Ботаник. Часть 1 : Рабочая тетрадь / Козловская Л.Н., Чичёв А.В.М. : Издательство РГАУ-МСХА, 2014. 84 с.
Рабочая тетрадь предназначена для лабораторно-практических занятий по курсу «Ботаника». В ней представлены основные теоретические понятия, рисунки или схемы препаратов, которые необходимо изучить под микроскопом. Она составлена с учетом требований ФГОС ВПО к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Ботаника» подготовки бакалавров очной и очно-заочной форм обучения по направлениям: 05.03.06 – «Экология и природопользование», 06.03.01 – «Биология», 19.03.01 – «Биотехнология», 35.03.01 – «Лесное дело», 35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 – «Агрономия», 35.03.05 – «Садоводство», 35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», 35.03.10 – «Ландшафтная архитектура», и рабочих программ по ботанике.
Рекомендовано к изданию Учебно-методической комиссией факультета садоводства и ландшафтной архитектуры (протокол № 6 от «04» июня 2014 г.)
1 семестр. Преподаватель _______ (_____________) «___» ___________ 20 __ г.
2 семестр. Преподаватель _______ (_____________) «___» ___________ 20 __ г.
Оглавление
Введение. 8
Тема. Компоненты растительной клетки. 10
Работа 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного (Mníum cuspidátum Hedw.) (Рис. 1). 10
Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной - Sórbus aucupária L., ландыша майского – Convallária majális L. (рис. 2). 3
Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля (Solánum tuberósum L.) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б). 11
Работа 4. Запасные вещества в клетках эндосперма зерновки Пшеницы твердой (Tríticum dúrum Desf.). 12
Работа 5. Запасной полисахарид-инулин в клетках клубня земляной груши – топинамбура, Подсолнечника клубненосного (Heliánthus tuberósus L.) (рис. 5). 13
Работа 6. Состав клеточного сока. 14
Работа 7. Строение клеточной стенки (рис. 9). 15
Работа 8. Видоизменения клеточной стенки. 17
Работа 9 Митоз в клетках кончика корня Лука репчатого (Állium cépa L.) (рис. 10) 18
Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 19
Раздел 2. Гистология. 20
Работа 1. Покровные ткани. 21
Работа 2. Механические ткани. 24
Работа 3. Проводящие ткани и проводящие пучки. 25
Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 28
Раздел3. Морфология и анатомия вегетативных органов растения. 29
Тема: Корень. Корнеплоды. 3
Работа 1. Структурно-функциональные зоны растущего корня. 29
Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 48
Тема. Метаморфозы вегетативных органов. 49
Работа 1. Метаморфозы корня. 49
Работа 2. Метаморфозы листа. 50
Работа 3. Метаморфозы побега. 51
Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 57
Раздел 4. Размножение. 58
Тема. Цветок. Соцветие. 58
Работа 1. Разнообразие строения околоцветника. 59
Работа 2. Строение тычинки и анатомическое строение пыльника. 63
Работа 3. Типы Гинецея. Семязачаток. 64
Работа 4. Соцветие. 66
Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 67
Тема. Семена, проростки, плоды. 68
Работа 1. Строение семян. 68
Работа 2. Проростки 69
Работа 3. Плоды. 70
Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 76
Источники рисунков. 77
Введение
Рабочая тетрадь по курсу «Ботаника» предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения факультетов садоводства и ландшафтной архитектуры, агрономии и биотехнологии, технологического, почвоведения, агрохимии и экологии, зоотехнии и биологии.
Рабочая тетрадь написана с учетом требований к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Ботаника» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлениям:
05.03.06 – «Экология и природопользование», профиль – Экология;
06.03.01 – «Биология», профиль – Кинология и Охотоведение;
35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение», с профилями: Агроэкология, Почвоведение и агроэкологическая оценка земель; Питание растений и качество урожая; Сельскохозяйственная радиология; Сельскохозяйственная микробиология; Агропочвоведение и агроэкологическая оценка земель (прикладной бакалавриат);
35.03.04 – «Агрономия», с профилями: Агробизнес; Защита растений; Луговые ландшафты и газоны; Селекция и генетика сельскохозяйственных культур, Защита растений и фитосанитарный контроль (прикладной бакалавриат);
35.03.05 – «Садоводство», с профилями: Плодоводство; Овощеводство; Виноградарство и виноделие; Декоративное садоводство и флористика; Производство и переработка лекарственного и эфиромасличного сырья; Генетика, селекция и биотехнология садовых культур, Тепличное садоводство (прикладной бакалавриат);
35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», с профилями: Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства; Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства; Технология производства, хранения и переработки продукции плодоводства и овощеводства;
35.03.10 – «Ландшафтная архитектура», с профилями: Ландшафтное строительство; Декоративное растениеводство; Газоноведение, и рабочих программ по ботанике.
В результате изучения курса ботаники студент должен иметь представление об анатомических и морфологических особенностях организации растений, сформированное преимущественно на представителях возделываемых культур, строении генеративных органов, формировании и распространении семян и плодов, а также иметь представление о растении как целостной структурно-функциональной системе, адаптированной в ходе эволюции к определенным условиям среды обитания.
В результате изучения предмета студент должен знать:
- анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения и изменения растений;
- структуру основных вегетативных органов покрытосеменных, их метаморфозов на клеточном, тканевом и органном уровнях; строение генеративных органов покрытосеменных и процесс образования семян и плодов; строение растений; многообразие мира растений, эволюцию их структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле.
Студент должен уметь(иметь навыки):
- распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам;
- распознавать в полевых условиях наиболее типичные растения местной флоры, выявлять систематическое положение и видовую принадлежность растений с помощью определителей, осуществлять камеральную обработку природного материала, производить морфологические описания, оформлять отчетные материалы/
Раздел 1. Цитология
Тема. Компоненты растительной клетки
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного (Mníum cuspidátum Hedw.) (Рис. 1).
А Б
Рис. 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного – Mníum cuspidátum Hedw.
Паренхимная ( ) и прозенхимная ( ) клетки.
Раскрасьте и обозначьте: 1 - клеточные стенки, 2 – хлоропласты
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной - Sórbus aucupária L., ландыша майского – Convallária majális L. (рис. 2).
Рис. 2. Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов (А) ландыша майского – Convallária majális L. и (Б) рябины обыкновенной – Sórbus aucupária L.
Раскрасьте и обозначьте: 1 – стенка клетки, 2 – вакуоль, 3 – цитоплазма, 4 - хромопласты
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля (Solánum tuberósum L.) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б).
Обозначьте типы крахмальных зерен.
А. Крахмальные зерна из клеток клубня картофеля – Solánum tuberósum L.