Контрольная работа по ботанике включает 5 вариантов. Студент выполняет задание того варианта, номер которого соответствует последней цифре шифра его зачетной книжки, согласно таблице. В каждом варианте по 11 вопросов, которые охватывают различные разделы курса учебной дисциплины «Ботаника».
При выполнении контрольных вопросов по теме «Учение о растительной клетке» обратите внимание на строение клетки и ее органоидов в световом и электронном микроскопе. Описывая органоиды, укажите их субмикроскопическое строение, химический состав и функции. Излагая материал по производным протопласта (продуктам жизнедеятельности клетки), обратите внимание на места отложения их в клетке, тканях и органах растений.
При описании разных типов тканей укажите особенности их строения и местонахождение в теле растений. Подробно излагайте материал по проводящим пучкам (открытые и закрытые по наличию камбия). Укажите ткани входящие в состав ксилемы и флоэмы.
При ответе на вопросы по анатомии вегетативных органов растений детально описывайте внутренне строение, обязательно укажите тип проводящего пучка.
Четко раскрывайте поставленный вопрос по теме «Цветок», «Плоды и семена». Ответы иллюстрируйте рисунками в соответствии с заданием.
В разделе «Систематика», если речь идет о систематическом положении вида растения, то необходимо указать таксономические (систематические) единицы более высокого ранга, к которым он относится: род, семейство, порядок, класс, отдел.
При описании жизненного цикла архегониальных растений, четко покажите чередование двух поколений: гаметофита (половое поколение) и спорофита (бесполое поколение), и укажите какое поколение преобладает, в жизненном цикле.
В вариантах по характеристике семейства цветковых растений, задание выполняется по следующему плану:
1. Географическое распространение и среда обитания.
2. Жизненные формы (деревья, кустарники, полукустарники,
травы – многолетние, двухлетние и однолетние).
3. Подземные органы (типы корневых систем, видоизменения
корней и побегов).
4. Надземные органы: стебли, листья и листорасположение,
цветок (дать описание и составить формулу цветка) и
плод.
5. Использование растений данной группы и их охрана. В список включаются наиболее важные растения. Видовые названия растений даются в два слова (бинарная номенклатура по К. Линнею) на русском и латинском (научном) языках.В некоторых вопросах требуется привести примеры растений, имеющих определенное практическое значение: пищевые, кормовые, ядовитые, лекарственные, плодовые и другие.
6. В заключении отмечаются некоторые мероприятия по охране и рациональному использованию этих растений.
1вариант
1. Пластиды как органоиды специфические для зеленых растений. Типы пластид и их пигменты. Приведите рисунки.
2. Поступление веществ в растительную клетку. Осмотические свойства клетки. Осмос и плазмолиз.
3. Значение лубяных и древесных волокон в растении, их расположение и строение. Приведите рисунки.
4. Клубеньки на корнях бобовых растений, их строение и образование. Значение клубеньков. Микориза, ее строение и значение. Приведите рисунки.
5. Надземные метаморфозы побега. Укороченные и удлиненные побеги. Приведите примеры и рисунки.
6. Нарисуйте типы жилкования листьев и формы листовых пластинок по их расчленению. Понятие о гетерофиллии.
7. Пестик, понятие о плодолистике. Типы завязи по числу гнезд. Приведите рисунки.
8. Общая характеристика лишайников. В чем состоит различие в питании водорослей, грибов и лишайников?
9. Характеристика семейства Бобовые, или Мотыльковые. Важнейшие дикорастущие и культурные растения из этого семейства (15 видов). Зарисуйте разные типы листьев, типичное строение цветка и плода. Формула цветка.
10. Ботаническая характеристика семейства Норичниковые. Приведите рисунки строения цветков этого семейства. Напишите латинские названия представителей этого семейства.
11. Вода как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Особенности анатомического строения ксерофитных и суккулентных растений.
2 вариант
1. Ядро, его строение и химический состав. Функции ядра. Роль ядра в процессе передачи наследственности и в синтезе белков.
2. Опишите покровные ткани. Образование, строение и функции эпидермиса и перидермы. Приведите рисунки.
3. Почка, ее строение. Типы почек по происхождению и расположению на растении. Типы почек по назначению, или функции.
4. Строение листа злаков и шиповника. Приведите рисунки. Укажите признаки классификации простых листьев.
5. Типы и формы соцветий. Нарисуйте схемы, приведите примеры.
6. Строение семени с эндоспермом (у пшеницы) и без эндосперма (у гороха). Приведите рисунки. Прорастание семян, проростки однодольных и двудольных растений. Приведите рисунки.
7. Характерные признаки низших растений и их классификация. Лишайники, их строение и биология.
8. Что такое спорофит и гаметофит? Как они чередуются в жизненном цикле разных отделов высших растении?
9. Характеристика семейства Розановые (Розоцветные). Укажите важнейшие плодовые, ягодные и дикорастущие растения из этого семейства. Нарисуйте разные типы цветков.
10. Характеристика семейства Сельдерейные (Зонтичные). Укажите важнейшие культурные и дикорастущие растения. Нарисуйте цветок, плод и соцветие (схема).
11. Температура как экологический фактор. Типы растений по отношению к этому фактору.
3 вариант
1. Хлоропласты, их строение и функции. Космическая роль зеленых растений. Значение работ К.А.Тимирязева по фотосинтезу.
2. Опишите различные типы основной ткани. Приведите рисунки.
3. Подземные метаморфозы побега, их значение и функции. Приведите рисунки.
4. Сложные листья, их типы. Приведите рисунки.
5. Кратко опишите образование мегаспор (мегаспорогенез) и формирование женского гаметофита (зародышевого мешка) в семяпочке цветкового растения. Значение редукционного деления.
6. Развитие плода. Околоплодник и его строение. Опишите происхождение и строение плода типа коробочка. Приведите рисунки.
7. Классификация жизненных форм и их характеристика. Привести примеры.
8. Кратко охарактеризуйте бурые и красные водоросли (среда обитания, строение тела), укажите их практическое значение.
9. Характеристика семейства Пасленовые. Укажите практическое значение культурных и дикорастущих растений из этого семейства. Нарисуйте цветок и плод. Напишите формулу цветка.
10. Ботаническая характеристика семейства Гречишные. Опишите важнейшие дикорастущие и культурные растения этого семейства.
11. Свет как экологический фактор. Типы растений по отношению к этому фактору.
4 вариант
1. Клеточная стенка, ее физические и химические свойства. Химические изменения клеточной оболочки.
2. Опишите образование, строение и функции проводящих тканей: сосудов (трахей), трахеид и ситовидных трубок. Приведите рисунки.
3. Корнеплод происхождение и развитие его частей: корня, шейки и головки. Клубни корневого происхождения, корневые отпрыски.
4. Дайте определение побега и его схематический рисунок. Типы листорасположения.
5. Опишите метаморфозы листа. Приведете рисунки.
6. Естественное вегетативное размножение растений. Приведите примеры.
7. Строение цветка и его функции.
8. Сравните голосеменные и покрытосеменные растения по морфологическим, анатомическим признакам и способу оплодотворения.
9. Охарактеризуйте семейство Астровые (Сложноцветные), укажите представителей и их практическое значение. Нарисуйте разные типы корзинок, типы плодущих цветков и укажите их формулы.
10. Ботаническая характеристика семейства Лилейные, укажите наиболее распространенные овощные, дикорастущие и декоративные растения (15 видов). Нарисуйте цветок, плод и подземные видоизменения побега.
11. Дайте понятие о растительном сообществе. Приведите примеры растительных сообществ Вашего района и укажите, как они используются.
5 вариант
1. Вакуоль и химический состав клеточного сока.
2. Понятия о ферментах, фитонцидах, антибиотиках, витаминах, их роль в жизни растений.
3. Опишите выделительные ткани растений (железистые волоски, выделительные ходы, млечники и т. д.). Бальзамы, эфирные масла, смолы и камеди
4. Надземные и подземные метаморфозы побега и корня у культурных растений. Приведите рисунки луковицы и клубня картофеля.
5. Развитие листа. Зависимость строения листьев от экологических условий. Листопад.
6. В крупном масштабе нарисуйте семяпочку в продольном разрезе с зародышевым мешком. Из каких частей семяпочки развиваются те или иные части семени?
7. Опишите основные типы сочных односемянных и многосемянных плодов. Приведите рисунки.
8. Общая характеристика и классификация класса Аскомицеты (сумчатые). Опишите грибы сапрофиты из этого класса. Какие растения и органы поражают грибы-паразиты из класса Аскомицеты (сумчатые)? Составьте таблицу и дайте пояснения.
9. Ботаническая характеристика семейства Мятликовые (Злаки). Укажите важнейших представителей. Нарисуйте цветок и схему простого колоска. Напишите русские и латинские названия растений из этого семейства, используемых в медицинской практике.
10. Охарактеризуйте семейство Яснотковые (Губоцветные), укажите культурные, сорные и дикорастущие виды из этого семейства (15 видов). Нарисуйте разные типы плодов, типичное строение цветка. Формула цветка.
11. Почва как экологический фактор. Растения как индикаторы почвенных условий.