Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неформальные нормы, экономическое поведение, религия

ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ НОРМ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ

В.В. Агапова, О.Б. Андреева

В статье рассматривается взаимосвязь неформальных норм, в частности религии, и особенность экономического поведения людей разных религиозных конфессий.

Неформальные нормы, экономическое поведение, религия.

 

До недавнего времени такие неформальные нормы, как религия, культура, традиции в хозяйственной жизни были предметом изучения в основном философов, социологов, историков. И только в последние годы многие экономисты отметили важность изучения влияния религии и культуры на интенсивность экономического развития общества.

Еще основоположники классической экономической теории Адам Смит и Джон Стюарт Милль считали, что культурные факторы иногда оказывают гораздо большее влияние на поведение людей, чем примитивное преследование личной выгоды. Карл Маркс полностью изменил причинно-следст-венную связь между сложившейся культурой и экономическими отношениями в обществе, поскольку считал религию «побочным продуктом» производственных отношений. Известный социолог Макс Вебер считал религию одним из основных факторов развития капиталистического общества. Так как любой новый экономический порядок в самом начале встречает сопротивление со стороны широких масс, аргументировал Вебер, одни лишь экономические стимулы недостаточны для убеждения предпринимателей в необходимости действовать согласно новой системе производственных отношений. Именно здесь религия сыграла неоценимую роль для формирования капиталистических отношений.

Начиная с работ М. Вебера, изменения в религиозном мировоззрении принято рассматривать как факторы, влияющие на генезис капиталистического предпринимательства. В настоящее время в мире регулярно проводятся многочисленные исследования, которые выявляют активное воздействие религии на различные параметры экономического роста, технологического развития, качества жизни, уровня доходов населения [1].

Многие экономисты признают влияние религиозно-культурных факторов на экономику. Макс Вебер писал, что «…причину различного поведения представителей разных вероисповеданий следует искать, прежде всего, в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении…» [2]. В поддержку этому следует высказывание Дэвида Ландеса: «Макс Вебер был прав. Если мы обратимся к истории экономического развития, то придем к выводу, что культура объясняет практически все различия между странами в уровне экономического развития». Характер экономической деятельности людей во многом зависит от того, какими моральными ценностями они руководствуются, оценивая экономические явления.

Но не всякая религия способствует социальному развитию и экономическому росту. Есть культуры, которые тормозят экономическое развитие народов, обладающих ими [3].

Считается, что образцы поведения, выработанные в сфере культуры, обеспечивают «преемственность развития, превращая опыт, накопленный в прошлом, в сегодняшнюю практическую деятельность».

Как правило, выделяют протестантскую, католическую, православную, исламскую, конфуцианскую и буддистскую экономическую этику, отмечая в связи с этим, что идея рыночной экономики в различных странах и обусловливает разнообразие исторических типов хозяйства.

В частности, протестантский реформизм проповедовал накопление богатства и благосостояния не только как преимущество, но и как долг каждого христианина.

Родоначальником учения о вкладе протестантской этики в развитие предпринимательства принято считать Макса Вебера. Он заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты. Именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. По мнению М. Вебера, экономический подъем и развитие евро-американского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. Занятые в ремесле католики проявляют больше склонности остаться ремесленниками, тогда как протестанты в большем количестве устремляются в промышленность, где они пополняют ряды квалифицированных рабочих и служащих предприятий. Ясно прослеживается причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый религиозным воспитанием, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности.

Одна из самых важных идей протестантской этики по Веберу состоит в следующем: «Знак о том, спасен ты или нет, можно получить, лишь совершенствуясь в своей профессии». Ни одна другая христианская религия не предполагает идеи спасения человека через труд. Можно сказать, что именно эта идея протестантизма и стала определяющей в воспитании экономически свободного и активного общества в Западной Европе, США и Скандинавии.

В свою очередь, православная этика не стала столь успешным подспорьем в экономическом развитии России. В социальной концепции Русской Православной Церкви отмечается, что труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда способствует исполнению Божьего замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ.

Для протестантов серьезное отношение к труду было элементом религиозного воспитания, а для старообрядцев – способом борьбы за выживание.

Старообрядцы же интересны тем, что объединяют в себе две противоречащие друг другу идеи. С одной стороны, в среде староверов воспитание было исключительно православным. Отсюда развитый дух коллективизма и идея о том, что все друг другу братья. С другой стороны, старообрядцы подвергались гонениям за свои убеждения, и предпринимательство стало для них единственно возможным способом самореализации [4].

Таким образом, староверы стали единственным примером экономически свободного общества в условиях православного воспитания. Однако, в действительности, основную роль сыграло не религиозное воспитание, а тяжелые условия для жизни.

Рассмотрим, в чем же состоит основной нормативный принцип экономического поведения христианина. В фундаментальном выборе между благами земной жизни и благами жизни вечной христианин делает выбор в пользу последних. Он отказывается от меньшего блага, становящегося для него благом мнимым, в пользу блага большего, делающимся для него реальной и великой ценностью. Исходя из фундаментального предпочтения благ небесных благам земным, христианин не имеет конечной целью умножение последних. В конечном счете, участвуя в обмене деятельностью и перераспределении жизненных благ, он стремится отдавать больше, чем брать. Это – основной принцип христианской экономии, вытекающий из христианского отношения к ближнему. Следование этому принципу дает возможность христианину встраиваться в любой экономический строй. Христианин улучшает мир, прежде всего совершенствуя себя. В то же время это не противоречит его участию в общественной деятельности, направленной на совершенствование экономической сферы [5].

Сторонники этической экономики придерживаются мнения о том, что в экономику должна вернуться этика христианства или, скорее даже, протестантизма. Но есть и другие точки зрения. Например, приверженцы ислама утверждают, что этические принципы именно этой религии должны лечь в основу новых способов использования капитала.

В целом ислам, так же как и протестантизм, ориентирован на мирской успех. Однако, для религиозных мусульман представляется невозможным вложение денег в традиционный западный банк. Коран запрещает ссуды под проценты. Под этот запрет даже подведена соответствующая теория. Однако ислам запрещает и омертвление капитала. Имеющимся богатством нужно пользоваться разумно для повышения общего благосостояния. Поэтому исламские банки ориентированы не на финансовые операции (в западном понимании), а на долевое участие.

Исламская форма организации бизнеса предполагает совместное партнерство, например банка и предпринимателя. При этом банк заранее не может сказать, какую прибыль от проекта он получит, так как это будет зависеть от того, как этот банк будет осуществлять определенную часть менеджерских функций проекта.

Такой подход к банковскому финансированию, очевидно, заставляет банки идти в реальный сектор экономики, финансировать и в определенной степени руководить проектами реального сектора.

С другой стороны, ислам запрещает фондовые спекуляции как операции, не приносящие никакой отдачи в реальном секторе, то есть не увеличивающие общественные богатства. Вложения мусульманина в акции рассматриваются лишь в ключе совместного участия в бизнесе, а не как вложения в финансовые инструменты. Поэтому ислам запрещает, например, короткие продажи, являющиеся основным способом спекулятивной игры [6].

Мусульманские ученые-экономисты видят главную цель исламской политэкономической системы в достижении социальной справедливости, которую они трактуют, прежде всего, как гарантию равного распределения.
В качестве базовой установки для своих теорий они принимают два основных тезиса, взятых из Корана, – это обязательная плата как добровольного «очистительного» взноса в пользу бедных и запрет на процентные операции.

В современной глобальной экономике государства, придерживающиеся исламских способов ведения хозяйства, получают все большие преимущества. Это связано, в первую очередь, с тем, что налогообложение бизнеса в исламских странах минимально и, например, основной налог составляет не более 5 %. А основная конкуренция между государствами в современных условиях происходит именно на поле налогообложения. Очевидно, что эта англо-саксонская модель налогообложения не выдержит конкуренции со столь малым налогообложением, которое предлагают исламские страны.

Анализ влияния основных религий и конфессий на экономическое развитие стран мира приводится в таблице [7].

Таблица

Влияние основных мировых религий и конфессий

на экономическое развитие стран мира

  Конфессия (религия) Отношение доходов на человека в странах, где преобладают приверженцы данной конфессии (религии), к доходам на человека в остальных странах     Комментарий
Христиане в целом 5,1 Христианские страны богаче всех остальных стран мира в пять раз
Протестанты 7,95 Протестантские страны богаче всех остальных стран мира в восемь раз.
Католики 1,49 Католические страны богаче всех остальных стран мира в полтора раза
Православные 0,81 Православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза
Мусульмане 0,23 Мусульманские страны беднее остальных стран мира в 4,4 раза
Буддизм 0,15 Буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раз
Индуизм 0,086 Индуистские страны беднее остальных стран мира в 11,6 раз. Из всех мировых религий индуизм оказывает одно из самых негативных воздействий на экономику стран мира
Атеизм 0,084   Атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раз. Чем в стране больше атеистов, тем эта страна беднее. Атеизм как идеология оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира

 

В итоге можно сказать, что подход к экономике как к автономной области человеческой жизнедеятельности в современных условиях носит ограниченный характер. Культурные и религиозные традиции общества являются одним из важнейших факторов, влияющих на экономическое поведение людей, а экономические мотивы личности – это порождение религиозных и этических установок культур и народов.

Мировой опыт показывает, что для успешного функционирования рынка и хозяйственного механизма необходима продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и эффективное государственное регулирование, определенное состояние общественного сознания, культуры и идеологии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.Н. Менталитет народа и формирование национальной модели хозяйствования // Проблемы управления хозяйственными системами / В. Н. Андреев. – 2002. – Вып. 10. – С. 4–47.

2. Рывкина Р.В. Экономическая культура как память общества / Р. В. Рывкина // Экономика и организация промышленного производства. – 1989. – № 1. – С. 24.

3. Зейпель И. Хозяйственно-этические воззрения отцов Церкви / И. Зейпель. – М., 1913. – С. 30– 44.

4. Касьянова К. О русском национальном характере / К. Касьянова. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003.

5. Коваль Т.Б. Тяжкое благо: Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа / Т. Б. Коваль. – М. : ИЭА РАН, 1994.

6. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса / Г. Нуруллина. – М., 2004.

7. Плясовских А. Влияние христианства на экономическое развитие стран, или о национальной идее для России [Электронный ресурс] / А. Плясовских. – Режим доступа : http://nideya.narod.ru /razdel4.htm.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.