Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Кафедра зоологии

 

И.М.Языкова

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО КУРСУ

ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

 

Форма обучения

очная, очно-заочная

 

 

Ростов-на-Дону


 

 

Автор-составитель доцент кафедры зоологии И.М.Языкова.


 

Вводные замечания

 

Основой для изучения дисциплины ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ, как и любой другой дисциплины, является программа учебного курса.

Программа курса ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ, разработанная на кафедре зоологии ЮФУ, опубликована в руководствах:

1. И.М.Языкова, А.В.Пономаренко Зоология беспозвоночных. Пособие по самостоятельной работе. Ростов н/Д: "ЦВВР", 2003.

 

2. И.М.Языкова Практикум по зоологии беспозвоночных. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010, -325 с.

 

Программа также выставлена в цифровом кампусе ЮФУ.

В дополнение к представленной программе учебного курса мы считаем полезным предоставить студентам сведения о конкретных экзаменационных вопросах билетов.

Каждый билет содержит 5 разноуровневых вопросов.

 

Первый вопрос посвящен происхождению какой-либо группы беспозвоночных животных или обсуждению какой-либо зоологической теории.

При ответе на первый вопрос студент должен обнаружить прочное знание изучаемого материла, умение логически мыслить, логически обосновывать выводы.

 

Второй вопрос посвящен характеристике какого-либо типа или класса беспозвоночных.

В начальной части ответа на вопрос необходимо привести латинское название данной группы и - при характеристике класса - указать, к какому типу этот класс относится (с указанием латинского наименования типа). При характеристике отряда следует указать, к какому классу относится данный отряд (с указанием латинского названия старшего таксона).

В заключительной части ответа на вопрос следует привести классификацию характеризуемой группы, то есть для типа - указать входящие в него классы и привести их латинские названия, для класса - указать входящие в него подклассы и/или отряды и привести их латинские названия. Если вопрос посвящен характеристике отряда, то разделение его на подотряды и/или семейства приводится только для части отрядов насекомых.

Для некоторых типов или классов, тем не менее, сведения о разделении на классы, подклассы и отряды можно не приводить. Это касается малочисленных групп и таких, для которых в базовых руководствах не представлены сведения о классификации соответствующей группы: Микоспоридии, Микроспоридии, Пластинчатые, Сифонофоры, Сцифоидные, Восьмилучевые кораллы. Шестилучевые кораллы, Гребневики, Трематоды. Моногенеи, Брюхоресничные, Нематоды, Коловратки, Скребни, Панцирные, Моноплакофоры, Трилобиты, Скорпионы, Пауки, Жаброногие, Щитни, Ветвистоусые, Губоногие, Двупарноногие,, Скрыточелюстные насекомые, Стрекозы, Полужесткокрылые, Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Мшанки, Плеченогие.

При характеристике классификации группы необходимо знать главнейшие признаки таксонов, входящих в данную группу.

При ответе на второй вопрос необходимо дать как можно более полную характеристику соответствующей группы. План ответа, то есть главнейшие черты организации, которые необходимо осветить, представлены в тексте программы. Для примера здесь можно привести план ответа при характеристике класса Насекомые:

Класс Насекомые (Insecta). Общая характеристика. Расчленение тела. Отделы тела. Наборы конечностей отделов тела. Особенности строения конечностей в связи с выполняемыми ими функциями.. Крылья и их происхождение. Полет, механизмы полета, роль полета в жизни насекомых. Покровы. Строение мускулатуры. Полость тела. Особенности организации пищеварительной, кровеносной, выделительной, дыхательной, нервной систем. Приспособления к наземному образу жизни. Размножение и развитие. Значение различных типов метаморфоза насекомых. Явление диморфизма и полиморфизма. Общественные насекомые. Поведение. Роль насекомых в биогеоценозах. Насекомые - вредители сельского и лесного хозяйства, меры борьбы с ними. Насекомые - паразиты и переносчики болезней. Полезные и одомашненные насекомые. Насекомые как опылители растений. Классификация насекомых, деление на подклассы и отряды.

При ответе на второй вопрос, помимо уже отмеченных требований, студент должен уметь обосновать и раскрыть связь строения органа с его функциональными особенностями, например, строение мандибул у большинства членистоногих, имеющих эти органы, обусловлено функцией мандибул - откусывание и измельчение пищи, но у форм, перешедших к кровососанию, эти органы закономерно изменяются. Студент должен показать, как новая функция изменила орган. С другой стороны, в органах, выполняющих одну и ту же функцию, студент должен найти сходные черты строения, несмотря на принципиально иной источник происхождения органов. Примером могут быть любые органы (системы органов) - органы дыхания или выделения и другие. Оценку роли животных в биоценозах следует также проводить, исходя из их биологических или морфологических особенностей. Смотри также комментарий к пятым вопросам билета.

 

Третий вопрос билета посвящен характеристике жизненного цикла какого-нибудь паразитического беспозвоночного. В начале ответа на вопрос следует указать латинское название паразита и название типа, класса и отряда, к которым данное животное относится. Третий вопрос обязательно включает часть о мерах по ограничению распространения такого паразитического животного, причем студент должен обосновать предлагаемые меры борьбы биологическими особенностями данного паразита.

 

При ответе на четвертый вопрос студент должен дать определение соответствующему термину, привести примеры, у каких животных данный орган или биологическое явление встречается, при необходимости - объяснить функциональные особенности органа или значение данного явления в жизни животного, в ряде случаев целесообразно привести схематический рисунок, поясняющий смысл данного термина.

 

Пятый вопрос билета посвящен оценке значения какой-либо группы животных в биоценозах или для человека. Главным условием полноценного ответа на вопрос такого типа является обоснование значения животного его биологическими или морфологическими особенностями. Для иллюстрации правильного построения ответа можно привести сведения о значении в биоценозах таких позвоночных, как суслики.

Название животного Особенности строения или биологии, определяющие значение этой группы в биогеоценозах   Значение в биогеоценозах
Суслики 1. Растительноядны, питаются вегетативной массой и зернами растений   1. Снижают продуктивность и уменьшают численность растений, являющихся объектами их питания
2. Семена растений запасаются на зиму, неиспользованные семена не будущий год прорастают   2. Участвуют в распространении семян растений, являющихся объектами их питания
3. Часто являются носителями бацилл чумы или туляремии   3. Участвуют в циркуляции возбудителей этих болезней в природе

 

Собственно говоря, строить подобную таблицу не обязательно, но представленная форма демонстрирует необходимую логику ответа.


Первые вопросы билета

 

1. Типы полостей тела. Их строение и функции. Происхождение полостей тела
разных типов. Производные целома у иглокожих.

 

2. Симметрия. Основные понятия. Типы симметрии одноклеточных и
многоклеточных животных.

 

3. Гипотеза целлюляризации и ее критика.

 

4. Сравнение гипотез целлюляризации и колониальной гипотезы происхождения
многоклеточных

 

5. Гипотеза гастреи и ее критика

 

5. Гипотеза фагоцителлы

 

6. Этапы эволюции многоклеточных по А.В.Иванову

 

7. Происхождение губок и пластинчатых

 

8. Происхождение кишечнополостных

 

9. Ктенофорная гипотеза происхождения турбеллярий

 

10. Гипотеза Граффа-Беклемишева-Иванова о происхождении турбеллярий.

 

11. Происхождение типа Круглые черви

 

12. Формирование организации кольчатых червей в онтогенезе

 

13. Строение и метаморфоз трохофоры

 

14. Сегментация кольчатых червей. Статус простомиума и пигидиума. Статус
перистомиума. Ларвальные и постларвальные сегменты.

 

15. Происхождение моллюсков

 

16. Происхождение членистоногих

 

17. Происхождение вторичноротых

 

18. Общая характеристика вторичноротых

 

19. Анализ организации иглокожих в связи с их эволюционной историей

 

20. Особенности организации трематод и цестод, связанные с паразитизмом

 

21. Общие признаки билатерий

 

22. Общие признаки радиально-симметричных животных

 

23. Механизмы и способы распространения паразитических животных

 

24. Общие особенности жизненного цикла трематод

 

25. Общие признаки сидячих беспозвоночных

 

26. Сравнительная характеристика развития насекомых с полным превращением
и с неполным превращением.

 

27. Жизненные циклы насекомых с полным превращением

 

28. Различные способы защиты, представленные у беспозвоночных

 

29. Типы и способы питания у беспозвоночных

 

30. Формы и способы заботы о потомстве, встречающиеся у беспозвоночных.

 

31.Функциональные компоненты нервной системы. Главные
типы организации нервной системы, встречающиеся у беспозвоночных.
Строение сенсилл.

 

32. Типы органов зрения у беспозвоночных

 

33. Типы органов равновесия у беспозвоночных.

 

34. Общие направления изменения организации беспозвоночных в связи с
выходом на сушу.

 

35. Бесполое и половое размножение у беспозвоночных. Общая характеристика.
Различные формы полового и бесполого размножения, характерные для

разных групп одноклеточных и многоклеточных беспозвоночных

 

36. Общий план организации членистоногих. Статус акрона и тельсона.
Туловищные сегменты. Расположение конечностей членистоногих. Принципы
деления тела членистоногих на отделы.

 

37. Два плана строения конечностей членистоногих. Различные типы
организации членистых конечностей. Функции конечностей различных
типов.

 

38. Типы жизненных циклов многоклеточных

 

39. Кинобласт и фагоцитобласт. Определение понятий. Функции. Строение
кинобласта и фагоцитобласта у пластинчатых. губок, турбеллярий.

 

40. Типы органоидов передвижения простейших. Строение органоидов
передвижения простейших.

 

41. Личинки. Значение личинок в жизненных циклах беспозвоночных.
Организация главных типов личинок беспозвоночных

 

42. Характеристика паразитизма как формы биоценотической связи.

 

43. Общие признаки паразитов – кровососов.

 

44. Происхождение диссимметрии брюхоногих моллюсков.


Вторые вопросы билета

 

1. Характеристика класса Саркодовые

 

2. Характеристика класса Жгутиконосцы

 

3. Характеристика типа Споровики

 

4. Характеристика типа Инфузории

 

5. Характеристика типов Миксоспоридии и Микроспоридии

 

6. Характеристика типа Губки

 

7. Характеристика типа Пластинчатые

 

8. Характеристика типа Кишечнополостные

 

9. Характеристика класса Гидроидные

 

10. Характеристика подкласса Сифонофоры

 

11. Характеристика класса Сцифоидные

 

12. Характеристика класса Коралловые полипы

 

13. Характеристика подкласса Восьмилучевые кораллы

 

14. Характеристика подкласса Шестилучевые кораллы

 

15. Характеристика типа Гребневики

 

16. Характеристика класса Турбеллярии

 

17. Характеристика класса Трематоды

 

18. Характеристика класса Моногенеи

 

19. Характеристика класса Цестоды

 

20. Характеристика отряда Цепней

 

21. Характеристика отряда Лентецов

 

22. Характеристика типа Немертины

 

23. Характеристика типа Круглые черви

 

24. Характеристика класса Брюхоресничные

 

25. Характеристика класса Нематоды

 

26. Характеристика класса Коловратки

 

27. Характеристика типа Скребни

 

28. Характеристика типа Кольчатые черви

 

29. Характеристика класса Полихеты

 

30. Характеристика класса Олигохеты

 

31. Характеристика класса Пиявки

 

32. Характеристика Погонофор

 

33. Характеристика типа Моллюски

 

34. Характеристика класса Панцирные

 

35. Характеристика класса Моноплакофоры

 

36. Характеристика класса Брюхоногие

 

37. Характеристика класса Двустворчатые

 

38. Характеристика класса Головоногие

 

39. Характеристика типа Членистоногие

 

40. Характеристика подтипа Трилобиты

 

41. Характеристика класса Паукообразные

 

42. Характеристика отряда Скорпионы

 

43. Характеристика отряда Пауки

 

44. Характеристика отряда Акариформные клещи

 

45. Характеристика отряда Паразитоформные клещи

 

46. Характеристика класса Ракообразные

 

47. Характеристика подкласса Высшие раки

 

48. Характеристика подкласса Жаброногие

 

49. Характеристика подотряда Щитни

 

50. Характеристика подотряда Ветвистоусые

 

51. Характеристика подкласса Максиллоподы

 

52. Характеристика отряда Веслоногие

 

53. Характеристика отряда Усоногие, в том числе подотряда Корнеголовые

 

54. Характеристика подтипа Трахейнодышащие

 

55. Характеристика класса Многоножки

 

56. Характеристика подкласса Губоногие

 

57. Характеристика подкласса Двупарноногие

 

58. Характеристика полкласса Скрыточелюстные насекомые

 

50. Характеристика подкласса Открыточелюстные насекомые

 

60. Характеристика отряда Стрекозы

 

61. Характеристика отряда Прямокрылые

 

62. Характеристика отряда Полужесткокрылые

 

63. Характеристика отряда Жесткокрылые

 

64. Характеристика отряда Перепончатокрылые

 

65. Характеристика отряда Двукрылые

 

66. Характеристика отряда Чешуекрылые

 

67. Характеристика типа Онихофоры.

 

68. Характеристика типа Иглокожие

 

69. Характеристика класса Морские лилии

 

70. Характеристика класса Морские звезды

 

71. Характеристика класса Морские ежи

 

72. Характеристика класса Голотурии

 

73. Характеристика класса Мшанки

 

74. Характеристика класса Плеченогие

 

 


 

 

Третьи вопросы билета

 

1. Жизненный цикл трипаносом. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

2. Жизненный цикл лейшманий Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

3. Жизненный цикл кокцидий Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

4. Жизненный цикл токсоплазмы Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

5. Жизненный цикл малярийного плазмодия Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

6. Жизненный цикл миксоспоридий Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

7. Жизненный цикл микроспоридий Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

8. Жизненный цикл печеночной двуустки Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

9. Жизненный цикл кошачьей двуустки Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

10. Жизненный цикл ланцетовидной двуустки Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

11. Жизненный цикл кровяной двуустки Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

12. Жизненный цикл бычьего цепня. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

13. Жизненный цикл свиного цепня Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

14. Жизненный цикл карликового цепня. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

15. Жизненный цикл эхинококка. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

16. Жизненный цикл аскариды. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

17. Жизненный цикл острицы. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

18. Жизненный цикл ришты. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

19. Жизненный цикл нитчатки Банкрофта. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

20. Жизненный цикл иксодовых клещей. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

21. Жизненный цикл блох. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

22. Жизненный цикл вшей. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 

23. Жизненный цикл комаров. Обосновать меры ограничения распространения паразита биологическими особенностями данного вида.

 


Четвертые вопросы билета

 

 

1. Адолескария

2. Аналогия

3. Бентос

4. Биофильтрация

5. Бластопор

6. Гамонт

7. Ганглий

8. Гаструляция

9. Гектокотиль

10. Геммула

11. Гетерогония

12. Гиподерма

13. Главная ось

14. Глохидий

15. Гомология

16. Гонотрофическая гармония

17. Деламинация

18. Дивергенция

19. Диморфизм

20. Диссепименты

21. Жизненный цикл

22. Иммиграция

23. Инвагинация

24. Инвазия

25. Инвертированные глаза

26. Клептокниды

27. Комменсализм

28. Конвергенция

29. Коннективы и комиссуры

30. Конъюгация

31. Копуляция

32. Корацидий

33. Ктенидии

34. Кутикула

35. Личиночный паразитизм

36. Мальпигиевы сосуды

37. Мантия

38. Марита

39. Мезентерий

40. Метагенез

41. Метамерия

42. Метанефридий

43. Метацеркария

44. Миксоцель

45. Мирацидий

46. Мутуализм

47. Нефромиксии

48. Окончательный хозяин

49. Омматидий

50. Омовампиризм

51. Онкосфера

52. Ортогон

53. Паренхима

54. Паренхимула

55. Партеногенез

56. Пелликула

57. Планула

58. Погруженный эпителий

59. Полиморфизм

60. Полиэмбриония

61. Промежуточный хозяин

62. Протонефридий

63. Протоцеребрум, дейтоцеребрум, тритоцеребрум

64. Редия

65. Сложное яйцо

66. Спорозоит

67. Спорогония

68. Спороциста

69. Трансовариальная передача паразита

70. Целомодукт

71. Церкария

72. Цикломорфоз

73. Энергида

74. Эпиболия

75.

 

 


 

 

Пятые вопросы билета

1. Значение саркодовых в биоценозах.

2. Значение саркодовых для человека

3. Значение жгутиконосцев в биоценозах.

4. Значение жгутиконосцев для человека

5. Значение споровиков в биоценозах

6. Значение споровиков для человека

7. Значение инфузорий в биоценозах

8. Значение губок в биоценозах.

9. Значение губок для человека

10. Значение гидроидных полипов в биоценозах

11. Значение сцифоидных медуз в биоценозах

12. Значение коралловых полипов в биоценозах

13. Значение коралловых полипов для человека

14. Значение трематод и цестод в биоценозах.

15. Значение трематод и цестод для человека

16. Значение нематод в биоценозах

17. Значение нематод для человека

18. Значение коловраток в биоценозах.

19. Значение полихет в биоценозах.

20. Значение олигохет в биоценозах

21. Значение олигохет для человека

22. Значение пиявок в биоценозах.

23. Значение пиявок для человека

24. Значение брюхоногих моллюсков в биоценозах

25. Значение брюхоногих моллюсков для человека

26. Значение двустворчатых моллюсков в биогеоценозах

27. Значение двустворчатых моллюсков для человека

28. Значение головоногих моллюсков в биоценозах.

29. Значение головоногих моллюсков для человека.

30. Значение пауков в биоценозах.

31. Значение скорпионов и пауков для человека

32. Значение клещей в биоцненозах

33. Значение клещей для человека

34. Значение десятиногих ракообразных в биоценозах

35. Значение десятиногих ракообразных для человека

36. Значение веслоногих ракообразных в биоценозах

37. Значении веслоногих ракообразных для человека

38. Значение ветвистоусых ракообразных в биоценозах.

39. Значение ветвистоусых ракообразных для человека

40. Значение губоногих многоножек в биоценозах.

41. Значение губоногих многоножек для человека

42. Значение двупарноногих многоножек в биоценозах

43. Значение двупарноногих многоножек для человека

44. Значение прямокрылых в биоценозах и для человека

45. Значение клопов в биоценозах и для человека

46. Значение жуков в биоценозах и для челоека

47. Значение перепончатокрылых в биоценозах.

48. Значение перепончатокрылых для человека.

49. Значение двукрылых в биоценозах.

50. Значение двукрылых для человека.

51. Значение бабочек в биоценозах

52. Значение бабочек для человека

53. Значение иглокожих в биоценозах.

54. Значение иглокожих для человека.

 

 


 

ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:

 

1. Догель В.А Зоология беспозвоночных. М.: Высшая школа, 1981.

2. Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Простейшие. М.: Высшая школа, 1981.

3. Иванов А.В., Мончадский А.С., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Кольчатые черви. М.: Высшая школа, 1983.

7. Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Сипункулиды. Моллюски. М.: Высшая школа, 1983.

8. Тихомиров И.А. .Добровольский А.А., .Гранович А.И. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. М.-С.Пб.: Товарищество научных изданий КМК, 2008.

9. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. М.: Владос, 1999.

10. И.М.Языкова, А.В.Пономаренко Зоология беспозвоночных. Пособие по самостоятельной работе. Ростов н/Д: "ЦВВР", 2003.

11. И.М.Языкова Практикум по зоологии беспозвоночных. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010, -325 с.

 

б) дополнительная литература:

 

1. Барнс Р., Кейлоу П., Олив П., Голдинг Д. Беспозвоночные. М.: Мир, 1992.

2. Вестхайде В., Ригер Р. Зоология беспозвоночных. В 2 т. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008.

3. Иванов А.В Происхождение многоклеточных животных. Л.: Наука, 1968. - С. 70-109; С. 111-131;. С. 140-153; С. 200-265.

4. Руперт Э.Э., Фокс Р.С., Барнс Р.Д. Зоология беспозвоночных. В 4 т. М.: Академия, 2008.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.