2. И.М.Языкова Практикум по зоологии беспозвоночных. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010, -325 с.
Программа также выставлена в цифровом кампусе ЮФУ.
В дополнение к представленной программе учебного курса мы считаем полезным предоставить студентам сведения о конкретных экзаменационных вопросах билетов.
Каждый билет содержит 5 разноуровневых вопросов.
Первый вопрос посвящен происхождению какой-либо группы беспозвоночных животных или обсуждению какой-либо зоологической теории.
При ответе на первый вопрос студент должен обнаружить прочное знание изучаемого материла, умение логически мыслить, логически обосновывать выводы.
Второй вопрос посвящен характеристике какого-либо типа или класса беспозвоночных.
В начальной части ответа на вопрос необходимо привести латинское название данной группы и - при характеристике класса - указать, к какому типу этот класс относится (с указанием латинского наименования типа). При характеристике отряда следует указать, к какому классу относится данный отряд (с указанием латинского названия старшего таксона).
В заключительной части ответа на вопрос следует привести классификацию характеризуемой группы, то есть для типа - указать входящие в него классы и привести их латинские названия, для класса - указать входящие в него подклассы и/или отряды и привести их латинские названия. Если вопрос посвящен характеристике отряда, то разделение его на подотряды и/или семейства приводится только для части отрядов насекомых.
Для некоторых типов или классов, тем не менее, сведения о разделении на классы, подклассы и отряды можно не приводить. Это касается малочисленных групп и таких, для которых в базовых руководствах не представлены сведения о классификации соответствующей группы: Микоспоридии, Микроспоридии, Пластинчатые, Сифонофоры, Сцифоидные, Восьмилучевые кораллы. Шестилучевые кораллы, Гребневики, Трематоды. Моногенеи, Брюхоресничные, Нематоды, Коловратки, Скребни, Панцирные, Моноплакофоры, Трилобиты, Скорпионы, Пауки, Жаброногие, Щитни, Ветвистоусые, Губоногие, Двупарноногие,, Скрыточелюстные насекомые, Стрекозы, Полужесткокрылые, Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Мшанки, Плеченогие.
При характеристике классификации группы необходимо знать главнейшие признаки таксонов, входящих в данную группу.
При ответе на второй вопрос необходимо дать как можно более полную характеристику соответствующей группы. План ответа, то есть главнейшие черты организации, которые необходимо осветить, представлены в тексте программы. Для примера здесь можно привести план ответа при характеристике класса Насекомые:
Класс Насекомые (Insecta). Общая характеристика. Расчленение тела. Отделы тела. Наборы конечностей отделов тела. Особенности строения конечностей в связи с выполняемыми ими функциями.. Крылья и их происхождение. Полет, механизмы полета, роль полета в жизни насекомых. Покровы. Строение мускулатуры. Полость тела. Особенности организации пищеварительной, кровеносной, выделительной, дыхательной, нервной систем. Приспособления к наземному образу жизни. Размножение и развитие. Значение различных типов метаморфоза насекомых. Явление диморфизма и полиморфизма. Общественные насекомые. Поведение. Роль насекомых в биогеоценозах. Насекомые - вредители сельского и лесного хозяйства, меры борьбы с ними. Насекомые - паразиты и переносчики болезней. Полезные и одомашненные насекомые. Насекомые как опылители растений. Классификация насекомых, деление на подклассы и отряды.
При ответе на второй вопрос, помимо уже отмеченных требований, студент должен уметь обосновать и раскрыть связь строения органа с его функциональными особенностями, например, строение мандибул у большинства членистоногих, имеющих эти органы, обусловлено функцией мандибул - откусывание и измельчение пищи, но у форм, перешедших к кровососанию, эти органы закономерно изменяются. Студент должен показать, как новая функция изменила орган. С другой стороны, в органах, выполняющих одну и ту же функцию, студент должен найти сходные черты строения, несмотря на принципиально иной источник происхождения органов. Примером могут быть любые органы (системы органов) - органы дыхания или выделения и другие. Оценку роли животных в биоценозах следует также проводить, исходя из их биологических или морфологических особенностей. Смотри также комментарий к пятым вопросам билета.
Третий вопрос билета посвящен характеристике жизненного цикла какого-нибудь паразитического беспозвоночного. В начале ответа на вопрос следует указать латинское название паразита и название типа, класса и отряда, к которым данное животное относится. Третий вопрос обязательно включает часть о мерах по ограничению распространения такого паразитического животного, причем студент должен обосновать предлагаемые меры борьбы биологическими особенностями данного паразита.
При ответе на четвертый вопрос студент должен дать определение соответствующему термину, привести примеры, у каких животных данный орган или биологическое явление встречается, при необходимости - объяснить функциональные особенности органа или значение данного явления в жизни животного, в ряде случаев целесообразно привести схематический рисунок, поясняющий смысл данного термина.
Пятый вопрос билета посвящен оценке значения какой-либо группы животных в биоценозах или для человека. Главным условием полноценного ответа на вопрос такого типа является обоснование значения животного его биологическими или морфологическими особенностями. Для иллюстрации правильного построения ответа можно привести сведения о значении в биоценозах таких позвоночных, как суслики.
Название животного
Особенности строения или биологии, определяющие значение этой группы в биогеоценозах
Значение в биогеоценозах
Суслики
1. Растительноядны, питаются вегетативной массой и зернами растений
1. Снижают продуктивность и уменьшают численность растений, являющихся объектами их питания
2. Семена растений запасаются на зиму, неиспользованные семена не будущий год прорастают
2. Участвуют в распространении семян растений, являющихся объектами их питания
3. Часто являются носителями бацилл чумы или туляремии
3. Участвуют в циркуляции возбудителей этих болезней в природе
Собственно говоря, строить подобную таблицу не обязательно, но представленная форма демонстрирует необходимую логику ответа.
Первые вопросы билета
1. Типы полостей тела. Их строение и функции. Происхождение полостей тела разных типов. Производные целома у иглокожих.
2. Симметрия. Основные понятия. Типы симметрии одноклеточных и многоклеточных животных.
3. Гипотеза целлюляризации и ее критика.
4. Сравнение гипотез целлюляризации и колониальной гипотезы происхождения многоклеточных
5. Гипотеза гастреи и ее критика
5. Гипотеза фагоцителлы
6. Этапы эволюции многоклеточных по А.В.Иванову
7. Происхождение губок и пластинчатых
8. Происхождение кишечнополостных
9. Ктенофорная гипотеза происхождения турбеллярий
10. Гипотеза Граффа-Беклемишева-Иванова о происхождении турбеллярий.
11. Происхождение типа Круглые черви
12. Формирование организации кольчатых червей в онтогенезе
13. Строение и метаморфоз трохофоры
14. Сегментация кольчатых червей. Статус простомиума и пигидиума. Статус перистомиума. Ларвальные и постларвальные сегменты.
15. Происхождение моллюсков
16. Происхождение членистоногих
17. Происхождение вторичноротых
18. Общая характеристика вторичноротых
19. Анализ организации иглокожих в связи с их эволюционной историей
20. Особенности организации трематод и цестод, связанные с паразитизмом
21. Общие признаки билатерий
22. Общие признаки радиально-симметричных животных
23. Механизмы и способы распространения паразитических животных
24. Общие особенности жизненного цикла трематод
25. Общие признаки сидячих беспозвоночных
26. Сравнительная характеристика развития насекомых с полным превращением и с неполным превращением.
27. Жизненные циклы насекомых с полным превращением
28. Различные способы защиты, представленные у беспозвоночных
29. Типы и способы питания у беспозвоночных
30. Формы и способы заботы о потомстве, встречающиеся у беспозвоночных.
31.Функциональные компоненты нервной системы. Главные типы организации нервной системы, встречающиеся у беспозвоночных. Строение сенсилл.
32. Типы органов зрения у беспозвоночных
33. Типы органов равновесия у беспозвоночных.
34. Общие направления изменения организации беспозвоночных в связи с выходом на сушу.
35. Бесполое и половое размножение у беспозвоночных. Общая характеристика. Различные формы полового и бесполого размножения, характерные для
разных групп одноклеточных и многоклеточных беспозвоночных
36. Общий план организации членистоногих. Статус акрона и тельсона. Туловищные сегменты. Расположение конечностей членистоногих. Принципы деления тела членистоногих на отделы.
37. Два плана строения конечностей членистоногих. Различные типы организации членистых конечностей. Функции конечностей различных типов.
38. Типы жизненных циклов многоклеточных
39. Кинобласт и фагоцитобласт. Определение понятий. Функции. Строение кинобласта и фагоцитобласта у пластинчатых. губок, турбеллярий.