Это самый низкий класс ресторанов. В нем предполагается обязательное наличие туалетов и раковин и чистую скатерть на столе. Также обязательным является наличие отопления в холодное время года и наличие кондиционера или хорошей вентиляции в жаркое время года. Для облуживания 24 посетителей рассчитан 1 сотрудник. Кроме того, кухня должна быть отделена от основного зала и должна быть хорошо вентилируемой, чтобы запахи не проникали в зал. Обязательным условием для любого заведения общего питания является наличие холодильника и воды на кухне. Ресторану, соответствующему всем этим требованиям, присваивается одна звезда.
Две звезды – третий класс
Рестораны этой категории, кроме всех обязательных требований, должны обеспечивать 1 сотрудника на 20 посетителей. От ресторанов четвертого класса их также отличают повышенные требования к столовым инструментам и посуде.
Три звезды – второй класс
Рестораны второго класса должны предоставить посетителям большую площадь, как минимум 1,5 квадратных метров для каждого посетителя возле стола. Один сотрудник должен обслуживать не более 15 посетителей
Четыре звезды – первый класс
Эти рестораны отличаются большой площадью. В таком ресторане на 5 посетителей должен быть свой администратор и официант. Меню должно быть составлено как минимум на двух иностранных языках
Пять звезд – высший класс
В пятизвездочном ресторане даже к мебели предъявляются особые требования. Столы и стулья должны быть изготовлены из ценных пород дерева и должны быть удобными. В таком ресторане клиент имеет право в любой момент потребовать директора ресторана и администратора. На 5 клиентов рассчитан один официант, а также один ассистент. Меню также должно быть составлено на нескольких иностранных языках
По ГОСТ.
Согласно Государственному стандарту Российской Федерации (ГОСТ Р 50762-95) устанавливается классификация ресторанов в зависимости от качества предоставляемых услуг, ассортимента заказных и фирменных блюд, изделий, интерьера и т.д
На основании этого рестораны по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса — «люкс», «высшей» и «первой категории
«Люкс» включает в меню заказные и фирменные блюда (не менее половины ассортимента), кулинарные и кондитерские изделия
Ресторан «люкс» располагает банкетным залом, баром, коктейль-холлом с барной стойкой. Интерьер ресторана должен иметь высокий класс архитектурно-художественного оформления торговых помещений и технического оснащения. Стиль дизайна должен соответствовать названию ресторана
Метрдотели и официанты обязаны в совершенстве владеть техникой обслуживания посетителей
Эти предприятия оснащаются высококачественной металлической и фарфоровой посудой, комплектами приборов для различных блюд и закусок
При обслуживании приемов и банкетов применяются фирменная фарфоровая и хрустальная посуда, мельхиоровые приборы. Кроме индивидуальной салфетки, которой сервируют стол, посетителю по его просьбе можно подать горячую влажную салфетку, зубочистки
Ресторан «люкс» должен иметь фирменные обложки меню, различные проспекты, приглашения, сувениры, значки с эмблемой предприятия
В вечернее время в ресторане организуются музыкальные шоу, выступления приглашенных популярных артистов эстрады. В залах отводятся специальные места для танцев, организуется продажа цветов, сувениров
Ресторан высшего класса — предприятие, имеющее оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных изысканных блюд
В вечернее время организуются выступления музыкальных ансамблей
Ресторан первого класса предполагает гармоничность интерьера, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий, напитков сложного приготовления, в том числе заказных. Обслуживание в этом ресторане ведется официантами, барменами
По ценам:
Рестораны встречаются различных типов. Они различаются по нескольким категориям, например, по ценовому классу, по стилю дизайна, по кухне
Давайте рассмотрим классификацию ресторанов поближе. Основной и самый значимый критерий - это ценовая категория ресторана. Обыкновенно выделяют три группы: эконом, бизнес и первоклассный
В ресторанах эконом-класса обычный обед на одного клиента обходится примерно 500 рублей. Как правило, указанные рестораны очень распространены в небольших городах
Рестораны бизнес-класса рекомендуют своим клиентам большое меню, которое состоит, преимущественно, из кушаний европейской или национальной кухни, приятную обстановку, обязательно живую музыку. У каждого ресторана бизнес-класса предусмотрено фирменное меню, то есть кушанья, которые гости могут отведать только в данном ресторане. Обычный обед в ресторане бизнес-класса на одного клиента обходится примерно в 1500 рублей
Помимо отличий по ценовому уровню, различают этнические (к примеру, русские, восточные, китайские и иные) и европейские рестораны. В национальных ресторанах меню отвечает обычаям страны, которую представляет заведение. Так, скажем, сегодня в моду вошли японские национальные рестораны суши. В этих ресторанах перечень блюд и их рецептура разрабатываются профессионалами из Японии.
Ресторан: изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных продуктов и вино-водочных изделий. Услуги оказываются квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.
Бар: изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.
Кафе: изготовление и реализация разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации: создание условий для их потребления.
Буфет производит продажу с потреблением на месте ограниченного ассортимента холодных закусок, бутербродов, напитков, булочных и кондитерских изделий, сладких блюд несложного приготовления. Допускается отпуск упакованной продукции на вынос, а также реализация продовольственных товаров. В гостиницах работают буфеты, оборудованные электроплитами, холодильниками, охлаждаемыми прилавками, кофеваркой и другим современным оборудованием.
Столовая: изготовление кулинарной продукции разнообразной по дням недели/скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов); создание условий для реализации и организации их потребления.
Закусочная: изготовление ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенного сырья; создание условий для ее реализации и потребления.
Сервировка стола — это подготовка стола к завтраку, обеду, ужину, чаю, т.е. размещение на нем в определенном порядке всех необходимых предметов.
В ресторанах применяют 3 основных вида сервировки столов — предварительную, дополнительную и исполнительную.
Предварительная сервировка стола исполняется в процессе подготовки зала ресторана к обслуживанию до прихода потребителей. При предварительной сервировкеиспользуется минимальное число предметов, зависящее от вида обслуживания. Как правило, набор предметов сервировки устанавливается метрдотелем на основе изучения потребительского спроса в каждом ресторане.
Предварительная сервировка стола для завтрака (с 8 до 10 ч) состоит из пирожковой тарелки, закусочного прибора, чайной ложки, фужера и полотняной салфетки, прибора со специями. Варианты могут меняться в зависимости от ассортимента блюд и вкуса потребителей.
Предварительная сервировка стола для бизнес-ланча (с 10 до 12 ч) состоит из тарелки пирожковой, закусочного прибора, столового прибора, фужера, салфетки полотняной, приборов со специями, вазы с цветами.
Предварительная сервировка стола для обеда (с 14 до 17 ч) состоит из тарелки пирожковой, тарелки столовой мелкой, закуски
Предварительная сервировка стола для обеда по меню заказных блюд включает в себя сервировочную, закусочную и пирожковую мредки, закусочный и столовый прибор, фужер, салфетку полотняную, прибор со специями, вазу с цветами.
Предварительная сервировка стола для ужина должна быть более мужественной, поэтому салфетку складывают по более сложным івариантам. В сервировку входят тарелка сервировочная, закусочная M пирожковая тарелки, закусочный и столовый прибор (без ложки), фужер, приборы для специй и ваза с цветами (.10).
Потребитель садится за предварительно сервированный стол и заказ официанту, после чего официант сравнивает сервировку с заказом, убирает лишние предметы или дополняет необходимыми предметами.
Приведение предварительной сервировки стола в полное соответствие с принятым заказом называется досервировкой или дополнительной сервировкой стола.
Исполнительная сервировка стола производится по заранее приготовленному меню заказа. Она используется при организации банкета, обслуживании делегаций, т.е. по специальному заказу. Все предметы при исполнительной сервировке должны строго COOT- сервировать меню заказчика.
При выполнении сервировки официант должен знать и выполним. одно важное правило — двух одинаковых предметов сервировки и на столе не должно быть, даже если они необходимы по меню заказа. В этом случае выставляют только один предмет, а после его использования убирают и заменяют точно таким же.
В ресторане все столы сервируют по единой схеме
В ресторане все столы сервируют по единой схеме, что придает строгость и единый стиль в работе.
Для создания у потребителя ощущения комфорта за столом на одного человека предусмотрено 60...70 см стола при повседневном обслуживании и 80... 100 см при обслуживании банкетов.
- деревянные поверхности (для стилизованных предприятий)
+
+
+
+
+
+
+
1.2 Кресла
- мягкие с подлокотниками
+
+
-
+
+
-
-
- полумягкие
-
-
+
-
-
-
-
1.3 Наличие барной стойки:
-
- современно оформленная с табуретами
+
+
-
+
+
+
-
- для подачи блюд и напитков (сервис)
+
+
-
-
-
-
-
2 Столовая посуда и приборы
2.1 Металлическая посуда и столовые приборы:
- из мельхиора или нейзильбера, или нержавеющей стали, или из других современных сплавов
+
+
-
+
+
-
-
- из нержавеющей стали
-
-
+
-
-
+
+
2.2 Фарфоровая посуда, художественно оформленная
+
+
-
+
+
-
-
2.3 Полуфарфоровая, фаянсовая посуда
-
-
+
-
-
+
+
2.4 Сортовая стеклянная посуда:
- хрусталь, художественно оформленная посуда из выдувного стекла
+
+
-
+
+
-
-
- сортовая стеклянная посуда с рисунком и без него
-
-
+
-
-
+
+
2.5 Посуда из керамики и дерева для тематических предприятий и предприятий национальной кухни
+
+
+
+
+
+
+
3 Столовое белье
3.1 Скатерти:
- белые или цветные
+
+
+
+
+
-
-
- фирменные
+
-
-
+
-
-
-
3.2 Салфетки индивидуального пользования:
- полотняные
+
+
+
+
+
-
-
- бумажные
-
-
-
-
-
+
+
3.3 Смена столового белья после каждого обслуживания потребителя
+
+
+
+
+
-
-
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕНЮ И ПРЕЙСКУРАНТОВ, АССОРТИМЕНТУ ПРОДУКЦИИ
1 Меню и прейскурант вин (карта вин) с эмблемой (фирменным знаком) предприятия:
- на русском и национальном языках
+
+
+
+
+
+
+
- на русском и английском или соответствующем специализации предприятия языке
+
+
-
+
+
-
-
- типографским или компьютерным способом
+
+
-
+
+
-
-
- компьютерным способом
-
-
+
-
-
+
+
- обложка из современных материалов, оригинально и художественно оформленная (с товарным знаком)
+
+
-
+
+
-
-
- обложка из современных материалов
-
-
+
-
-
+
+
2 Ассортимент продукции общественного питания и покупных товаров
2.1 Ассортимент, состоящий преимущественно из оригинальных, изысканных, заказных и фирменных, в т.ч. национальных блюд, изделий и напитков основных групп кулинарной продукции с учетом концепции и специализации предприятия
+
+
-
+
-
-
-
2.2 Разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков сложного приготовления, в т.ч. фирменных
-
-
+
-
+
+
-
2.3 Разнообразный ассортимент блюд изделий и напитков с учетом специализации предприятия
-
-
-
-
-
-
+
2.4 Ассортимент коктейлей и других смешанных напитков, соков, закусок, сладких блюд, кондитерских изделий, заказные и фирменные горячие блюда в соответствии со специализацией предприятия
-
-
-
+
+
-
-
2.5 Коктейли, напитки, десерты, закуски несложного приготовления, заказные и фирменные напитки, коктейли, горячие блюда в ограниченном ассортименте
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕНЮ, АССОРТИМЕНТУ КУЛИНАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
1 Меню:
- на русском языке
+
+
+
+
+
+
-
- компьютерным способом
+
+
+
+
+
+
-
- в виде светового табло
-
-
+
-
-
-
-
- оформление другими способами
-
+
-
+
-
-
-
- ценники
-
+
-
+
-
-
+
2 Ассортимент
2.1 Разнообразный ассортимент блюд и изделий, покупных товаров, с учетом специфики обслуживаемых контингентов и рационов питания
+
-
-
-
-
-
-
2.2 Реализация фирменных и заказных блюд
-
-
-
-
-
+
-
2.3 Ограниченный (узкий) ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, из полуфабрикатов высокой степени готовности и (или) из определенного вида сырья
-
+
+
+
+
-
-
2.4 Ассортимент кулинарной продукции
-
-
-
-
-
-
+
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДАМ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЕ, ОБУВИ
1 Методы обслуживания потребителей
1.1 Самообслуживание
+
+
+
+
+
-
-
1.2 Обслуживание официантом
-
-
-
-
-
+
-
1.3 Обслуживание продавцом
-
-
-
-
-
-
+
Примечание - На предприятиях быстрого обслуживания может быть собственный зал или зона в составе ресторанного дворика.
Последовательность расположения закусок, блюд и напитков в меню