Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Игры, отражающие отношения человека и природы



Занятие 2.

«Традиция русского чаепития»

Цель урока:ознакомление учеников с традициями русского чаепития;

Задачи:

1. Рассказать ученикам о происхождении традиции русского чаепития;

2. Рассказать о традиционных атрибутах русского чаепития;

3. Рассказать о традициях русского чаепития.
План урока:

1. Представление темы занятия;

2. Мини-лекция с практической демонстрацией;

3. Чаепитие с элементами лекции;

4. Обобщение материала.

1. Представление темы занятия:

Сегодня мы поговорим о традициях русского чаепития, откуда к нам пришел чай, почему чаепитие стало таким популярным на Руси.

2. Мини-лекция:

Церемония чаепития на Руси - одна из самых сложных для описания, так как за последнее время произошло много изменений, которые, несомненно, отложили свой отпечаток на церемонии чаепития.

Впервые чай появился на Руси в 1638 году, когда русский посол Стариков привёз в подарок государю Михаилу Федоровичу несколько пудов чайного листа. Царю понравился новый напиток тем, что от него не хотелось спать во время долгих заседаний. Так чай прижился в России. За чаем решались важные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы. Вот уже третье столетие на Руси ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество не обходится без чая.

Самовар, стакан в серебряном подстаканнике, питьё чая из блюдец - это всего лишь внешние черты. Однако главное в церемонии чаепития на Руси (помимо чая) является общение.

Непременным атрибутом церемонии чаепития на Руси всегда был самовар. Он появился на Руси благодаря Петру Первому, который привёз из Голландии устройство, похожее на современный самовар. Позже русские мастера научились делать собственный вариант этого прибора, а с конца XVII века самовары начали производить в Туле и на Урале. Так, самовар «обрусел» (стал русским) и был приспособлен сначала для приготовления сбитня, а потом воды для заваривания чая.

 

3. Чаепитие с элементами лекции;

Необходимо провести чаепитие с детьми, во время которого нужно рассказать о технической стороне русского чаепития.

Существует три варианта заваривания чая. Наиболее «русским» считается способ, когда вода нагревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на верхнюю часть самовара и пьётся без добавления воды и сахара. Сладкое, при этом, едят вприкуску. Во втором способе самовар не нужен, так как он заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой. Чай также не разбавляют водой. Есть и третий способ, который появился в советское время и до сих пор популярен в России. Чай заваривается крепким, заварку разливают по чашкам, а затем добавляют туда горячую воду. Для русского чаепития принято использовать чёрный цейлонский, индийский
или китайский чай. Зелёный чай при таком чаепитии не подойдёт.
Когда чаепитие стало доброй традицией русского народа, появился
и свод правил русской чайной церемонии. Согласно этим
правилам, русское традиционное чаепитие должно проводиться в
гостиной, на веранде или на открытом воздухе. Чай к чаепитию
подаётся крепко заваренным, в заварочном чайнике. К чаю нужно
обязательно подавать кусковой сахар и лимон, чтобы каждый сам
мог добавить их в чай по вкусу. Кроме этого, к столу могут быть
поданы различные добавки к чаю, которые способны изменить его
аромат и вкус по усмотрению гостя. Такими добавками могут быть
свежие или сушёные ягоды и фрукты, травы или сладкие настойки.
Чай пьётся из чашек с блюдцами. Но самое главное в русском
чаепитии - это разговор, поэтому приглашать к чаю нужно только
тех людей, с которыми есть общие интересы, и с которыми можно
поговорить на интересующие темы.

 

4. Обобщение материала:

Необходимо повторить пройденный материал и закрепить его. Домашнее задание: нарисовать героев или сюжеты русских народных сказок.


Занятие 5.

«Ручеек и лапта, или поиграем в славянские игры»;

Цель урока:ознакомление учеников с русскими традиционными игрищами;

Задачи:

1. Знакомство с понятием «русская игра»;

2. Знакомство с некоторыми русскими игрищами;

3. Воспитание уважения к традиционным русским играм.
План урока:

1. Представление темы занятия;

2. Вступление, мозговой штурм на тему «Какие традиционные русские игрища вы знаете?»;

3. Мини-лекция;

4. Практическое занятие «Поиграем!» с элементами лекции;

5. Обобщение материала.

1. Представление темы занятия:

На доске необходимо написать тему занятия. Сегодня мы поговорим о традиционных русских играх, откуда они взялись, почему в них играли.

2. Мини-лекция, лекция:

(Данный материал дает представление об игре, о традиции игры. Материал не следует выдавать сразу, по возможности необходимо распределить между 2 и 3 пунктами плана).

Народная игра - это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период,

 

отражающая особенности этого сообщества.

Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.

Славянские народные игры - самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа. Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет "казакам-разбойникам". Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. "Сундучок с играми" - расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарем для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!

Зазывалки

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:

Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает

Поиграть-поплясать Себя показать...

Или:

Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй? Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему - водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалки Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре: Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним - луна, поводи одна. Шесть, семь, восемь, девять, десять Царь решил меня повесить А царица не дала И повесила царя.

Считалка - неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее "механизмом случайного распределения ролей". Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных,

 

прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и
других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым
задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает
внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается все
лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику.
Считалки могут начинаться как загадки:

Сидела баба на пече, на каленом кирпиче, Не могла стерпеть, начала пыхтеть.... Или как сказки:

Жили-были два гуся....

Концовки разнообразны: "выйди вон", "это, верно, будешь ты", "все равно тебе водить". "Выход" - это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.

Жребий

Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:

Мати, мати, Что вам дати?

и спрашивают, кто из них кого выбирает:

Какого коня - сивого Или златогривого?

Или: За печкой заблудился Или в стакане утопился? И т.д.

Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд - своего рода "игра перед игрой", и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).

Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры - хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

Игры, отражающие отношения человека и природы

Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.

Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр - игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники - медведь, волк, лисица - главные действующие лица.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.