Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. Личные привилегии и иммунитеты. Дипломатические привилегии и иммунитеты



Виды:

По числу субъектов международного права (главным образом государств), признающих данные нормы юридически обязательными нормы мб как универсальные, региональные, локальные.

По объему и содержанию на общие, т.е. определяющие коренные основы поведения государств (и других субъектов международного права) в международных отношениях, и специальные, регулирующие более узкие вопросы, относящиеся к отдельным отраслям международных отношений. Среди специальных норм выделяют индивидуальные нормы, регулирующие международные отношения по какому-либо отдельному вопросу и не создающие постоянных правил международного поведения.

Различают императивные и диспозитивные нормы МП. Императивные нормы - это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные нормы — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Среди императивных норм выделяют основные принципы международного права — это основополагающие нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.

В доктрине международного права 10 принципов: Принцип неприменения силы и угрозы силой; Принцип разрешения международных споров мирными средствами; Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом; Принцип равноправия и самоопределения народов; Принцип суверенного равенства государств; Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств; Принцип нерушимости государственных границ; Принцип территориальной целостности государств; Принцип уважения прав человека и основных свобод.

 

3. Особенности международного права.1.Наличие специфических субъектов МП;2. Отсутствие надгосударственных образований, в силу чего нормы МП носят больше координационный, чем императивный характер. Воля одного государства также не может выступать императивом по отношению к др. государству;3.Специфические правовые нормы МП : обычай и договор: 4. Коллективный порядок урегулирования МП споров.

4. Система международного права и его значение в современных условиях.Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права(института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.), отраслей международного права.

Основным элементом системы является правовая норма, т.е. юридически обязательное правило поведения.

Главенствующее место в международном праве занимают институты международного права, которые составляют нормативно-правовую основу этой системы, пронизывают все ее элементы, обеспечивая ее устойчивость.

Отрасль международного права — это совокупность норм, институтов, регулирующих однородные отношения в определенной сфере межгосударственных связей: дипломатическое и консульское право, международное морское право, международное космическое право, право вооруженных конфликтов и др. В самостоятельные отрасли выделяются группы норм и принципов, относящиеся к регулированию вопросов населения, заключению международных договоров, охране окружающей среды и т.д. Каждая отрасль международного права, представляя собой самостоятельную систему норм и принципов в конкретной сфере международных отношений, является подсистемой единой системы международного права.

Развивается система международного права, формируются новые отрасли (например, международное космическое право, международное право окружающей среды).

 

5. Соотношение международного и внутригосударственного права.Две самостоятельные правовые системы, отличающиеся по целому ряду параметров. Они отличаются по кругу субъектов. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, которые напротив, не могут быть субъектами международного публичного права, где субъектами могут быть государства, международные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, квазигосударства, правительства в изгнании. Субъекты международного права и субъекты внутригосударственного права отличаются своей правосубъектностью.

Различаются также своими объектами и предметами регулирования. Международно-правовые нормы регулируют только отношения между субъектамимеждународного права, а внутригосударственные нормы – субъектов внутреннего права государства. Государства не могут ссылаться на внутригосударственные нормы, чтобы освободить себя от выполнения международных обязательств.

В корне отличается их механизмы реализации права. Источники международного публичного и внутригосударственного права также отличаются. В первом случае это договоры и обычаи, и определенное количество вспомогательных источников, согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН, во втором случае – конституция, законы и подзаконные акты, а в странах с прецедентной системой – прецеденты.

Однако эти две различные и самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. Международно-правовые нормы формально не являются производными от норм внутригосударственных и не могут оказывать влияния на обязательную силу внутригосударственных норм, однако, международное право может отсылать к внутригосударственному праву, а это последнее – к международному праву.

Вместе с тем, с одной стороны на формирование норм международного права в определенной степени влияют нормы внутригосударственного нрава, с другой стороны, имеет место обратное влияние международного права на образование и развитие тех или иных норм внутригосударственного нрава. Главным образом такое влияние проявляется в том, что государства издают акты внутреннего законодательства, необходимые для приведения в действие нормы международною права внутри страны, и в ряде случаев такая рецепция или трансформация дает толчок для развития той или иной отрасли внутреннего законодательства в новом направлении.

Исторически в ходе развития МП сложилось две теории соотношения международного и внутригосударственного права: монистическая (в двух разновидностях) и дуалистическая. Сторонники монистической теории признавали единство этих двух правовых систем, рассматривая их как части единой системы права. При этом одни авторы исходили из примата (верховенства) международного права, другие — из примата внутригосударственного права. Авторы дуалистической теории рассматривают международное право и внутригосударственное право как две относительно самостоятельные правовые системы. Российская наука международного права исходит из того, что эти две правовые системы находятся в постоянном взаимодействии, которое проявляется в их взаимном влиянии друг на друга, осуществляется как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности. 3 способа приведения в действие норм международного права в рамках внутригосударственного правопорядка: отсылка, рецепция и трансформация.Отсылкой называется учет во внутренних законодательных актах, определяющих поведение государственных органов, должностных лиц или граждан, общих положений или отдельных норм МП, например. Рецепцией называется восприятие внутригосударственным правом нормы международного права без изменения ее содержания. Под трансформацией понимается преобразование нормы международного права в норму внутригосударственного права посредством принятия специального закона или иного нормативного акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма.

В процессе приведения в действие норм международного права могут возникнуть несогласованности, и даже прямые противоречия между содержанием норм международного права и нормами внутригосударственного права. Такие случаи называются коллизией. Коллизии между нормами международного права и нормами внутригосударственного права разрешаются в рамках внутреннего правопорядка отдельных государств, но если не будут разрешены, тогда разрешаются в международном плане.

 

6. История международного права.Международное право складывалось в течение длительного времени на основе общественной практики. Его возникновение и становление следует отнести к периоду межродовых и межплеменных отношений. Отношения между племенами не сводились только к внешней защите, но и включали в себя множество других норм поведения, которые, многократно повторяясь, становились обычаями. Именно этим объясняется появление в Древнем Риме "права народов", которое регулировало как межгосударственные отношения, так и отношения между государствами с одной стороны и народами (племенами), имевшими догосударственную организацию с другой стороны. Например, отношения между Римской империей и варварскими племенами готов.

Важнейшими предпосылками становления международного права являются условия материальной жизни человечества в их историческом развитии, взаимоотношения человека с окружающим миром, общественное разделение труда, возникновение государств и т. д.

Первоначально можно выделить этап первобытно - общинных “международных отношений”, локальных по своему характеру. Ему соответствовал период зарождения обычаев. Следующий этап развития международных отношений характеризовался региональностью. В этот период региональный характер имело и международное право.

Укрепление связей между государствами, развитие науки, техники, средств связи привели к развитию международных отношений, которые в свою очередь привели к универсализации международного права. Универсализации международного права предшествовал этап его деления на право “цивилизованных” и прочих народов. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться (точка зрения о формировании права Европейских сообществ, о специфике международного права в практике мусульманских стран и т. п.).

 

7. Понятие и виды субъектов международного права.Субъектом международного отношения является лицо, участвующее или могущее участвовать в международных отношениях, в силу чего оно является субъектом международного права. Субъекты международного права - это стороны, участвующие или способные участвовать в отношении, урегулированном нормами международного права. Круг субъектов международного права определяется их способностью участвовать в международных отношениях, регулируемых международным правом.

Субъекты международного права делятся по видам. : Так, одни субъекты международного права обладают суверенитетом, например, государства, колониальные народы и нации. Другие субъекты международного права не обладают суверенитетом, например, международные межгосударственные организации или квазигосударственные образования. Примером может служить ООН или Ватикан.

Субъекты международного права могут характеризоваться по природе правосубъектности. Делятся на первичные, к ним относятся государства и колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение, и вторичные, создаваемые первичными. К ним относятся международные организации и квазигосударственные образования.

По объему правосубъектности субъект международного права делятся на государства, обладающие полной правосубъектности и субъекты международного права, обладающие специальной правосубъектностью. К ним относятся: колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение, а также международные организации и квазигосударственные образования.

Отличительной чертой субъектов международного права государств является их суверенность. Под суверенностью государства государственным суверенитетом - понимается присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

 

8. Правосубъектность государств и способы образования государств. Международная правосубъектность государства существует в полном объеме на продолжении всего периода существования государства. Она прекращается лишь с прекращением данного государства в связи, например, с его вхождением в состав нового государства или разъединением на два или несколько независимых государств.

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет — это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет междуна­родно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что меж­дународное право рассматривает в качестве своего субъекта и участ­ника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченны­ми на то должностными лицами государства, считаются совершенны­ми от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составля­ют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обя­зательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.).

Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.

Исторически известны несколько способов образования новых государств как субъектов международного права: смена государств одного исторического типа другим; возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно государство либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделе­нием одного государства от другого. В этих случаях встает во­прос о признании новых государств как субъектов междуна­родного права и об их правопреемстве.

 

9. Международно-правовое признание (понятие, значение, виды).Признание - односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, компетентного согласно внутреннему праву государства заявлять о признании соответствующего государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории. Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более. Признание может быть полным, окончательным и официальным. Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное признание именуется de facto.

Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например, заявлении об установлении дипломатических отношений, что является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявления об официальном признании, заключении договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Признание de facto (фактическое) имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Признание de facto, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Признание ad hoc - это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.

 

Декларативная теория признания. Эта теория имеет подавляющее большинство сторонников. Ее сущность заключается в том, что признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. "Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф.Ф. Мартенс. - Признанием его лишь констатируется его рождение". Л.А.Моджорян отмечает, что признание "не создает нового субъекта международного права". Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, "будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет". Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер. Признание нового государства не затрагивает прав, приобретенных им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

 

10. Правопреемство государств.Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.— Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в статьях "Употребление терминов" правопреемство характеризуется как смена одного государства другим "в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории". В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника; 2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства. Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государствен­ные архивы; долги.

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом. Так, после распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Австрии и Венгрии; после второй мировой войны ООН занималась вопросом о международной личности Израиля и Индии. В начале 90-х годов в связи с распадом Югославской федерации возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.

 

11. Понятие и классификация основных принципов международного права.Принципами международного права - руководящие начала, определяющие правила поведения субъектов международного права, возникшие как результат общественной практики. Принципами называются нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Принципы носят императивный характер в отличие от других международно-правовых норм. Международно-правовые принципы обязательны для всех субъектов правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов. Особенности их нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях.

Выделяются основные принципы МП: суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др. В силу особой роли, которую играют основные принципы в деле поддержания международного правопорядка, они обеспечиваются наиболее жесткими мерами принуждения, связанными с ограничением суверенитета государства и дополнительной ответственностью руководителей государств, глав военных ведомств, политических партий и др.

Императивный характер основных принципов проявляется в их примате относительно всех остальных норм системы международного права. Это вытекает из ст. 103 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Основные принципы в отличие от норм международного права действуя во времени, обладают обратной силой. Только деяния, нарушающие основные принципы международного права, являются международными преступлениями.

Классификация основных принципов: основные, специальные и функциональные принципы.

В МП используются иные типы классификаций основных принципов. Например, по форме закрепления: писанные и обычные, по времени их возникновения: доуставные, уставные, послеуставные; по характеру объекта защиты: защищающие, системообразующие, по объекту сотрудничества: 1) защищающие мир и безопасность; 2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств; 3) защищающие права человека, народов и наций.

Основные принципы играют главенствующую роль в системе императивных норм международного права и закрепляются в важнейших, международно-правовых актах, таких как Устав ООН, Декларация ООН о принципах международного права от 24 октября 1970 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

 

12. Основные права и обязанности государств в соответствии с принципами международного права.Принцип суверенного равенства государств. Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет друг друга, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять высшую законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств.

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Стремительное развитие науки, техники, расширение различных связей между государствами неизбежно ведет к демократизации международных отношений, а значит к ограничению применения силы и угрозы силой. Впервые эта объективная закономерность была закреплена в качестве принципа международного права в Уставе ООН, где закрепляются лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

Принцип нерушимости государственных границ. Впервые международно-правовая норма нерушимости границ получила свое закрепление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем последовательно в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. Нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников упомянутых договоров. Правовое содержание принципа нерушимости границ проявляется, во-первых, в признании существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; во-вторых, в отказе от каких-либо территориальных притязаний на момент подписания договора или в будущем; в-третьих, в отказе от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ тесно связан с другим общим принципом международного права – принципом неприкосновенности границ.

Принцип мирного разрешения международных споров. Уровень развития современных вооружений таков, что любая попытка использовать их в качестве аргумента при разрешении споров между государствами может привести к уничтожению международного правопорядка. Обязанность государств в соответствии с современным международным правом разрешать свои споры только мирными средствами. При этом статья 33 Устава ООН предоставляет сторонам свободу выбора средств урегулирования международного спора, например, третейское разбирательство или судебное разбирательство и др.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств. Принцип невмешательства в общей форме закреплен в пункте 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизирован в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

Принцип территориальной целостности государств. Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Однако он продолжает развиваться. В соответствии с этим принципом территория государства защищена от любых посягательств. Согласно Заключительному акту, государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны “воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН”.

Принцип самоопределения народов и наций. Принцип самоопределения народов и наций закрепляет права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. Это является одной из принципиальных основ международных отношений, которая получила свое развитие после принятия Устава ООН.

Принцип сотрудничества государств. Изначально сотрудничество представляло собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии требования развивающихся международных отношений привели к превращению добровольного акта в правовую обязанность. Так идея международного сотрудничества государств в целях поддержания международного мира и безопасности стала основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН.

 

13. Историческое развитие принципа и его содержание в современном МП.

 

14. Внешняя политика государств и принципы международного права.Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Важнейшим способом осуществления внешней политики является дипломатия. Осуществление внешней политики и дипломатия должны следовать международному праву. Учредители ООН ставили перед собой задачу “создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права” (преамбула Устава ООН). Принцип суверенного равенства государств. Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет друг друга, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять высшую законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств.

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Стремительное развитие науки, техники, расширение различных связей между государствами неизбежно ведет к демократизации международных отношений, а значит к ограничению применения силы и угрозы силой. Впервые эта объективная закономерность была закреплена в качестве принципа международного права в Уставе ООН, где закрепляются лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

Принцип нерушимости государственных границ. Впервые международно-правовая норма нерушимости границ получила свое закрепление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем последовательно в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. Нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников упомянутых договоров. Правовое содержание принципа нерушимости границ проявляется, во-первых, в признании существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; во-вторых, в отказе от каких-либо территориальных притязаний на момент подписания договора или в будущем; в-третьих, в отказе от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ тесно связан с другим общим принципом международного права – принципом неприкосновенности границ.

Принцип мирного разрешения международных споров. Уровень развития современных вооружений таков, что любая попытка использовать их в качестве аргумента при разрешении споров между государствами может привести к уничтожению международного правопорядка. Обязанность государств в соответствии с современным международным правом разрешать свои споры только мирными средствами. При этом статья 33 Устава ООН предоставляет сторонам свободу выбора средств урегулирования международного спора, например, третейское разбирательство или судебное разбирательство и др.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств. Принцип невмешательства в общей форме закреплен в пункте 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизирован в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

Принцип территориальной целостности государств. Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Однако он продолжает развиваться. В соответствии с этим принципом территория государства защищена от любых посягательств. Согласно Заключительному акту, государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны “воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН”.

Принцип самоопределения народов и наций. Принцип самоопределения народов и наций закрепляет права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. Это является одной из принципиальных основ международных отношений, которая получила свое развитие после принятия Устава ООН.

Принцип сотрудничества государств. Изначально сотрудничество представляло собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии требования развивающихся международных отношений привели к превращению добровольного акта в правовую обязанность. Так идея международного сотрудничества государств в целях поддержания международного мира и безопасности стала основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН.

 

15. Право на участие в международных договорах и стадии заключения международных договоров.Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Право государства на участие в общих договорах стало общепризнанным. Оно основано на принципе суверенного равенства, из которого вытекает равное право всех государств на участие в международной жизни.

Право на участие может существовать в отношении не только общих, но и иных договоров. При этом определяющим фактором является наличие у государства юридической заинтересованности. Международный суд использует выражение "интерес правового характера". Абсолютным правом на участие обладает наиболее заинтересованное государство, т.е. такое, дела которого являются основным предметом договорного урегулирования. Неучастие наиболее заинтересованного государства влечет за собой недействительность договора, нарушающего принципы суверенного равенства и невмешательства.

Правом на участие обладают и непосредственно заинтересованные государства, т.е. такие, законные права и интересы которых имеют прямое отношение к предмету договора.

Например, в отношении договора о режиме Суэцкого канала Египет является наиболее заинтересованным государством, а государства, активно пользующиеся каналом, относятся к непосредственно заинтересованным.

Положение непосредственно заинтересованного государства отличается от положения наиболее заинтересованного государства. Неучастие того или иного непосредственно заинтересованного государства не делает договор недействительным. В определенной мере это подтверждается решением Международного суда по делу "Науру против Австралии».

Право на участие существует независимо от признания государства или его правительства. Практически во всех общих многосторонних договорах участвуют не признающие друг друга государства или правительства. Особый случай, когда ООН объявляет незаконным режим, установленный в стране в нарушение права народа на самоопределение. Прецедент был создан решениями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН 1965 - 1979 гг. относительно расистского режима в Южной Родезии.

Не является препятствием для участия в договоре отсутствие дипломатических или консульских отношений. Разрыв этих отношений не влечет за собой прекращения договора, если они не являются необходимыми для его осуществления. Но и в последнем случае обычно речь идет лишь о приостановлении действия договора. Например, разрыв консульских отношений делает невозможным осуществление консульской конвенции, и она приостанавливает свое действие, которое возобновляется с восстановлением консульских отношений.

Стадии заключения международных договоров: 1)выдвижение договорной инициативы, 2)подготовка текста договора, 3)принятие текста договора, 4)установление аутентичности текстов договора на разных языках, 5)подписание договора, 6)выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. Разработка текста договора может происходить на переговорах, на специально созываемых международных конференциях, в рамках международных организаций. Двусторонние договоры разрабатываются в основном на переговорах соответствующих государств. После того как текст договора согласован, необходимо установить его аутентичность, что означает, что текст договора окончателен и изменениям не подлежит. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным. Подписание ad referendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией.

Под парафированием понимается, как правило, постраничное подписание текста договора инициалами представителей государств или международных организаций, причем после парафирования вносить в текст какие-либо поправки воспрещено, иначе данная процедура утратила бы свой смысл.

Текст договора может приниматься либо голосованием (единогласно, простым большинством, большинством в две трети голосов или иным большинством по соглашению сторон), либо консенсусом (без голосования, при отсутствии возражений участников переговоров. Если поступает хотя бы одно возражение, текст договора не может быть принят до тех пор, пока не будет изменено соответствующее положение договора или возражение не будет снято). Если договор разрабатывается в рамках международной организации, текст может приниматься путем голосования за резолюцию об одобрении договора. Текст договора, разрабатываемый на конференции, может приниматься также путем включения его в заключительный акт конференции, совещания.

 

 

16. Форма, структура, язык и наименование договоров.В соответствии со статьями 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Договоры могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, участие в которых зависит от согласия их участников.

В зависимости от числа участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два субъекта международного права. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой стороны – несколько. Многосторонние договоры могут быть общими или универсальными и локальными. К первому виду следует отнести договоры, рассчитанные на участие всех государств, например, Устав ООН 1945 года. Ко второму виду относятся договоры с ограниченным числом участников, например, Римский Договор 1957 года.

Международные договоры по объектам могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические и т.д. Подобная классификация договоров облегчает их учет и систематизацию, хотя и не является законченной.

Сторонами или субъектами международных договоров могут выступать только субъекты международного права.

Как правило, международные договоры заключаются в письменной форме, хотя очень редко встречаются договоры, заключаемые в устной форме, например, “джентльменское соглашение”.

Внутренней структурой: названия договора, преамбулы, основной и заключительной части, подписи сторон. Название договора имеет большое значение так, как определяет объект договора. В преамбуле содержится цель договора. Основная часть договора делится на статьи, определяющие предмет договора, права и обязанности сторон. Заключительная часть договора содержит условия его вступления в силу и прекращение договора, срок его действия, язык, на котором составлен договор. Часто международные договоры содержат приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т.д. Приложения являются неотъемлемой частью договора, если об этом записано в тексте договора. Подписи сторон представляются неотъемлемой частью договора, без которой договор не имеет юридической силы.

Язык текста договора определяется самими договаривающимися сторонами. Двусторонний договор, как правило, составляется на языках обеих договаривающихся сторон, хотя ими может быть выбран и какой-либо другой нейтральный язык. Этот текст лежит в основе толкования текста договора. Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются договаривающимися сторонами. Установилась практика составления договоров, заключаемых под эгидой международных организаций на официальных языках этих организаций. Тексты договоров на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу. Международное соглашение, не зафиксированное ни в каких документах, принято называть джентльменским соглашением.

 

17. Прекращение и приостановление действия международных договоров. Толкование международных договоров.Венская конвенция 1969 года в статьях 46-53 содержит исчерпывающий перечень оснований недействительности международного договора. К ним относится: принуждение государства или его представителя, обман, ошибка, противоречие договора императивной норме международного права, имеющей характер jus cogens. Недействительность международного договора влечет за собой его ничтожность. Ничтожность договора не влечет юридических последствий.

Основаниями прекращения действия договора, т.е. утраты им юридической силы, или выход из него участника могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия его участников. Прекращение договора может происходить в результате истечения срока его действия. В этом случае договор автоматически утрачивает силу. Исполнение международного договора исчерпывает обязательства, вытекающие из такого договора, и он прекращает свое действие. Возникновение новой императивной нормы общего международного права jus cogens, как международно-правовой нормы, обладающей высшей юридической силой, влечет за собой изменение всех существовавших до ее возникновение норм, а сам договор – пересмотру или аннулированию.

 

Денонсация международного договора, т.е. уведомление о расторжении договора. Денонсация возможна только на условиях, предусмотренных самим договором. Если в тексте договора не предусмотрена денонсация и не установлено намерение его участников допустить такую возможность, то договор не может быть денонсирован. Денонсация международных договоров осуществляется тем органом государства, которому это право предоставлено внутренним законодательством. В российской Федерации таким правом наделена Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, что вытекает из статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Аннулирование международного договора – это односторонний отказ государства от договора, например, в случае существенного нарушения договора другим участником.

Прекращение существования стороны в договоре или изменение ее статуса. В случае прекращения существования стороны в договоре или изменение ее статуса договор прекращает свое действие либо автоматически, либо в силу специального заявления. Согласно статье 16 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года: “Новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств”.

Коренное изменение обстоятельств, (клаузула rebus sic stantibus) является основанием для стороны прекратить действие международного договора. В соответствии со статьей 62 Венской конвенции 1969 года клаузула является основанием прекращения договора, если такие обстоятельства составили существенное основание согласия участников на обязательность для них договора и когда изменение обстоятельств коренным образом изменит сферу действия обязательств. Ссылка стороны на коренное изменение обстоятельств (клаузулу rebus sic stantibus) как основание для прекращения договора невозможна в отношении договоров, устанавливающих границу, а также когда такое изменение произошло в результате нарушения стороной своих обязательств по договору.

Приостановление действия договора. В соответствии со статьями 65 Венских конвенций 1969 и 1986 годов участники договоров могут приостановить действие договора, следуя процедуре, изложенной в самом договоре или в Венских конвенциях. Приостановление действия договора в отношении всех участников или какого-либо участника возможно в соответствии с положениями самого договора или в любое время с согласия всех участников, если возможность такого приостановления предусматривается или не запрещается договором. Приостановление действия договора освобождает участников договора от обязательств выполнять его в течение периода приостановления. Состояние войны не может не сказываться на действии международных договоров. Военные действия прекращают или приостанавливают действие договоров. Это в полной мере относится к двусторонним договорам. Многосторонние договоры обычно приостанавливаются до заключения мира. С началом войны начинают действовать двусторонние и многосторонние договоры специально заключенные на случай войны, например, о защите жертв войны. После окончания войны восстанавливается действие многосторонних договоров, применительно к участникам войны. Вопрос о двусторонних договорах решается сторонами договора.

Уяснение подлинного смысла договора и его содержания называется толкованием. Несколько видов толкования. Прежде всего, аутентичное толкование, которое обладает наивысшей юридической силой. Такое толкование осуществляют сами участники договора. Аутентичное толкование осуществляется в форме обмена нотами, протокола и т.д. Наряду с аутентичным толкованием широко используется международное толкование, которое осуществляется международными органами. Такая форма толкования может быть предусмотрена договором или согласована сторонами особо. Международное толкование могут осуществлять, например, Международный Суд ООН, различные комиссии и т.д. Практике международных отношений известны также неофициальное толкование, которое дают специалисты в области международного права, и, которое необязательно для сторон договора, и внутригосударственное толкование, осуществляемое в односторонних декларациях, заявлениях, прилагаемых к договору одним из участников.

При осуществлении толкования используется ряд способов и приемов, к которым относится грамматическое, логическое, историческое и систематическое толкование. В ходе толкования уясняется значение отдельных терминов и смысл договора, сопоставляется данный договор другим договорам, изучаются обстоятельства и цели заключения договора.

Принципы: 1) Прежде всего, договор должен толковаться добросовестно, как единый логически связанный документ, который должен толковаться эффективно, т.е. необходимо придавать силу и смысл исследуемым положениям договора. 2)Толкование не может быть расширительным или ограничительным, а должно строго соответствовать объекту и цели договора, которые отражены в тексте договора. 3) Терминам, используемым в договоре, следует придавать обычное значение в их контексте и в свете объекта и целей договора. 4)Толковаться текст договора должен в сочетании с преамбулой и приложениями, а также с любым соглашением, относящимся к договору. 5)Используемому в договоре термину может придаваться специальное значение, если участники имели такое намерение.

 

18. Вступление договоров в силу. Регистрация и опубликование договоров.Юридические последствия вызывает только договор, вступивший в силу. В соответствии с положениями Венских конвенций 1969 и 1986 годов порядок и дата вступления договора устанавливается в самом тексте международного договора или согласуется его участниками. Так, договоры могут вступать в силу со дня подписания, ратификации, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. При этом может быть предусмотрен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или других документов договор вступает в силу. Вступление договора в силу связано со сроком действия, который, как правило, устанавливается в договоре. Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопределенный срок, без указания срока действия (неопределенно-срочные) либо с указанием на бессрочность действия (бессрочные договоры).

Срочные договоры прекращают свое действие по истечении срока. Другие договоры предусматривают автоматическое продление срока действия договора (пролонгации). Если договор прекратил свое действие, и стороны специально договорились о продлении его действия, то такое продление называется восстановлением или возобновлением действия договора. Бессрочными являются договоры, в которых не указан срок их действия и не содержатся условия их прекращения либо которые прямо предусматривают бессрочность их действия.

После вступления договоров в силу они направляются в Секретариат ООН для их регистрации (ст. 80 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).В ст. 102 Устава ООН зафиксировано, что любое международное соглашение, заключенное членом ООН и вступившее в силу, должно быть зарегистрировано в Секретариате этой организации и им опубликовано. ООН издает для этого специальные сборники — Treaty Series. Однако нерегистрация какого-либо договора в Секретариате ООН не означает его юридической ничтожности. В таком случае ни одна из сторон договора не имеет права ссылаться на незарегистрированный договор ни в одном из органов ООН (п. 2 ст. 102 Устава ООН). Например, при возникновении спора между участниками незарегистрированного договора в отношении его толкования и применения он не может быть передан на рассмотрение Международного Суда ООН.

 

19. Понятие и классификация международных организаций. Международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов. Международные организации не обладают суверенитетом и обладать им не могут.

Международная организация должна обладать 6 признаками: 1. Создание в соответствии с международным правом. 2. Учреждение на основе международного договора. Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций. 3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности. Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области. 4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества. 5. Наличие прав и обязанностей организации. Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. От сторон и только от сторон зависит, что данная организация обладает именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено выполнение данных обязанностей. 6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Речь идет об обладании международной организацией автономной волей, отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом.

Международные организации классифицируются по кругу участников на универсальные, открытые для участия всех государств, например, ООН, и региональные, объединяющие государства одного региона, например, Европейский Союз. По объектам деятельности на организации общей компетенции, в которую входит широкий круг вопросов политического, экономического, социального сотрудничества между государствами, например, ООН и специальной – например, ИКАО (международная организация гражданской авиации).

 

20. История создания, цели и основные направления ООН.В годы войны главные союзные державы — США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай — предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации, основанной на платформе их противостояния державам Оси — Германии, Италии и Японии. Декларация, подписанная в Лондоне в июне 1941 года, в которой союзники обязались «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире» — стала первым шагом к созданию Организации Объединенных Наций.

На первом этапе главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. Международные организации осуществляли скорее технико-организационную, чем политическую, функцию.

За период первой мировой войны было составлено более полусотни подобных проектов. Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919), так и не ставшей эффективным инструментом политического международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания безопасности государств.

Важным этапом на пути создания международной организации безопасности явилась конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации - от 30 октября 1943 года, подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что они "признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства большие и малые".

В этих документах была заложена принципиальная основа новой универсальной межправительственной организации. Особенностями этой организации ярко выраженный политический характер, направленный на решение вопросов мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Этим она отличается от ранее существовавших межправительственных организаций. Важнейшими этапом создания ООН стала конференция в Думбартон-Оксе в 1944 году, на которой были согласованы основные принципы и параметры деятельности будущей организации. На Ялтинской конференции в феврале 1945 года главы правительств трех государств - советского, британского и американского обсудили пакет документов, принятый на конференции в Думбартон-Оксе, дополнили его в ряде пунктов, и приняли решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года. На конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года были приняты учредительные документы Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года пять постоянных членов Совета Безопасности и большинство других государств сдали на хранение ратификационные грамоты. С этого момента Устав ООН вошел в силу. Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации безопасности, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях. ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. В соответствии с Уставом ООН главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и Международный Суд.

В соответствии со ст. 1 Устава ООН цели: 1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; 2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира; 3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Принципами: 1) суверенное равенство всех членов Организации; 2) добросовестное выполнение принятых на себя обязательств; 3) разрешение международных споров мирными средства таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность; 4) воздержание в международных от­ношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН; 5) оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех предпринимаемых ею в соответствии с Уставом действиях; 6) обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами Устава; 7) невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

 

21. Генеральная Ассамблея ООН.- совещательный представительный орган, в котором представлены всегосударства — члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена рядом важных функций, и прежде всего в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики:1)укрепления международного мира, 2)смягчения международной напряженности, 3)сокращения вооружений и разоружения, 4)создания условий для развития дружественных отношений и сотрудничествамежду государствами в самых различных областях.

В соответствии со ст. 10 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам - членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Генеральная Ассамблея наделена также полномочиями рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, а также специальные и чрезвычайные специальные сессии. В ходе регулярной сессии Генеральной Ассамблеи проводятся заседания пленума Генеральной Ассамблеи, Генерального комитета, Комитета по проверке полномочий и семи главных комитетов. Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии.

Генеральная Ассамблея позволяет осуществлять обмен мнениями и выработку согласованных решений, создает уникальные условия для дипломатических переговоров и консультаций между представителями государств и дает возможность значительному числу глав государств и правительств, а также министров иностранных дел встречаться и обсуждать интересующие их проблемы мировой политики.

Каждый член Генеральной Ассамблеи имеет один голос. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/з присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. По некоторым важным вопросам, таким как выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, прием новых членов в ООН, назначение Генерального секретаря ООН, приостановление прав и привилегий членов Организации, исключение из Организации ее членов, бюджетные вопросы и другие административно-технические вопросы, Генеральная Ассамблея принимает обязательные решения. По остальным, в том числе связанным с поддержанием международного мира и безопасности, Генеральная Ассамблея принимает резолюции и декларации, имеющие рекомендательный характер.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их.

 

22. Совет Безопасности ООН.Один из главных органов Организации Объединенных Наций, состоящий из 15 членов: пять из них -постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов - «непостоянные» избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной п. 2 ст. 23 Устава ООН. Существует особая процедура принятия решений в Совете Безопасности в зависимости от их важности. Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любыхдевяти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета проголосовать против какого-либо решения - и оно считается отклоненным (наложением вето постоянным членом). Тем самым достигается согласованность действий постоянных членов Совета Безопасности в области поддержания международного мира и безопасности. Устав ООН закрепляет за Советом Безопасности исключительно большие полномочия в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств. СоветБезопасности стал основой механизма коллективного обеспечения исполнения норм международного права.Совет Безопасности может принимать, сог

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.