Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования
Методическое обеспечение.
Методическое обеспечение (МО) - процесс и результат оснащения чьей-либо деятельности (или проекта, программы) необходимыми методическими средствами и информацией, способствующими ее эффективному осуществлению (или реализации).
Методически обеспечить - это значит сделать возможным методически грамотное осуществление какой-либо деятельности, работы, устранить затруднения у тех, кто ее выполняет, своевременно предоставить ответы на их вопросы, связанные с организацией этой деятельности.
МО как процесс интегрирует в себе такие виды методической деятельности, как методическое руководство, методическая помощь, создание методической продукции, методическое обучение. В идеале оно должно иметь опережающий характер и основываться на прогнозировании потребностей практиков и развитии педагогических систем.
МО как результат представляет собой сочетание таких форм, как комплект (пакет) методической продукции; отработанный цикл различных форм организации методического обучения; отлаженная система тематических консультаций.
Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования
Необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность является и условием эффективности, и одним из средств достижения качества деятельности и ее результатов. На современном этапе в приоритет вынесено программное обеспечение прежде всего педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования, которое реализуется преимущественно самими педагогами — результат выражен в разнообразии авторских проектов, моделей образовательных объединений.
В широком понимании слова к методическому можно отнести и нормативное обеспечение системы дополнительного образования как федерального, так и регионального масштаба — это прежде всего документы, определяющие функциональное назначение, содержание и организационные аспекты деятельности УДО и их работников (к примеру, к нормативно-методическому обеспечению федерального уровня можно отнести Типовое положение, Положение об аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования, квалификационные характеристики педагогических работников системы образования и т.д.). Роль нормативной базы, особенно на этапе переосмысления предназначения и приоритетов дополнительного образования, особо значима: она не столько регламентирует, сколько упорядочивает, приводит именно в систему всю отрасль образования.
Однако хотелось бы отметить, что для стабильного функционирования (а нередко — и для выживания), качественного продвижения и развития учреждения дополнительного образования (а это значит — субъекты, реализующие функции УДО; основные направления и виды социально значимой деятельности) особо необходимо научно-методическое и, если можно так выразиться, практико-методическое (технологическое) обеспечение педагогического процесса, педагогических систем учреждений дополнительного образования детей.
Функционально задача методического обеспечения предписанаметодистам учреждений дополнительного образования.
Их назначение, изложенное, к примеру, в федеральных квалификационных характеристиках, очень масштабно (по целям, функциям, направлениям и видам деятельности) и поднято чуть ли не научный уровень (на бумаге). Главное, что можно вывести из всех предъявляемых к методисту требований, — это задача осуществить методическое обеспечениепрофессионально.
Но сразу возникает вопрос: в чем же суть этой профессии — методист, есть ли специфика ее в системе дополнительного образования и, наконец, где и как этой профессией можно овладеть? Что касается последнего, то ответ очевиден: все методисты и бывшей внешкольной, и нынешней системы дополнительного образования — самоучки. Но на сегодняшний день самоподготовки явно недостаточно. Как показывают результаты диагностики, далеко не каждый методист может определить объекты и предметы своей деятельности, обозначить цели, поставить задачи, выстроить работу в логике; методический инструментарий нуждается в многообразном пополнении, а представления о результате — в научном прогнозировании.
Возникает необходимость в создании для методистов УДО системыпрофессиональной подготовки, действующей постоянно, в различных формах и гибко — прежде всего с учетом специфики региона и учреждения, в котором трудится конкретный методист. Одним из выходов в данной ситуации может служить создание “Школы методиста”, где профессиональная подготовка методистов УДО позволит им профессионально расти, обсуждать проблемы, обмениваться опытом, вести методические разработки. Основной задачей методистов и основным направлением их работы является методическое обеспечение образовательного процесса.
Методическое обеспечение - это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами, включающая, помимо методического оснащения (программы, методические разработки, дидактические пособия), такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров; совместный анализ качества деятельности и ее результатов.
Приоритетными предметами методического обеспечения в УДО должны стать педагогическая деятельность, педагогическая система, воспитательный и образовательный процессы (как и в любом образовательном учреждении); следовательно, приоритетным объектом обеспечения — педагогический коллектив УДО или его конкретные подразделения, педагогические работники. Сконцентрированность методической деятельности на собственном учреждении позволит поднимать его на более качественный уровень и деятельности, и системы, и результатов.
Методическое обеспечение должно осуществляться на высоко профессиональном уровне: здесь важны не только сугубо методические умения, но прежде всего — полное владение предметом обеспечения (ни в каком варианте невозможно обеспечить, например, образовательный процесс, не понимая что это такое). Его качество можно отследить, во-первых, по качеству методической продукции (оснащения) и, во-вторых, по уровню его организации: насколько комплексно и системно оно осуществляется; насколько использованы возможности самого методиста, педагогической науки и опыт, в первую очередь, своего учреждения; насколько учтены особенности и возможности объектов, их потребности. Основныеконечные результаты методического обеспечения можно просматривать на двух уровнях:
- самого методиста (субъекта этого направления деятельности): здесь этот конечный результат выражен чаще всего в методической продукции;
- предмета и объекта: здесь результат выражен в их изменении, а качество результата — в характере изменений (если методическое обеспечение было “прямым”) — насколько в лучшую (или худшую) сторону, насколько качественно изменился предмет благодаря методическому обеспечению (при условии, что ведущая роль в этом обеспечении принадлежала методисту, поскольку особенно опытные педагоги могут и не нуждаться в обеспечении “со стороны”). Если методическое обеспечение было косвенным, а не конкретно-адресным, то его успешность можно проследить по степени спроса на методическую продукцию, отслеживая степень ее применения и полезности для практики других учреждений.
Подводя итог определению сущности методического обеспечения, хотелось бы отметить, что основным его назначением в предлагаемом подходе мыслится достижениекачества деятельности (педагогической в целом или какого-либо конкретного ее компонента, направления), и только как следствие этого качества могут быть достигнуты результаты (педагогические, образовательные, воспитательные) более высокого (по сравнению с начальным состоянием) уровня. Но поскольку у обеспечиваемой деятельности есть определенный или разные субъекты, то нести полностью ответственность за качество работы и качество результатов этих субъектов методист не может.
Приоритетными направлениями в деятельности методической службы являются научно-методическое, нормативное, программное, технологическое и информационно-методическое обеспечение. Для большей эффективности этих направлений необходимо выстроить каждое из них в систему методической деятельности как на уровне каждого методиста, так и на уровне службы в целом. Препятствием могут быть проблемы многообъектности в обеспечении, многопредметности в работе методиста, большая загруженность различными видами работ, не связанными между собой. Выход из данной ситуации - разделение приоритетных методических функций и видов обеспечения (например, лаборатория проблем дополнительного образования и воспитания иинформационно-методический центр). В каждом учреждении дополнительного образования необходимо создавать информационно-методический центр (отдел), осуществляющий сбор, анализ информации, учет и ее хранение, использование современных методов сбора информации, адекватных целям управления. Анализ педагогических явлений позволяет устанавливать причинно-следственные связи, принимать обоснованные управленческие решения.