Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Москва Петушки». Вен Ерофеев

 

Венедикт Ерофеев «Москва - Петушки»- псевдо-автобиографическая постмодернистская поэма в прозе. С одной стороны – постмодернистский текст: цитатность, бесконечная текстовая игра, текст стремится к тому, чтобы стать рассказанным текстом, буд-то мы не читаем, а слушаем. Вначале произведения он даёт рецепты, как упиться. Следующая глава начинается с вопроса, а вы сумели ли это записать? Что записать? Если мы можем перевернуть страницу, попытка уйти от линейности, игра с читателем, псевдо-диалог.

Ориентирован на классическую русскую литературу.

Дорога – композиционный принцип, все строится вокруг дороги, которая становится аллегорией к жизненному пути. Отсылка на великие русские произведения «Кому на Русь жить хорошо», «дорога» Гоголя. Путешествие.

Главы этого романа названы по станциям.

Христианский отклик:

«Петушки» - райский хронотоп.

«Москва» - адский хронотоп. Два Места, которые упоминаются в Москве – это Курский вокзал и Кремль.

Кремль – центр зла.

Главный герой едет от ада к раю. Смерть его неминуемая.

СЮЖЕТ:

Лирический герой поэмы — интеллектуальный алкоголик Веня (Веничка) Ерофеев, едущий на электричке по 125-километровому железнодорожному маршруту из Москвы в Петушки к любовнице и ребёнку. Петушки — цель поездки — описываются рассказчиком как некое утопическое место.

 

Веничка был уволен с поста бригадира монтажников за «внедрение порочной системы индивидуальных графиков», где были представлены данные о количестве выпитого работниками спиртного перед работой и в рабочее время. В начале поэмы он, в глубоком запое, просыпается в неизвестном подъезде, после очередной неудачной попытки найти в Москве Кремль, и решает отправиться с Курского вокзала в Петушки, где его ждёт любовница и трёхлетний сын. Веничка, в муках дождавшись открытия магазина, тратит последние деньги на спиртное и садится в электричку.

 

В поезде он пускается в длинные монологи об алкоголе, истории, философии, культуре и политике, беседует с попутчиками и непрерывно пьёт с ними всё, что содержит спирт и хоть как-то проходит в желудок. Выпитое приводит к погружению в мир грёз, где Веничка становится предводителем революции в Петушинском районе.

 

Когда Веничка время от времени просыпается, ему являются странные галлюцинации, вроде Сфинкса — существа без ног, без хвоста и без головы, который, тем не менее, дерётся именно хвостом и головой, обладает, как сказано в книге, «бандитскою рожей» и задаёт Веничке абсурдные с позиций здравого смысла, но с точки зрения математики корректно поставленные и имеющие однозначное решение загадки (например, подсчитать, сколько раз в год знаменитый ударник Алексей Стаханов ходил по малой и по большой нужде, если учесть, что он трезвым ходил два раза в день по малой нужде и один раз в два дня — по большой, а пьяным — четыре раза в день по малой и ни разу — по большой, и что у него 312 дней в году был запой), причем Веничка их воспринимает на свой счёт. Он не может разгадать загадки, и Сфинкс говорит, что не пустит Веничку в Петушки.

 

Сфинкс волочет Веничку в тамбур, где на запотевшем стекле чьим-то пальцем выведено «хуй», и Веничка, выглядывая из окна, по направлению движения поезда начинает понимать, что едет из Петушков в Москву — пока он спал, электричка успела побывать в Петушках и начать путь назад. В итоге он снова попадает в Москву, где за ним гонятся четверо неизвестных (не исключено, что они тоже Веничкины галлюцинации). Они настигают героя в одном из подъездов и вонзают ему шило в горло (в 1990 году сам автор поэмы умер от рака горла). «С тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду».

 

Главный герой – Венечка, который много пьет. Повествование начинается в Москве, с жуткого похмелья. Само пьянство у Венечки обретает религиозный оттенок: «Для того, чтобы не возгордиться, чтобы помнить, как слаб и незначителен человек»

Первый диалог, который состоится у Венечки – это диалог с ангелами. Речь ангелов выделена курсивом. Еще один персонаж, чья речь выделена курсивом – это речь ребенка.

Диалог с читателем начинается почти сразу. Самое интересное начинается тогда, когда Венечка начинает делиться рецептами коктейлей. Происходит это в «голове» электроугля.

«Он благ, он ведет меня от страданий к свету, от Москвы к Петушкам».

Следующая глава: «43 км вы хоть что-нибудь записать успели?!»

Текстовая игра, которая есть во всех диалог. Письменный текст стремится стать разговорным. Попытка вырваться за пределы текста.

Венечка едет от страданий к свету, из ада в рай. Но в рай он не доедет.
Венечка Ерофеев встречается с Сатаной, который пытается его соблазнить (предлагает спрыгнуть с электрички), отсылка на Евангелие.

УВЕДОМЛЕНИЕ АВТОРА.

Финал – откровенная эллюзия. Само убийство происходит очень странно. Роман находит на границе 60-70 годов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.