социальное партнерство в сфере труда: понятие, значение.

Социальное партнерство— система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

 

Социальное партнерство в сфере труда включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Система социального партнерства включает несколько уровней:

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах.

Ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению — это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования, упорядочение трудовых отношений и установление условий труда в рамках социального партнерства.

Осуществление на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Обязательным является консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. На уровне организации проведение консультаций предусматривается при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Возможны и иные случаи проведения консультаций, предусматриваемые в коллективных договорах.

Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров реализуется путем создания на паритетных началах комиссии по трудовым спорам (ст. ст. 384—389 ТК РФ).

При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: стороны создают примирительные комиссии, участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки (ст. ст. 398, 401—404 ТК РФ).

Кроме указанных форм, учитывая сложившуюся практику, возможно создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координирующих органов, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профсоюзных органов и т.д.

22Основные принципы социального партнерства.

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

 

23Формы и уровни социального партнерства в сфере труда.

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.