Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мониторинг как технология социальной диагностики

Тема 5. Мониторинг культурных потребностей.

Необходимость изучения социального пространства

Потребность как главный побудитель активности человека

Культурные потребности

Мониторинг как технология социальной диагностики

1. Наше жизненное пространство (или социальное пространство) – это социально освоенная часть природного пространства, это среда обитания людей; это территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека; это социальная структура общества (расположение социальных групп и слоев, условий, возможностей их развития). В условиях всеобщей глобализации существенно возросло влияние внешних факторов на результативность деятельности любой организации: они становятся зависимыми от состояния окружающей среды, ее экономических, политических, социальных, технологических факторов.

Учреждения социально-культурной сферы попадая под влияние указанных факторов, одновременно выполняют свою гуманистическую миссию – формирование благоприятной социально-культурной среды, в которой человек может развивать и удовлетворять свои культурные интересы и потребности.

В общем пространстве проявляется культурная среда – самостоятельная, самоценная общекультурная система, состоящая изхудожественно-ценностных элементов и имеющая собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Объектно-предметная основа культурной среды человека – учреждения культуры.

Для того, чтобы занять достойное место в окружающей социальной среде, учреждение культуры должно непрерывно поддерживать свой имидж, привлекательность, создавать вокруг себя насыщенную культурно-эстетическую ауру, формировать условия для восприятия и потребления его продуктов и услуг.

Внешняя среда, в которую погружены социокультурные учреждения – не статичное образование: непрерывно происходят изменения и пересмотр культурных ценностей, появляются новые культурные ориентиры, пересматриваются нормы и образцы культуры, вырабатываются новые пути социокультурного взаимодействия, сферы общения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, требует в каждом конкретном случае понимания их природы, выявления противоречий и их оценки, что в свою очередь даст возможность для правильного выбора ориентиров в принятии управленческих решений.

Изменчивость внешней среды для учреждений культуры означает необходимость иметь достаточную информацию для точного прогнозирования культурные потребностей и интересов людей, изучая и упреждая возможные изменения во внешней среде. Это необходимо для повышения эффективности принятия управленческих решений и приведения в соответствие предложения культурных услуг с запросами культурного рынка, а также связано с выполнением социально-культурной программы общества (изложенной в право­вых документах государства.

Систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза позволяет осуществлять мониторинг (лат.monitor – предостерегающий). Однако одномоментно зафиксировать состояние внешней среды и постоянно отслеживать ее изменение является сложным делом для малочисленного коллектива учреждения культуры. Поэтому мониторинговые исследования доступны специализированным научным учреждениям, обладающим соответствующим кадровым составом.

2. Демокрит рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду; вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. Гераклит считал, что потребности определяются условиями жизни, а всякое желание должно быть разумно; умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Маркс заметил, что его: определяют и насилуют собственные потребности и влечения…

Потре́бность - вид функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо. Потребность — это функциональное свойство живых систем активно реагировать на рассогласование между наличными и нормальными внешними и внутренними условиями их жизнедеятельности; это особые способности,

- 17 -

активирующие живые системы при появлении рассогласований, нарушающих стабильность жизненных процессов. Личности (живому социализированному индивиду) свойственны три типа потребностей: естественно-физиологические; материально-преобразовательные; духовные.

В живых системах наличествуют две функций потребностей: сигнальная (отражательная) и побуждающая. Сигнальная функция оповещает о возникновении рассогласований — как внешних (между имеющимися условиями внешней среды и условиями, потребными для нормального существования данной системы), так и внутренних (нарушение стабильности жизненных процессов — недостаток питательных веществ, дестабилизации психического мира и т. п.). Побуждающая функция потребности проявляется в активизации живой системы к определенным действиям для компенсации рассогласования. Сигнал о рассогласовании субъективно переживается в виде физиологических чувств (голод, жажда, холод и т. п.) и в виде психических состояний неудовлетворенности, беспокойства, раздражения.

В основе жизнедеятельности человека лежит удовлетворение базовых (основных) потребностей. Принято выделить первичные и вторичные потребности. Первичные, как правило, являются врожденными и включают в себя физиологические потребности организма в пище, воде, дыхании, отдыхе и т. п. Они заложены в чело­веке генетически. Вторичные потребности являются психологическими и обычно осознаются с приобретением социального опыта. Люди по-разному пытаются устранить возникающие потреб­ности: удовлетворить их, подавить или не реагировать на них. Для удовлетворения потребностей важное значение имеют стимулы, которые побуждают к действию и порождены внешними и внутренними обстоятельствами, являются причиной определен­ного поведения человека. На практике различают четыре основные формы стимулов: принуждение, материальное вознаграждение, моральное поощрение и самоутверждение.

Под мотивациейпонимается совокупность внутренних и вне­шних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятель­ности для достижения поставленных целей. Мотив — это прямая причина совершения людьми определен­ных действий, находится «внут­ри» человека, имеет индивидуальный характер, зависит от множества внешних и внутренних (по отношению к человеку) факто­ров, а также от действия других, возникающих параллельно мо­тивов. Он определяет, что и как надо делать для удовлетворения возникшей потребности. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, приглушая их действие или устраняя из своей мотивационной структуры. Для практического включения человека в то или иное занятие необходимо, чтобы его потребность обрела четкую предметную направленность в форме интереса.

Интерес[от лат. interest - имеет значение, важно] — предмет заинтересованности, желания и побудительных мотивов действий. Выделяют материальные, духовные, денежные, имущественные интересы; интересы человека, социальной группы, фирмы, отрасли, региона, коллективов, национальные. Интересы реализуются, осознаваясь, в виде запросов, требований, желаний иметь самое необходимое для воспроизводства своей жизнедеятельности. Интерес обладает объективными свойствами, вытекающими из его природы: стремление к обособлению, автономии, эгоистичности, и одновременно с этим — к объединению, союзу, бескорыстию, призыву к действиям, возможности задержать или ускорить общественное развитие. Интерес выступает в качестве уникального средства общения людей. Он сводит их в тесные сплоченные группы или же разводит в разные стороны, являясь проводником нравственных отношений.

Учет интересов особенно важен в управлении: только понимая и затрагивая интересы можно побуждать действовать. Управленческие воздействия могут быть прямыми и косвенными (опосредованными), формальными и неформальными, жесткими и мягкими, явными и скрытыми, постоянными и эпизодическими и т.п. Они могут иметь экономический, социально-психологический или организационный характер. Менеджер всегда может выбрать вид воздействия в зависимости от конкретной ситуации и характера решаемой задачи.

3. Культурная деятельность есть деятельность духовная, осуществляемая на двух уровнях: уровне исходной духовной деятельности и уровне элитарной духовной деятельности. Духовные социальные потребности состоят в формировании и поддержании самосознания социальной общности, в обеспечении духовного производства в разных его формах (от мифологического и этического до политического и эстетического), в социализации подрастающего поколения и включении его в общественную жизнь. В их числе: познавательная (интеллектуальная), эмоциональная (аффективная), этическая, эстетическая, коммуникационная. Социальные потребности образуют высший уровень потребностной иерархии, поскольку они базируются на личностных потребностях, предшествующих им.

- 18 -

Социальные потребности не есть сумма индивидуальных потребностей членов социума, хотя общество (государство) призвано создавать наилучшие условия для удовлетворения последних. Они имеют целью поддержание целостности и обеспечение дальнейшего развития исторически сложившейся социальной системы, проявляются во всех сферах общественной жизни: и подразделяются на материальные, социально-политические и духовные.

В культурологии имеется широкое и узкое понимание культурных потребностей. В соответствии с широкой трактовкой (социоатрибутивная концепция) культурные потребности определяются как «потребности в реализации сущностных сил человека в процессе его материальной, социально-политической и духовной деятельности». Культурные потребности не сводятся к духовным потребностям, а охватывают и ряд материальных потребностей, например, как потребность в физической культуре и спорте. Узкое понимание (антропоцентристская концепция) культурных потребностей утверждает, что они относятся к духовным потребностям и служат побудительными силами для распространения, сохранения и потребления ценностей духовной культуры, воздействуют на внутренний мир человека. «Глубинной сущностью» культурной потребности объявляется «потребность в другом человеке, потребность в универсальном, не ограниченном пространством и временем общении людей». Содержательная структура культурных потребностей включает познавательные, нравственные, эстетические, коммуникативные.

Внутренние побуждения человека играют решающую роль в досуговых занятиях человека. Если в реальной действительности в сфере рабочего и определенной части внерабочего времени всегда имеет место деятельность, движимая мотивом необходимости, долженствования, то в сфере свободного времени обычно возникают действия, которые не имеют ни чисто биологической, ни прямой материальной детерминации. Человека привлекает само действие как таковое. Главной является мотивация процессуального типа, связанная с непосредственным интересом к процессу. В качестве основного стимулятора тут чаще всего выступает удовольствие от свободной реализации функциональных возможностей – физических, интеллектуальных, эмоциональных. Для культурной деятельности характерен факт: фиксируемый результат важен не сам по себе, а как условие и средство продуктивного проявления определенных способностей. Очень часто такое стремление к удовольствию уводит от ценностных ориентаций признаваемых в обществе.

Стимулирование полноценной социокультурной деятельности, пробуждение интереса к тому или иному виду культурно-досуговой деятельности составляет сердцевину и суть работы любого менеджера досуга.

4. Любая система управления нуждается в определении управляемого объекта, понимания его природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики.

Социальная диагностика - это методологический инструмент получения необходимых знаний, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе, формируются и развиваются технологии всех сфер социальной жизни.

Социальная диагностика включает в себя ряд этапов: - предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;- проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;- проведение специальной диагностики по каждой из взятых для усугубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; - построение выводов, на основе которых делается заключение. Социальная диагностика основывается на ряде принципов:- объективность - непредвзятое рассмотрение социального объекта, исключающее любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;- причинность -универсальная связь и взаимодействие явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования; - 19 -



©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.