При исследовании речи необходимо обращать внимание на ряд моментов: плавность или отрывистость речи, правильность произношения слов, нет ли расстройства артикуляции, афатических нарушений, парафазии, персеверации (повторения произнесенного слова), достаточен ли запас слов, какова речевая активность больного (понижена, повышена, логоррея).
Исследования импрессивной речи
1.Понимание смысла слов. Больному предлагают показывать называемые предметы (ручку, расческу, часы, стакан, кровать и др.), части тела (нос, глаз, ухо, руку и др).
2. Понимание смысла простых и сложных предложений. Больного просят открыть рот, закрыть глаза, высунуть язык, показать указательным пальцем левой руки правое ухо, мизинцем правой руки— левый глаз и др. Проверяется понимание сложных инструкций, например: «Покажите ключом расческу, ключ — расческой». Понимание смыслового значения фраз: «Что означает: мамина дочка, дочкина мама; отец брата, брат отца». Различает ли больной правильные и неправильные по смыслу фразы при их звуковом сходстве: «Лисица съела курицу; курица съела лисицу», «Слон больше мухи, муха больше слона»?
3. Исследование фонематического слуха. Больному предлагают повторить близкие по звучанию фонемы: Б—П, П—Б, ДА—ТА, ТА—ДА, МА—ПА, ПА—МА: ВА—ФА, ФА—ВА и другие.
Исследование экспрессивной речи
1. Исследование артикуляции и отраженной речи. Больному предлагают повторять отдельные буквы (а, у, к, б и др.), — слоги (та, на, ре и др.), слова (стол, ручка, электричество, кораблекрушение), а также простые и сложные фразы. Обращается внимание на четкость и правильность произношения звуков, слов. Для выявления артикуляционных затруднений исследуемого просят также повторить скороговорки, например: «Сшит колпак, да не поколпаковски, надо его переколпаковать», «На дворе — трава, на траве — дрова» и другие.
2. Исследование автоматизированной речи. Больному предлагают считать до 10, назвать по порядку буквы алфавита, дни недели, месяцы года, прочесть заученное ранее стихотворение.
3. Исследование обозначающей функции речи. Исследуемого просят назвать предметы или их изображения при показывании и по описанию их свойств. Например, спрашивают: «Как называется то, чем едят, из чего пьют, чем расчесывают волосы?» и др.
4. Исследование повествовательной речи. Больному предлагают ответить на вопросы, например: «Когда и как Вы заболели?», «Расскажите о себе», пересказать содержание общеизвестного кинофильма, книги, события.
При заболеваниях нервной системы могут наблюдаться различные нарушения речи.
Дизартрия — нарушение речи, зависящее от расстройства функции речевой мускулатуры (мышц языка, мягкого нёба, гортани), выражается расстройством артикуляции, неправильным произношением слов.
Анартрия — полная невозможность произносить речевые звуки, наблюдается при бульбарном и псевдобульбарном параличах.
Афония (гипофония) — утрата или ослабление звучности голоса, наблюдается при параличе голосовых связок, истерии.
Мутизм — немота, встречается при контузии головного мозга, истерии, реактивных состояниях.
Скандированная речь — больной говорит медленно (брадилалия), с затруднением, как бы отчеканивая каждое слово, деля его на -отдельные слоги. Наблюдается при поражении мосто-мозжечковых систем.
Замедленная и монотонная речь - встречается при паркинсонизме.
Заикание — нарушение плавности, непрерывности речи вследствие судорожных сокращений речевых мышц.
Афазии — нарушения речи, обусловленные поражением корковых речевых центров или путей, соединяющих эти центры. Различают моторную, сенсорную и амнестическую афазии. Возможно сочетание этих афазий. Моторная афазия выражается в том, что больной теряет способность говорить при отсутствии паралича речевой мускулатуры. Понимание речи сохраняется. Как правило, сочетается с аграфией (утратой способности письма). Моторная афазия встречается при поражении речевого центра Брока, расположенного в задних отделах нижней лобной извилины левого полушария (у правшей). Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания чужой речи. При этом больной сохраняет способность говорить, однако речь его становится неправильной, изобилует парафазиями и может представлять набор бессмысленных слов. При парафазиях отмечается нарушение структуры слов: замена или перестановка букв в слове (литеральная парафазия), замена одних слов другими (вербальная парафазия). Сенсорная афазия наблюдается при поражении центра Вернике, находящегося в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария. Амнестическая афазия — больной не может правильно называть предметы, как бы «забывает» слова. Однако он знает и может описать назначение предмета, при подсказке обычно" называет показываемый предмет. Так, при показе карандаша он говорит: «Это то, чем пишут». Обычно больной неплохо говорит и понимает «чужую» речь. Амнестическая афазия возникает при локализации очага на границе теменной, височной и затылочной долей левого полушария.
Исследование чтения
Исследуемому предлагают прочесть вслух буквы, отдельные слова, короткие и длинные фразы. Чтобы выяснить, понимает ли больной смысл прочитанного про себя, его просят выполнить написанную врачом инструкцию (например, взять в руку книгу и пр.). Нарушение чтения — алексия наблюдается при поражении угловой извилины слева (у левшей — справа).
Исследование письма
Для обнаружения нарушений письма проверяется, как больной списывает и пишет под диктовку буквы, слова, фразы, а также письменно отвечает на вопросы или пишет короткий рассказ на заданную тему. Аграфия — нарушение письма, возникает при поражении заднего отдела средней лобной извилины левого полушария, нередко сочетается с моторной или сенсорной афазией.
Нарушение счета — акалькулия часто, сочетается с сенсорной афазией, возникает при поражении левого полушария (теменно-затылочной области).
Исследование праксиса
Апраксия — нарушение действия (praxis - действие), утрата сложных целенаправленных движений при отсутствии паралича, расстройств координации и чувствительности. Наблюдается при поражении нижней части левой теменной доли, мозолистого тела, а также лобных долей.
Для выявления апраксии больному предлагают выполнить ряд заданий:
а) подражать действиям врача, например, одну руку поднять вверх, а другую вытянуть вперед, произвести кивательные движения головой;
б) по заданию дотронуться пальцем правой руки до кончика носа, заложить руку за спину и др.;
в) производить действия с различными реальными предметами: зажечь спичку, застегнуть пуговицу;
г) показать, как пользуются воображаемыми предметами: как едят ложкой из тарелки, как вдевают нитку в иглу;