для студентов специальностей 5В042000 – «Архитектура»,
5В042100 – «Дизайн»
Алматы – 2013
УДК 515
Составитель: Самаркин Ю.П.
Рабочая тетрадь по курсу Инженерной графики-III для студентов специальностей 5В042000 – «Архитектура», 5В042100 – «Дизайн». – Алматы: КазГАСА, 2013 – 40 с.
Рабочая тетрадь предназначена для использования в аудитории во время практических занятий. В ней содержатся графические условия ключевых задач курса Инженерной графики-III, отражающие основные темы изучаемой дисциплины.
Использование данной Рабочей тетради позволит существенно сократить время, отведенное на перечерчивание графических условий задач, и даст возможность полностью сосредоточить внимание студентов только на их решении.
Илл. 50
Рекомендовано к изданию Методическим советом Факультета Архитектуры, протокол № 4 от 14.09.2013г.
Печатается по плану издания Казахской головной архитектурно-строительной академии на 2013-2014 уч. год.
Рабочая тетрадь предназначена для студентов специальностей «Архитектура» и «Дизайн», обучающихся в условиях кредитной технологии.
Задачи в Тетради подобраны таким образом, чтобы способствовать развитию практических навыков в их решении и успешнее усваивать теоретический материал.
Использование Тетради снижает затраты времени, необходимого для перечерчивания графических условий, а, следовательно, позволяет решать большее количество задач с усвоением различных приемов их решения и приобретения необходимого опыта.
Графические построения рекомендуется выполнять в карандаше с помощью чертёжных инструментов. При этом линии построения следует обязательно сохранять! Области собственных и падающих теней предпочтительнее покрывать штриховкой, направление которой должно подчёркивать архитектонику объекта, т.е. согласовываться с простиранием граней (стен и ограждений), направлением их границ. При этом собственные тени как более слабые выделяются более разреженной штриховкой, падающие тени как более темные выделяют штриховкой вдвое плотнее.
Использование Рабочей тетради вовсе не исключает индивидуального подхода к обучению и не ограничивает выбора и других задач, которые могут вызвать интерес у студента. В таких случаях графические решения проводятся в тетради для конспектов на специально отведенных страницах.
К решению задач в Тетради рекомендуется приступать после повторения лекционного материала в конспекте, методических пособиях и в соответствующих разделах учебной литературы.
Рабочая тетрадь проверяется преподавателем периодически. По результатам работы над задачами в Тетради в течение семестра определяется оценочный балл, который весьма существенно влияет на результаты 1 и 2 рейтингов.
ТЕНИ НА КОМПЛЕКСНОМ ЧЕРТЕЖЕ
Тени прямых и плоских фигур. Тени прямой на поверхности
1. При произвольном направлении светового луча l (l1,l2) построить тень отрезка прямой АВ на плоскость (плоскости) проекций (рис.1 a, б).
а) б)
Рис. 1
2. Построить тени фронтально-проектирующего полукруглого козырька, примыкающего к плоскости π1, если задана только фронтальная его проекция(рис.2а-в).
а) б) в)
Рис. 2
3. Построить тень от прямой на гранной поверхности (рис. 3а-в).
а) б)
в)
Рис. 3
4. Построить тень от отрезка прямой АВ на кривой поверхности (рис. 4 а, б).
а) б)
Рис. 4
Тени гранных форм
5. Построить тени гранных форм (рис. 5 а,б).
а) б)
Рис. 5
6. Построить тени фрагмента цоколя (рис. 6).
Рис. 6
7. Построить тени гранных поверхностей на горизонтальной плоскости π2 , при
этом, тень от одной поверхности на другую построить с помощью способа
обратных лучей (рис. 7).
Рис. 7
8. Построить тени поверхности вращения, если дана только её фронтальная
проекция (рис. 8а, б).
а)плоскость π1 проходит через ось ПВ;
б)центр С шара отстоит от плоскости проекций π1 на расстоянии n.
Рис. 8
9. Построить тени на полуколонне от верхней плиты – полуквадратной (а) или
полукруглой (б, в) – вместе с падающей тенью на фронтальную плоскость, к
которой эта полуколонна примыкает (рис. 9а-в).
а) б)
в)
Рис. 9
10. Построить тени в цилиндрической (а), сфероцилиндрической (б) и