У музыки в музыкально-ритмических движениях - ведущая роль.
Музыка определяет сущность движения, оно должно соответствовать,
1. характеру музыки
2. средствам музыкальной выразительности
3. форме музыкального произведения
Цель ритмики:
в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение ср-в муз.выразительности, формы), ее образов и формирование навыков выразительного движения на этой основе.
Задачи
1.Развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и музыкально-ритмических движений.
Обучение согласованию движений с характером музыки, средствами выразительности.
Обучение музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски, упражнения.
Умение определять жанры музыки (марш, танец, песня)
2. Умение определять виды ритмики (игра, пляска, упражнение)
3. Умение различать простейшие понятия (высокие и низкие звуки, темп- быстрый, средний и медленный, динамику — громкая, умеренно громкая, тихая музыка и т. д.)
Развивать:
1.Основы музыкальной культуры
2.Музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость, слуховые представления, чувство ритма)
3.творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать свой игровой персонаж, свою пляску, комбинируя различные элементы физ.упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
4.Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнениях.
Основой музыкально-ритмических движений являются:
1. Основные движения— ходьба, бег, подскоки, пряжки.
2. Гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками).
Танцевальные движения
4. имитационные движения (сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств).
Все эти движения передаются по-разному и являются материалом для развития воображения и творческой активности.
Виды музыкально-ритмической деятельности.
Игры, пляски, упражнения.
Игры
1 Сюжетные
2.Несюжетные
Сюжетные:
Начальная форма — игра под пение и движения под фортепианное заключение ()
След. Степень усложнения — игра под инструментальную музыку.
Игры — инсценировки. Их можно выносить на вечера досуга, на праздники. (Желательно, чт. В костюмах «Теремок»)
Мл. Возраст инсценировки песен, кот. Поет воспитатель
Ст. возраст - сюжетные этюды ( отразить х-р незнакомой музыки).
Несюжетные игры
не имеют опред. тематики. В них присутствуют разные игровые задания, элементы плясок, соревнования, построения. «Будь ловким» Н.Ладухина, «Ищи» Ломовой.
Пляски.
Виды:
1. Пляски с зафиксированными движениями,
т. е. авторские
1) пляки с участием взрослого — обязательное исполнение педагогом одинаковых или отличных с детьми движений
2) современный детский танец
3) народные пляски, где используются подлинные элементы народного танца
4) хороводы с пением, движения которых не связаны с тектом
5) характерный танец, движениями его изображается данных персонаж
6) детский бальный танец
2. Пляски-импровизациина основе разученных движений.
Исп-ся для развития дет.творчества.
1) Пляски- типа «зеркало»
2) Пляска, в которой 1 половину сочиняет ребенок, 2-ю — педагог
3) пляска, где дети сочиняют и 1 и 2 части.
4) Есть еще свободная пляска , где дети отражают х-р музыки движениями ранее изученными или любимыми.
Упражнения.
Это многократно выполнение одного и того же движения в целях обучения.
Упражнения исп-ся для:
1. совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки прыжки)
2. подготовительные упражнения для разучивания движений к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и др.)
3. образные упр., уточняют различные игровые образы, движения персонажей (поступь медведей, прыжки зайцев, бег лошади). Они дают детямвозможность овладетьдвижениями для выполнения индивид-х ролей
4. как определенные законченные композиции, созд-ся авторами.
Игры, пляски, упражнения тесно связаны между собой, направлены на развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.
Репертуар по ритмике.
Принципы отбора.
1. Художественность музыкального произведения, его яркость, динамичность образов.
2. Моторный характер музыки, побуждающий к движениям.
3. Разнообразный муз.жанров, характера
4. Соответствие движений характеру, образам музыки.
2. Словесный (беседа о характере музыки, средствах выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание)
3. Практический (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения)
Методика обучения движениям включает 3 этапа:
1. ставятся задачи
ознакомить с новыми движениями (пляской, игрой, хороводом, упражнением)
создать целостное впечатление о музыке
начать разучивание
2. углубленное разучивание музыкально-ритмического движения
уточнение его элементов
создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
3. Закрепление представления о музыке и движениям, поощряя детей самостоятельно применять их в повседневной жизни (под CD-запись, аккомпанимент детских музыкальных инструментов).
Ясельки.
Музыкальное движения нужно начинать рано — с 6-7 месяцев, сидя. Взрослый производит движения руками ребенка, мягко напевая плясовые мелодии или песенки. (Ладушки)
Года жизни.
т. к. дети только начали ходить , то они быстро утомляются и неуверенно двигаются. Поэтому большое внимание уделяется движениям рук. Под пение взрослого или музыку дети могут иллюстрировать движения (птички), могут похлопать в ладоши.
Движения повторяются многократно. К концу 1-го года можно показать танцевальные движения — топать, покружиться.
Года.
Дети подросли и могут уже выполнять мелкие движения, требующие определенной координации. - ходить, бегать могут самостоятельно, но не умеют менять темп движения.
Задачи:
1. различать контрастную музыку.
2. Должны овладеть овладеть игровыми и танцевальными движениями — прямой галоп,кружатся на носочках — по образцу взрослого.
3. Основной принцип — повторность.
4. Количество плясок ограничено. Выучиваются долго. Все время повторяются в новой ситуации.
Года.
К 3-м годам ребенок имеет достаточное развитие и некоторый музыкальный опыт.
Но ходьба у детей- тяжелая, иногда с плохой осанкой, с припаданием, приземлением на всю стопу.
Основные задачи:
1. различать хар-р и ср-ва музыкальной выразительности.
2. Овладение основными танцевальными и иммитационными движениями.
3. Они дожны усвоить, что музыка — главная.
4. След-но начинать и заканчивать движение нужно с музыкой. Необходимо, чтобы дети не ходили без музыки. Для работы подбирается музыка с фиксированным концом.
Учить детей:
1. самостоятельно, свободно садиться на стульчик
2. самостоятельно подходить у столу с атрибутами,
3. свободно выходить из зала.
4. Строиться в колонну и в 2 кружка
5. брать атрибуты только в правую руку
6. не браться сильно за руки в кругу.
7. Приучить детей к общественному поведению.
Используется 3 вида плясок: с участием взрослого , детский танец, хороводы с пением. Все отличаются игровым характером.
Образец способного ребенка или специально подготовленного. Нельзя заставлять стеснительного ребенка играть или танцевать насильно.
Главное увлечь, создать настроение:
1) Рассказом перед пляской или игрой
2) Само название вовлекает детей в действие.
3) Воспитатель берет на себя главную роль.
4) Различные варианты игры.
«Ходит Ваня», «Стукалка», «Прятки с платочками».
Года- средняя группа
Возрастает музыкально-двигательный опыт.
Задачи:
1. сосредоточить детей на более тонкое восприятие музыки.
2. Увеличить объем танцевальных движений
3. разнообразить движение рук.
4. Подведение детей к самостоятельному исполнению выученной пляски
5. проявление творческой инициативы.
Старшая группа
Характерна способность схватить музыкальный образ данный в развитии. Дети способны сменить 5 движений за одну пляску. Уже можно предложить детям новые пляски, построенные на знакомых движениях без образца взрослого.
Формы ознакомления детей с плясками:
1. Показ воспитателя под аккомпанимент муз.рук-ля.
2. Муз-рук-ль показывает пляску по самоаккомпанимент
3. Показ подготовленного ребенка, способного.
Подготовительная группа.
Разучивание пляски.
1 занятие. Ознакомление с музыкой более сложной, чес в старшей группе.
Музыка увеливается в объеме, становится более сложная.
Разучивание русской пляски и национальной пляски (чешская полечка, вальсы, польки)
2 занятие. Нужно учить детей начинать и кончать пляску с музыкой.
3 зан. Прослушивание музыки и обращение внимания на более сложные части музыки, различение частей. Воспитывать красоту и естественность движения, выразительность исполнения пляски.