Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VI. Русская философия XX века



III. Философия Эпохи Возрождения.

IV. Философия Нового времени:

1) европейская философия XVII века;

2) европейская философия XVIII века;

а) философия французского просвещения;

б) английский субъективный идеализм и агностицизм;

3) немецкая классическая философия;

4) марксистско-ленинская философия.

V. Западная философия XIX – XX веков:

1) позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм;


2) экзистенциализм;

3) неотомизм;

4) философия жизни;

5) фрейдизм и неофрейдизм;

6) тейярдизм

7) постмодернизм.

VI. Русская философия XX века.

 

4)Общие характеристики и особенности философии запада и востокаВ отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.Даже в исследовании самой проблемы человека существует различие в философских концепциях Запада и Востока. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как Имеются различия и в учении о строении материи. В античной философии Запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Демокрит учил, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы — мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества же появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку. В восточной философии проблема дискретности материи, ее строения не ставится. В ней материя рассматривается преимущественно как некая «помеха» душе, или в единстве с формой, или как некое субстанционное начало.Есть различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т.е. дается разработка проблем логики.. В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя (санскр. буквально — правило, рассуждение, вхождение в предмет, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. Она исследует четыре источника достижения истины: восприятие, вывод, сравнение, доказательство. Эти источники ведут к достоверному познанию. В целом же для древневосточной философии более характерно самопознание2. Общие закономерности развития древней западной и восточной философской наукиРазвитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей.Философская мысль, во-первых, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознанияВо-вторых, философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VI--V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: разорение общинников и рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей.В-третьих, философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. М., 1985. С. 170.И восточная, и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и страдания и другими… Россыпью афоризмов, фокусирующих мысли великих философов, сопровождается все развитие философии:В-четвертых, мировоззренческий характер философского знания - также закономерность развития философии Запада и Востока. Хотим мы этого или нет, но философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типов мировоззрений). Идеализм представлен в философии древнего мира Запада и Востока в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм. В философии Востока - это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма. В западной философии - это философия Пифагора и Пифагорейского союза, элейская философия, а также философия Сократа, Платона и др.

5)

6)Натур философия античнсти.1. Натурфилософский, или космологический- 6-4 век до н.э. Природа - главный предмет изучения. Возникает противоположность диалектики и метафизикиПервым философом часто называют Фалеса из города Милета. Фалес разрешил головоломку многого и единого следующим образом: он заявил, что началом всего является вода. Мир удивителен, он одушевлен и полон божеств, но началом всего существующего является вода. Ученик Фалеса Анаксимен считал началом всеговоздух. Гераклит признал первоначалом огонь. Анаксимандр считал, что все произошло из беспредельного вещества, которое он назвал апейроном. Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в основе мира находится материальная субстанция. Субстанция есть то, что не нуждается для своего объяснения в другом. Видимо, Пифагор думал именно так. Он не отказался от четырех субстанций - огня, воды, земли и воздуха, но стремился найти их первоосновы, каковыми он считал числа. Начало всего единица, двойка, тройка, четверка; им соответствуют по порядку точка, линия (два конца), плоскость (три вершины треугольника), объем (четыре вершины пирамиды). Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют четыре основы - огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводят к миру живого и

 

 

7) 2.Классический, или сократовский - 4 век до н.э. Входят: Сократ, Платон, Аристотель. Сократ – мыслитель, способствующий возникновению объективного идеализма. В мае 399 г. Сократ по приговору суда выпил кубок яда за обвинения в развращении юношества религиозным вольномыслием, отрицанием старых богов и почитание нового божества. Философия – не умозрительное рассмотрение природы, а о том, как следует жить. Главная задача познания – самопознание: «познай самого себя». Истинное знание человек может иметь только о самом себе, о душе. По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и по­гибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и ис­тинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины — бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом. Эти при­чины, или формы, Платон называет видами («эйдосами») и идеями. Платона есть объективный идеализм, так как материя рассматривается как производное от нематериальных, предшествующих материи «видов», или «идей», существующих вне и независимо от созна­ния людей. Учение Аристотеля — объективный идеализм, правда непоследовательный, включающий в себя ряд по существу материалистических идей. По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Форма нематериальна, но она не есть некая потусто­ронняя сущность, извне привходящая в материю.

 

8).Эллинистический период в развитии античной философии.Эллинистическая эпоха древнегреческого рабовладельческого общества охватывает период от распада империи Александра Македонского до покорения Греции Римом – конец 1У-1 вв. до н.э. Известными философами в этот период были Эпикур и Тит Лукреций Кар.ЭПИКУР(341-270 гг. до н.э.). Эпикур – афинянин по происхождению является выдающимся мыслителем эпохи эллинизма.

· Взгляды Эпикура можно условно разделить на три основные части:

· каноника, или теория познания;

· физика – учение о природе;

· этика.

Философия для Эпикура – главное и основное средство для достижения человеком наиболее счастливой жизни.

В своей философской концепции Эпикур обосновывает положение о вечности материи: ничто не возникает из ничего и в ничто не превращается. Развивая философские взгляды атомистов Левкиппа и Демокрита, Эпикур полагал, что вселенная состоит из тел и пустот, а вещи осознаются нами с помощью ощущений. Тела состоят из неделимых и неизменных атомов, сам же мир безграничен и бесконечен. Эпикур ввел принцип отклонения атомов в ходе их движения в пустоте. Отсюда свобода, по Эпикуру, основной закон их существования. В применении к общественной жизни и к человеку это означало возможность выбирать им собственную траекторию полёта, свободно решать свою судьбу.В теории познания Эпикур стоял на позиции абсолютизации сенсуализма. Он полагал: чувства непогрешимы, чувства не ошибаются, – ошибается разум.
Не отрицая существования Богов, Эпикур вместе с тем считал недопустимым их вмешательство в жизнь людей. Он утверждал, что душа человека материальна и смертна. Она состоит из атомов особой тонкости, рассеянных по всему телу.Эпикур придавал большое значение этическому учению. Цель философии – счастье человека. Счастье – это чувство удовольствия, а главное – свобода от страданий. Эпикур был сторонником гедонизма. Однако, при этом философ всегда подчёркивал, что нельзя жить счастливо, не живя разумом, нравственно и справедливо. Счастье – это всегда состояние мудрости и невозмутимости духа (атараксия). «Не надо бояться смерти и Богов» – учил Эпикур. «Пока мы живём, смерти нет, а когда она всё же придёт, то нас уже не будет».ЛУКРЕЦИЙ КАР (99-55 гг. до н.э.). Лукреций был выдающимся римским поэтом – философом и известным математиком и просветителем. Будучи последовательным сторонником философии Демокрита и Эпикура, Лукреций развивал и отстаивал основные положения их атомистической теории. Материя для Лукреция – это мир движущихся атомов. Она никем не сотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве. Атомы как некие «кирпичики» мира имеют разную величину и форму, чем и объясняется многообразие мира. Уничтожение того или иного предмета или вещи есть ничто иное, как распад атомов. Душа человека тоже материальна, будучи создана из воздуха и тепла. Дух, по Лукрецию, весьма тонок и имеет наибольшую скорость. Лукреций стоял на позициях признания познаваемости мира. Основой познания, по его мнению, являются чувственные восприятия. Они возникают в результате воздействия атомов на органы чувств человека. Чувства – это определенная ступень, без которой невозможно адекватное отражение объективной реальности. Философия Лукреция, как и всё эпикурейство, ориентировалась на объяснение мира с позиций научного знания и здравого смысла. Чтобы сделать людей счастливыми, считал Лукреций, надо избавить их от чувства страха перед Богами и помочь им в этом деле смогут различные науки (в том числе философия). В эпоху главенства Рима (с начала III столетия до н. э.) развиваются эллинистические школы, особенно стоицизм, и формируется одна новая – неоплатонизм. Римскую философию часто (и не без основания) называют философией позднего эллинизма.Неоплатонизмразвивается в III-V столетиях н. э; в последние столетия существования Римской империи. Он является последним цельным философским направлением, возникшим в период античности. Неоплатонизм формируется в той же самой социальной обстановке, что и христианствоЕго основателем Плотин (ок. 204 – ок.270). Свои философские взгляды Плотин начал излагать поздно. Написав несколько десятков трактатов, он так и не успел придать им Фому целостного произаедения Плотин считал, что основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. От него зависят все формы бытия. Этот принцип Плотин объявляет абсолютным бытием и говорит о нем, что он непознаваем. «Это бытие есть и остается Богом, не существует вне его, а есть именно сама его тождественность». Это единственно истинное бытие постижимо лишь путем проникновения в самый центр чистого созерцания и чистого мышления, что становится возможным лишь при «отторжении» мысли - экстазе. Все остальное, что существует в мире, производно от этого единственно истинного бытия. Природа, по Плотину, сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный принцип (свет). Плотин создает даже определенную градацию существований от внешнего (настоящего, истинного) к самым низшим, подчиненным (неподлинным). На вершинах этой градации стоит божественный принцип, далее – божественная душа, а ниже всего - природа. Душа - это нечто чуждое материальному, телесному и внешнее по отношению к ним. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с телом органически

 

9) Период патристики.

Патристика – Христианское богословие в I – V вв. Ее главной задачей было отстаивание учения новой религии против «языческой» античной философии. Непосредственными идейными источниками раннехристианской философии были такие течения древнегреческой философской мысли как стоицизм, неоплатонизм, пифагореизм и др. Патристика обосновывала верховенство духовной власти над светской и вела пропаганду мирового владычества католической церкви.. Виднейшим представителем патристики был Августин Блаженный.

Августин Блаженный.

Философское наследие Августина составляют философско–теологические труды, апологетические сочинения и труды, направленные против критиков христианства. Основные из них: «О троице», «О граде Божием», «Исповедь» и др. В своих работах, опираясь на неоплатонизм, Августин рассуждает о бытии и времени, движении истории, прогрессе, личности человека и др. Познание Бога должно составлять смысл и содержание всей человеческой жизни. Бог рассматривается им как начало и конец всего сущего. Он считал, что Бог сотворил мир из ничего, т.е. сотворил и саму основу (субстанцию) мира. Он сотворил и время, которого раньше не существовало до творения. Сам Бог находится вне времени, нечто застывшее, постоянное, непреходящее. Он имеет только «сегодня». «Сегодня Бог – это вечность». Человек имеет прошлое, настоящее и будущее. Его время распадается на «настоящее прошлого» - память, «настоящее настоящего» - созерцание человека и «настоящее будущего» - надежда человека. Таким образом время существует в уме человека. Значит времени до творения мира не было. Аналогично трактуется Августином вся история человечества. По его убеждению, вся мировая история человечества представляет собой борьбу двух враждебных и непримиримых царств («градов») – Божьего и земного. Град земной – это мир зла и сатаны, а град Божий – это мир добра и Бога. От «земного града» ко «граду Божьему»– таково движение общества к конечной цели.

Большое место отводил философ природе человека, его божественному предопределению и свободе воли. Человек – это разумная душа, пользующаяся земным телом. Душа нематериальна, близка к Богу и поэтому бессмертна. Её важнейшими способностями и функциями являются разум, воля и память. Однако они не находятся во власти человека и это дано ему от Бога. Следовательно, человек всё же не свободен, поскольку предопределён Богом. Что же тогда является источником грехопадения человека? Августин считает, что зло – это результат свободной воли человека и следствие отпадения его от Бога. Вера – высший источник истины. Истину надо искать в Боге, а не в науке. Разум подчинён вере и обосновывает её «Верь, чтобы разуметь» – провозглашал Августин. Эта знаменитая формула стала основным мотивом всего философского творчества Августина.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.