В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры.
Так, обследование речи детей последних трех лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т. д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры, регулярно проводимые психологом, воспитателями и родителями.
В игре можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». В играх психолог обращает внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы:
1. Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы -- козленок, у гуся -- гусенок).
2. Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок).
3. Слова с различной основой слова (у овцы -- ягненок).
Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных -- это добавление суффиксов, где ведущий, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок -- второе (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний. Профессор Г. А. Волкова указывает, что глагольный (предикативный) словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и рекомендует логопедам иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:
4. Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется).
5. Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает).
6. Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Игра на данную тему проводится после предварительной работы по картинкам. Ведущий произносит прилагательное, а ребенок называет прилагательное с противоположным значением (горячий -- холодный, острый -- тупой, грязный -- чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший -- плохой», «маленький -- большой». Ведущий специалист в области логопедии Л. Г. Парамонова советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:
1. Величина -- большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий).
2. Форма -- круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный.
3. Цвет -- основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый).
9. Другие признаки -- шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.
Проводя работу по этим направлениям с опорой на наглядность (часто натуральную), мы закрепляем употребление в речи прилагательных в играх. Дети с общим недоразвитием речи часто допускают ошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно трудно дети усваивают те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо -- уши) или выпадение гласных (день -- дни).
Свое общение с детьми надо строить так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.