Институционная среда,трансакционные издержки и эффективность нац. Экономики.
Цель институциональных преобразований состоит в создании основополагающей системно полной совокупности институтов, необходимых для устойчивого функционирования экономики рыночного типа.Комплекс институциональных мер включает два направления:1ликвидацию разбалансированнности отдельных элементов системы законодательства,обновление устаревших правовых актов ,их согласование с международными нормами в области соц.-экон. и эколог. отношений 2создание институционально-правового пространства для развития рыночных отношений ,становление конкурентной среды,поддержки предпринимательства и др.Трансакцио́нные изде́ржки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют следующие:издержки сбора и обработки информации,издержки проведения переговоров и принятия решений,издержки контроля,издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка
Цели,функции,методы гос .регулирования нац. Экон.
Цели:1) регламентация хоз . жизни, формирующая свод правил и кодексов проведения хозяйствующих субъектов ,определяющая их права и обязанности,возможности и меру взаимной ответственности2)формирование гос. И негос. организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением общепринятых норм регламентации хоз. поведения субъектов3)выработка оц.-эконом. политики ,определение и результативное применение организационных и эконом. механизмов ее реализации.Функции:1 эмиссия денег,кредитно-денежное и налогово-бюджетное регулирования2 обеспечение гарантий прав и свобод личности 3 формирование стабильной макроэкономической ситуации 4 обеспечение минимальных сац. стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования 5реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды 5 развитие науки,инновационной деятельности и информ. технологий 6 проведение активной внешнеэконом. Палитики 7 создание производственной,социальной и экологической инфраструктур общегос. Значения 8поддержка соц. Незащищенных группп населения 9 охрана окружающей среды 10определение рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие произв. сил регионов.10обеспечение нац. Безопасности 11 создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного его соблюдения 12разработка и реализация стратерии соц.-эконом. развитияМетоды.1 правовые-правовое регулирование-разработка и реализация законов,обеспечивающих нормы функц. Предприятия всех форм собственности и рыночных структур,антимонопольное регулирование,защиту прав потребителей и интересов общества,посредничество между предпринемателями и наемными работниками.2)административные-реализуются посредством запретительных,разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер эконом. деятельности или категорий граждан.3)экономические-бюджетно-налоговая политика,денежно-кредитная политика,ценовое регулирование,амортизационная политика,4 прямые и косвенные-прямые-гос заказ,квоты,лицензии,прямое-бюджетное финансирование. Особая форма гос. Регулир. Разработка прогнозов и программ .
45.Структурная политика государства .Отрасли группируются по схеме:1)базирующиеся на использовании региональных факторных условий и ресурсов,а также ввозимых ресурсов.2)традиционные отрасли промыш. ,которые обладают высоким научно-техн. Потенциалом,способны в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспобности выпускаемой продукции и создать ее новые виды 3)наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства,реализующее передовые достижения НТП и наиболее полно использующие человеческий потенциал страны-высококвалифицированный труд.Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов гос. Регулирования: снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые гос. Инвестиции и субсидии.ЗАЩИТНЫЕ импортные тарифы для достижения приемлимых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, нетарифное регулирования и др.Важнейшими организ. структурами должны стать трансакционные,межгосударственные,межотраслевые,отраслевые и териториальные коопераций,финансово-промышленных и иных хоз. групп, классов ,включающие технол. И эконом . взаимосвязанные производства, научно-техн. И финансовые структуры.1Воспроизводственная структура-соотношение секторов экономики по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства.2 Институциональное структура характеризующая складывающиеся пропорции секторов экономики по формам собственности.закономерностью развития отраслевой структуры экономики является цикличность обновления технологий и отраслей.3Региональная структура характеризуется иерриториальные пропорции размещения видов эконом. деятельности,формируемые исходя из соблюдения принцыпов: обеспечения комплексного развития производственных сил регионов на основе рационального использования местных природных,экономических,демографических и др. факторов и условий;постепенного выравнивания условий жизни населения,проживающих на этих териториях.
46.Система прогнозов и программ развиция нац. Экон..Оценка эффективности гос. Программ.Взаимодействие планирования и саморегулирования по отношению к соц. –экон. системам рассматривается с позиции не антагонизма и отрицания, а симбиоза и органиченого сочетания.Основное-индикативное планирование учитывает действия объективных законов рынка,и регулирующиее воздействие государства на соц-экон. процессы.Функции:1информационная-субъекты хозяйствования о целевых ориентирах и направлениях экон. политики2стабилизирующая-ориентир в долгосрочн. Целевых макропоказателей и крупногаборит. Мерах правительства по их реализации и действовать сообразно с ними.3согласительную-обеспечение единства правительства и негос. Субъектами хоз. по вопросам экон. палитике.Новая парадигма и сущность планирования-гос. плановая информация,правовые и экон. нормы и нормативы,гос. Организация и поддержка всего,что формирует созидательную атмосферув экономикеи высокую организованность .Нормативные правовые документы:1гос. Прогнозы и программы соц.-экон. развития РБ(на основании Закона «О государственном прогнозировании и программах соц.-экон. развития РБ».2гос. программы(охватывает гос. И межгос. программы)3 отраслевые программы 4 региональные программ
47Палитика поддержки предпринимательства .Составные малого и среднего бизнеса.Предпринимательство-самостоятельная деятельность юрид. И физ. Лиц,осуществляемая в гражданском обороте от своего имени,на свой риск и под свою имущественную ответственность,направленная на получениеприбыли от пользования имуществом,продажи вещей,произведенных.переработанных или приобретенным ими дляпродажи,а также выполнение работ или оказания услуг,если они предназназначены для реализации другим физ. Лицам и не используется для собственного потребления. Малый бизнес-предпринимательская деятельность,приносящая прибыль на малых предприятиях,не входящих ни в одно монополистическое объеденение.Субъекты-юридические лица(со среднесписочной численностью работников:в промышленности и на транспорте- до 100 человек,в сельском хозяйстве и научн.-производственнной сфере-до 60,в строительстве и оптовой торговле-до 50,др. отраслях производственной сферы-до 30,непроизводственной сферы-до 25)Средний бизнес- Средние предприятия – 101-250 человекВ настоящее времяв республике в целом сформирована система законодательных мер поддержки предпринимательства.Цели политики поддержки:1 повышение темпов роста МСП 2рост сациальной эффективности3 усиление роли МСПв качестве конкурента предприятиям-манополистам 4разработка в регионах специальных программ МСП 5 смена целевых ориентировв отраслевом разрезеПриняты законодательные акты :Указ Президента РБ от 21 мая 2009 г№255 2 «О некаторых мерах гос. Поддержки малого предпринимательства»и Закон РБ от 1 июля 2010 « О поддержании малого и среднего бизнеса»