Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет, задачи и структура педагогической психологии



Педагогическая психология


СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1
Тема: "Педагогическая психология: становление и место в системе научного знания, предмет, задачи и структура"


1. Педагогическая психология в системе психологических наук

2. Предмет, задачи и структура педагогической психологии

3. Вехи становления педагогической психологии

Лекция 2
Тема: "Психолого-педагогическая диагностика: методологические основы, типы данных"


1. Актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики

2. Задачи школьной психодиагностики

3. Типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике

4. Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент


Лекция 3
Тема: "Образование как объект педагогической психологии"


1. Образование в общекультурном контексте

2. Образование как система

3. Учебно-воспитательный процесс

4. Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности

5. Основные тенденции современного образования


Лекция 4
Тема: "Общая характеристика учебной деятельности"


1. Характеристика процесса обучения

2. Учение как деятельность

3. Структура учебной деятельности. Психологические компоненты


Лекция 5
Тема: "Основные психологические проблемы традиционного обучения"


1. Соотношение понятий "обучение" и "развитие"

2. Соотношение понятий "воспитание" и "социализация"

3. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе


Лекция 6
Тема: "Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного обучения"

 

1. Особенности аудиторной передачи сообщения

2. Общая схема лекционного сообщения

3. Управление аудиторией


Лекция 7
Тема: "Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в учебной деятельности"

 

1. Проблема интенсификации чувственной деятельности и её динамика в процессе учения. Адаптация и сенсибилизация

2. Формирование и развитие свойств восприятия

3. Сенсорное воспитание

4. Наблюдение как познавательная комплексная деятельность


Лекция 8
Тема: "Внимание в структуре учебной деятельности"

 

1. Общие функции внимания

2. Виды внимания

3. Свойства внимания

4. Возможность целенаправленного формирования внимания


Лекция 9
Тема: "Память и её развитие в учебной деятельности"


1. Общая характеристика процессов памяти

2. Виды памяти

3. Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности


Лекция 10
Тема: "Мышление как центральное звено процесса учения"

 

1. Общая характеристика процессов мышления

2. Виды мышления. Логические операции процесса мышления

3. Индивидуальные различия и стили мышления

4. Активизация процессов мышления в учебной деятельности1.1.

Лекция 1
Тема: "Педагогическая психология: становление и место в системе научного знания, предмет, задачи и структура"


Педагогическая психология в системе психологических наук

План

1. Педагогическая психология в системе психологических наук.

2. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.

3. Основные вехи в становлении и развитии педагогической психологии.

В XIX в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: "Педагогическая психология - та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения".

Лев Семенович Выготский в 1910 г. дал такое определение: "Педагогическая психология - продукт последних нескольких лет, это новая наука, которая является частью прикладной психологии вместе с юридической, медицинской, экономической, эстетической и промышленной психологией. Она делает только первые шаги, и всё же она должна полагаться на собственные силы. Просто заимствовать материал у общей психологии было бы бесполезно. Однако начало положено, и без сомнения, из скромных зачатков вскоре возникнет истинная педагогическая психология".

Психология - это сложное интегрированное знание, основанием структурного представления которого, согласно А.В. Петровскому, служат психологические аспекты: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Педагогическая психология рассматривается как самостоятельная отрасль общепсихологического знания, выделенная преимущественно по основанию "конкретная деятельность", в которой находят отражение и два других его аспекта. Это утверждение означает, что в фундаменте педагогической психологии находятся общепсихологические закономерности и механизмы самой образовательной деятельности, или, по определению одного из родоначальников педагогической психологии П.Ф. Каптерева, образовательного процесса.

Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания (по Б.М. Кедрову). Во-вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. В-третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др. В то же время утверждение, что педагогическая психология есть отрасль общепсихологического знания, означает, что она формируется на его основе, т.е. знаниях о психическом развитии, его движущих силах, индивидуальных и половозрастных особенностях человека, его личностном становлении и развитии и т.д. В силу этого педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социальной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.

Единство возрастной и педагогической психологии объясняется общим объектом изучения - ребенком подростком, юношей, которые являются объектами изучения возрастной психологии, если изучаются в плане динамики возрастного развития, и объектами изучения педагогической психологии, если рассматриваются как обучающийся и воспитуемый в процессе целенаправленных воздействий педагога. Психология дошкольника, психология младшего школьника, подростка, психология юности - разделы возрастной психологии. Психология обучения, психология воспитания, психология учителя - разделы педагогической психологии. Раздел, посвященный проблемам обучения и развития, равно принадлежит возрастной и педагогической психологии (А.В. Петровский).

Предмет, задачи и структура педагогической психологии

Объект педагогической психологии - человек.

Предмет - механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе.

Образовательный, педагогический процесс является объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления) и представляет собой сложное, многофункциональное и многокомпонентное явление.

"Педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между учащимися" (А.В. Петровский).

"Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися" (В.А. Крутецкий).

Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б.Г. Ананьев). Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не настолько, как хотелось бы. В связи с этой проблемой складывается предмет педагогической психологии, исследующей закономерности усвоения, учения. На основе сложившихся научных представлений формируются техника, практика учебно-педагогической деятельности, обоснованные со стороны психологии закономерностей процессов усвоения. Вторая педагогическая проблема возникает, когда осознается различие обучения и развития в системе обучения. Можно часто встретить ситуацию, когда человек учится, но очень слабо развивается. Предмет исследования в этом случае - закономерности развития интеллекта, личности, способностей, вообще человека. Данное направление педагогической психологии разрабатывает практику не обучения, а организации развития.

Таким образом, "предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса" (И. А. Зимняя).

Задачи педагогической психологии. Общей, главной задачей является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания.

Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Структура педагогической психологии включает 4 раздела:

I - психология образовательной деятельности (единство учебной и педагогической деятельности);

II - психология учебной деятельности и её субъекта - обучающегося (ученик, студент);

III - психология педагогической деятельности и её субъекта (педагога);

IV - психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.