Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды познавательной деятельности



Познавательная деятельность – это особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Деятельность человека основана на использовании знаний накопленных человечеством.

Научное познание:

Теория – это логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.

Гипотеза – это предположение, догадка.

Закон – это наиболее существенные связи между отдельными свойствами и сторонами явлений.

Гипотеза Научный эксперимент Закон

Способы получения научных знаний:

Научное наблюдение – это целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т. е. такими, какие они есть в действительности);

Эксперимент – это исследование в специально созданных, искусственных условиях;

Моделирование – это воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичному ему);

Анализ – это расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное;

Синтез – это вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности;

Индукция – это движение мысли от единичных явлений к общим выводам;

Дедукция – это движение мысли от общего к частному;

Ненаучное познание:

Ненаучное познание
Мифологическое мышление Жизненная практика Народная мудрость и здравый смысл Паранаука Художественное познание

Миф не сказка, а образ мышления, объясняющий реальную жизнь.

Мифология – это основной способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития.

Мифы
Творения Создание мира сверхъестественным существом – Богом, колдуном, др.
Развития Превращение бесформенного состояния, «хаоса», в космос
Календарные Умирание и воскрешение богов и героев
Эсхатологические Грядущая гибель, конец света
Биографические Рассказ о богах и героях, об их делах

Обыденное познание – это накопление знаний в процессе жизни конкретного человека.

Практическая деятельность

 

Знания Нормы поведения

Жизненная практика, или опыт повседневной жизни, - это знание, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни.

Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, примет, загадок.

Здравый смысл – это неосознанные, опирающиеся на жизненный опыт, способы объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.

Здравый смысл
Помогает ориентироваться в окружающей реальности
Верно указывает направление и способ деятельности
Противостоит выдуманным схемам и штампам
Не поднимается до уровня научного объяснения реальности
Не проникает в сущность явлений, даёт поверхностное суждение
Создаёт иллюзию абсолютной правды и истины

Паранаука – это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям.

Познание средствами искусства, или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени.

Социальное познание:

Социальное познание – это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.

  Естествознание Обществознание
Объект познания Природа (объективно реальные вещи и их свойства) Общество (материальные и идеальные отношения людей, субъективный мир человека)
Выводы Иногда затрагивают интересы людей или отдельных групп в обществе Непосредственно затрагивают интересы каких-либо общественных сил, людей
Цель изучения Сходное, общее, повторяющееся в форме закона природы (закономерность) Люди, наделённые сознанием, со стремлениями, желаниями, скрытыми, целями и мотивами
Форма постижения объекта Монолог (говорящий субъект, «природа молчит») Диалог (говорящие субъект и объект; диалог личностей, текстов, культур и т. д.)
Методы исследования Различные Не все; некоторые ограничены или невозможны (наблюдения, эксперимент)
Знание Научно-утилитарное, прикладное, функциональное Ценностное (всегда есть оценка), эмоциональное, значимое
Истина «истина разум» (истина) «истина сердца» (правда)

Самопознание:

Самопознание – это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости.

Самопознание (познание особого объекта – самого себя)
Самоузнавание – это обнаружение себя в окружающем мире.
Представление о внешности
Создание образа – это активное восприятие себя
Самосознание – это образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости
Самонаблюдение – это наблюдение собственного психического состояния и собственных действий
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей,качеств и места среди других людей
Самовосприятие – это восприятие, понимание и оценка себя самим
Самоотчёт – это полный внутренний отчёт перед самим собой, открытие для себя своих мыслей и взглядов

Особенности формирования самооценки:

1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ <-> идеальный образ);

2. Самооценка себя, через оценку других;

3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам.

Успех – это достижение чего-либо.

Притязание – это цели и требования, проставленные человеком пред собой

Деформация самооценки:

Самооценка Причина деформации
Самооценка завышена Постижение возможностей и результатов деятельности других
Занижения уровня притязания
Самооценка занижена Завышение возможностей и результатов деятельности других
Завышения уровня других

«Познай самого себя» (Изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, приписываемое «семи мудрецам»);

«Познай самого себя, и через это познаёшь мир» (Н. А. Бердяев)

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.