Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполненная во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа студентов, объем которой определяется учебным планом, является обязательной для каждого студента и способствует развитию самостоятельности, организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой исследовательской деятельности.
При определении содержания самостоятельной работы студентов учитывается уровень самостоятельности абитуриентов и требования к уровню самостоятельности выпускников ВУЗа для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотив к получению знаний;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь.
Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины и степенью подготовленности студентов. Они должны быть тесно связаны с теоретическим курсом и иметь учебный или учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы студентов определяет кафедра. По дисциплине «Введение в искусствознание» предлагаются следующие формы самостоятельной работы студентов:
- конспектирование лекций.
- письменное описание и анализ художественных произведений.
- анализ и зарисовка композиционных схем наиболее значимых произведений искусства.
- подготовка мини-докладов.
- изложение изученных тем в табличной форме.
- составление презентаций по изучаемым темам.
- выполнение курсовых работ.
- посещение художественных выставок с последующим письменным отчетом.
- подготовка к тестированию, зачету, экзамену.
- поиск и систематизация иллюстраций к изучаемым темам;
- составление терминологического словаря.
На лекционных занятиях рекомендуется конспектировать лекции, так как традиционно преподаватель во время зачета и экзамена спрашивает именно тот материал, который им был подробно разобран на лекциях. Записи ведутся в краткой форме: записывать в первую очередь нужно определения, классификацию, основные мысли и положения изучаемого материала; обязательно нужно фиксировать приводимые примеры, так как именно в области приведения примеров студенты часто испытывают трудности при ответах на экзаменах.
Анализ и зарисовка композиционных схем наиболее значимых произведений искусства помогает запомнить эти произведения, а также понять, какими именно средствами художник достигает нужного зрительного и эмоционального эффекта.
Одна из форм самостоятельного освоения материала – написание докладов. Доклад должен показать умение студента работать с литературой, анализировать прочитанный материал, грамотно выстраивать и излагать свои мысли.
Тематика докладов выбирается студентом из предложенного руководителем списка тем. После выбора темы необходимо приступить к изучению литературы, ресурсов интернета и к выборке необходимого материала. Затем найденный материал выстраивается по определенному плану: введение, основная часть, заключение. Во введении даются общие определения, в основной части подробно описывается суть изучаемого вопроса, в заключении делаются обобщения и выводы. Объем доклада должен быть в пределах 3-5 машинописных страниц (для мини-докладов – 1–2 страницы). На основании доклада делаются устные сообщения на практических занятиях.
При письменном описании и анализе художественных произведений следует определить их вид и жанр, стиль или направление, композиционные, колористические, пластические или иные средства достижения зрительной и эмоциональной выразительности.
При посещении художественных выставок следует вести краткие записи: зафиксировать авторов и названия понравившихся произведений, зарисовать схему композиций, сделать их краткое описание. На основании этих записей выполняется письменный отчет:название выставки, тип экспозиции, виды и жанры представленных произведений искусства, описание и анализ 3 – 4 произведений одного или разных авторов. Стиль изложения свободный, язык профессиональный.Объем работы не более 2 страниц.
Для систематизации знаний и облегчения подготовки к зачетам и экзаменам рекомендуется информацию по изученным темам разместить в табличном виде по следующим образцам:
Таблица 3. СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Определение понятия стиля
№
Названия
стилей.
Краткая
характеристика стиля,
его признаки.
Авторы,
работавшие
в данном стиле.
Названия
произведений.
Таблица 4. МУЗЕИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. ( Российские, зарубежные).
Определение музея искусства.
№
Название музея, место его
нахождения.
Тип музея.
Краткая история
возникновения и
развития.
Состав экспозиции.
Наиболее крупные
отделы музея.
Наиболее
известные
произведения
1.
2.
3.
Таблицы заполняются к практическим занятиям при изучении соответствующей темы. Объем одной таблицы не более одного листа А-4 с двух сторон. Таблицы собираются в общую папку-скоросшиватель, сдаются на проверку преподавателю и используются при подготовке к тестированию, зачетам и экзаменам как развернутый план ответа.
Примерный перечень вопросов к зачету.
1.Виды искусства, их выразительные средства и функции.
2. Классификация искусства.
3. Краткая история возникновения и развития искусства.
4. Пластические искусства, их виды и признаки.
5. Виды изобразительных искусств, их выразительные средства.
6. Графика, ее признаки и область применения.
7. Графика, ее изобразительные средства, жанры, материалы.
8. Виды графики по назначению и содержанию.
9. Виды графики по способам исполнения и тиражирования.
10. Из истории возникновения и развития графики.
11. Живопись, ее признаки и область применения.
12. Виды и жанры живописи.
13. Средства выразительности и технические разновидности живописи.
14. Из истории возникновения и развития живописи.
15. Скульптура, ее признаки и область применения.
16. Разновидности скульптуры по объему.
17. Разновидности скульптуры по назначению.
18. Средства выразительности и материалы скульптуры.
19. Из истории возникновения и развития скульптуры.
20. Архитектура как вид пластических искусств, ее назначение.
21. Виды и объекты архитектуры.
22. Три принципа архитектуры. Выразительные средства архитектуры.
23. Из истории возникновения и развития архитектуры.
24. Декоративно-прикладное искусство, его виды и назначение.
25. Народные промыслы, история их возникновения, современное состояние.
26. Изделия ДПИ, их назначение, тематика, материалы изготовления.
27. Описание особенностей изделий ДПИ, техники обработки материалов и
способов их изготовления.
28. Дизайн как разновидность художественно-проектной деятельности.
29. Виды дизайна.
30. Качественные требования, предъявляемые к проектируемым изделиям.
31. История возникновения и развития дизайна.
32. Дизайн – основной метод создания материальной, социальной, духовной среды, окружающей человека.