Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



Важно изучить возможности успешного выполнения творческой деятельности лицами с различными характеристиками психики. Выделяют среди одаренных личностей индивидов с трудностями саморегуляции и со сниженной социально-психологической адаптацией, зависящими от свойств темперамента и других характеристик психики. сила нервной системы и другие ее особенности способны оказывать положительное или ограничивающее влияние на результативность деятельности. Подобные особенности могут затруднять реализацию способностей и могут быть связаны с некоторыми акцентуациями характера (темперамент, базирующийся на свойствах нервной системы - основа формирования характера). Личностные свойства могут способствовать творческим успехам благодаря тому, что человек в результате работы над собой найдет стиль деятельности, соответствующий этим свойствам.

Так, типичная для одаренных детей познавательная активность может в отдельных случаях, например, на фоне интроверсии, выступать в ином качестве: не очень активного, «доминантного» по своим фактическим проявлениям в жизни ребенка, но зато чрезвычайно углубленного познания, по уровню своей результативности дающего основание говорить о явлении одаренности. Или же не слишком интенсивное занятие изобразительной деятельностью ребенка, у которого на первом плане стоит общение, а не деятельностное проявление своего Я, может являть высокие образцы творчества. Существование различных категорий одаренных детей (Н.С. Лейтес называет три категории) может служить аргументом в пользу соображения, что базовый компонент в данном конкретном варианте одаренности не обязательно повторяет типичные случаи: им может служить не активность как таковая, а, например, высочайший уровень адаптивности, или оригинальность мышления, или что-то еще.

Творческое поведение зависит от взаимосвязанных наследственных, психофизиологических и психологических особенностей личности, от воспитания, определенных личностных черт (темперамента, характера, мотивации, направленности, воли, самооценки, особенностей саморегуляции и др.), являющихся одновременно факторами ее самореализации. Самореализация - наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека, результаты которой будут зависеть от особенностей поведения личности. Свойства личности, творческие способности, индивидуальные особенности функционирования психики, определенные обстоятельства жизни и др. факторы влияют на способность личности к творческой самореализации. Определенные характерологические особенности индивида (некоторые акцентуации) могут опосредовать его самореализацию.

Выявлена прямая взаимосвязь между выраженностью гипертимности и степенью самореализации: высокая гипертимность сочетается с более высокой самореализацией, более низкая гипертимность связана с более низкой самореализацией. Наличие гипертимности, т.е. высоких активности и настроения, предприимчивости, множества идей, завышенной самооценки, прощения себе недостатков, по-видимому, способствует повышению возможностей самореализации. Данная акцентуация имеет отрицательную корреляцию с креативностью - по-видимому, гипертимность не часто встречается у креативных индивидов.

Педантичность, т.е. инертность психических процессов, негибкость мышления и поведения, гиперответственность, долгое переживание неудач, сомнения, мнительность, неуверенность в себе отрицательно коррелируют с самореализацией личности и не связаны с креативностью. Данные качества характера, по-видимому, будут снижать возможности самореализации.

Тревожность-боязливость – отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, сомнения, «самокопание», длительные рассуждения – также отрицательно связана с самореализацией.

Дистимность – повышенная утомляемость, пониженное настроение, фиксация на мрачных сторонах жизни, склонность к депрессиям, пассивность в действиях и замедленность мышления – отрицательно коррелирует с самореализацией. Акцентуация может ухудшать возможности самореализации.

Аффективность-экзальтированность положительно связана с креативностью, но отрицательно коррелирует с самореализацией. Это говорит о том, что сила и выраженность эмоционального реагирования, повышенная чувствительность, легкий восторг от радостных событий и отчаяние от печальных, легкое воодушевление, способность глубоко и горячо отдаваться делу, неприспособляемость к повседневности связаны с креативностью и отрицательно связаны с самореализацией.

Циклотимность – смена гипертимического и дистимического типов поведения и переживания, перепады плохого и хорошего настроения с разным периодом – не коррелирует с креативностью и самореализацией. Демонстративность – эгоизм, приспособляемость, тщеславие, вытеснение неприятного, авантюризм, фантазирование, усиление и неустойчивость эмоциональных реакций – не коррелирует с креативностью личности и ее самореализацией. Неуравновешенность-возбудимость, т.е. вязкость мышления, импульсивность, раздражительность, злобно-тоскливое настроение, ослабление контроля над влечениями и избегание трудностей также не коррелируют с креативностью и самореализацией.

Одно из наиболее основательных исследований по выявлению личностных черт творческих людей было проведено под руководством К. Тейлора и Р. Б. Кэттелла. Оно было посвящено изучению сходств и различий креативного поведения в науке, искусстве и практической деятельности. В одной из серий исследования сравнивались профили личностных черт извест­ных ученых и инженеров (36 человек), музыкантов (21 человек), художников и обыч­ных студентов последних курсов университетов (42 человека). Авторы не обнаружи­ли никаких значимых различий между учеными и художниками по предложенному ими комбинированному индексу креативности.

Было высказано предположение, что креативное поведение описывается двухфакторной структурой. Креативы, по сравнению с некреативами, являются более отстраненными или сдержанными, они более интеллектуаль­ны и способны к абстрактному мышлению, склонны к лидерству, более серьезны, яв­ляются более практичными или свободно трактующими правила, более социально смелы, более чувствительны, обладают очень богатым воображением, они либераль­ны и открыты опыту и самодостаточны.

Практически все исследователи отмечают существенные различия психологичес­ких портретов ученых и деятелей искусства. Р. Сноу отмечает большой прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражения у литераторов. Уче­ные и инженеры более сдержанны, менее социально смелы, более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства. Эти данные и легли в основу предположения, что креативное поведение можно расположить в пространстве двух факторов. Первый фактор включает изобразитель­ное искусство, науку, инженерию, бизнес, видео- и фотодизайн. Второй фактор вклю­чает музыку, литературу и дизайн одежды. Двухфакторная модель креативного поведения проверялась во множестве иссле­дований.

В одном из исследований на выборке 590 человек проверялась модель, предложен­ная К. Тейлором: он выделил восемь областей проявления креативности. Использо­вался опросник ASAS(Artistic and Scientific activities survey). Он предназначен для выявления различий между новичками и профессионалами и призван охватить раз­нообразные сферы проявления творческой активности: 1) искусство, 2) музыку, 3) театр, 4) науку и инженерию, 5) литературу, 6) бизнес, 7) дизайн одежды, 8) видео-и фотодизайн. Результаты, полученные с помощью ASAS, коррелируют с показателя­ми тестов креативности по Торренсу.

В результате эмпирического исследования вновь выявлены два фактора креатив­ного поведения. В первый фактор вошли изобразительное искусство, видео- и фото­дизайн, музыка, литература, дизайн одежды, театр. Во второй фактор объединились наука, инженерия и бизнес. Следовательно, существует четкое разделение личностных проявлений творче­ского поведения в искусстве и науке. Кроме того, деятельность бизнесмена более сход­на с деятельностью ученого (по своим творческим проявлениям), затем — с деятель­ностью художника, артиста, литератора и т. д. Не менее важен и другой вывод: личностные проявления креативности распро­страняются на многие области человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктив­ностью в других областях. Главное же в том, что ученые и бизнесмены в среднем лучше контролируют свое поведение и менее эмоциональны и чувствительны, чем деятели искусства.

Можно рассмотреть приведенные выше результаты исследований с точки зрения отношений уровня интеллекта и креативности у конкретной личности. В том случае, когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативно­сти, творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен, эмоцио­нально уравновешен, независим и т. д. Наоборот, при сочетании креативности с не­высоким интеллектом человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Сочетание интеллекта и креативности пред­располагает к выбору разных сфер социальной активности. Различные исследователи, приписывая совершенно противоположные черты творческим личностям, имеют дело с различными типами людей (по классификации Когана и Воллаха) и переносят выводы, справедливые для одного типа, на всю сово­купность творческих людей прошлого, настоящего и будущего.

Продуктивность научного творчества стала предметом исследования не так дав­но. По мнению многих авторов, начало наукометрического подхода к проблеме воз­растной динамики творчества связано с работами Г. Лемана (Karlson Y. L., 1978). В монографии «Возраст и достижения» (1953) он опубликовал результаты анали­за сотен биографий не только политиков, писателей, поэтов и художников, но и мате­матиков, химиков, философов и других ученых.

Динамика достижений представителей точных и естественных наук такова:

1) подъем от 20 до 30 лет; 2) пик продуктивности в 30-35 лет; 3) спад к 45 годам (50 % от первоначальной продуктивности); 4) к 60 годам утрата творческих способностей. Качественное снижение продуктивности предшествует количественному спаду. И чем более ценен вклад творческой личности, тем выше вероятность, что творчес­кий пик пришелся на молодой возраст. Выводы Лемана о значимости вклада личнос­ти в культуру базировались на подсчете числа строк, посвященных им в энциклопе­диях и словарях. Позже Е. Клег анализировал словарь-справочник «Американцы в науке» и пришел к выводу, что спад творческой продуктивности у наиболее выдаю­щихся ученых начинает наблюдаться не раньше 60 лет.

Среди российских ученых впервые к проблеме возраст­ной динамики творчества обратился И. Я. Перна. В 1925 г. он опубликовал работу «Ритмы жизни и творчества». По данным Перна, пик творческого развития прихо­дится на 35-40 лет, именно в это время крупный ученый обычно публикует свою первую работу (средний возраст — 39 лет). Наиболее рано пик творческих достижений наблюдается у математиков (25-30 лет), затем идут физики-теоретики и химики (25-35 лет), затем — представители других естественных наук и физики-экспериментато­ры (35-40 лет), позже всех пик творчества наблюдается у гуманитариев и филосо­фов. За пиком следует неминуемый спад, хотя при этом чередуются взлеты и падения продуктивности (Парандовский Я., 1990).

Одно из последних исследований возрастной динамики творческой продуктивно­сти ученых провели Л. А. Рудкевич и Е. Ф. Рыбалко (1997). Они основывались на анализе биографий и творческих достижений ученых. Были выделены две группы: в группу А вошли 372 самых знаменитых, по мнению авторов, ученых и деятелей ис­кусства; в группу В — 419 известных, но не столь знаменитых представителей твор­ческих профессий. В группе А спад творческой активности наблюдался редко, а в группе В он наблю­дался во всех профессиональных группах (особенно — в группе представителей точ­ных наук). Представители группы А дольше учатся, чем представители группы В, но и период наивысшей творческой продуктивности у них значительно продолжитель­нее. И вместе с тем наиболее выдающиеся люди раньше начинают творческую дея­тельность, чем менее выдающиеся.

Многие авторы считают, что существуют два типа творческой продуктивности в течение жизни: первый приходится на 25-40 лет (в зависимости от сферы деятельно­сти), а второй наблюдается в конце четвертого десятилетия жизни с последующим спадом после 65 лет. У наиболее выдающихся деятелей науки и искусства не наблюдается и установлен­ный во многих исследованиях типичный спад творческой активности перед смертью. Творческую продуктивность проявляют до глубокой старости люди, сохранившие свободомыслие, независимость взглядов, т. е. качества, присущие юности. Кроме того, творческие личности сохраняют высокую критичность по отношению к своим тру­дам. В структуре их способностей оптимально сочетаются способность к творчеству с рефлективным интеллектом. Таким образом, особенности взаимодействия сознания и бессознательного, а в наших терминах — субъекта сознательной деятельности и бессознательного творчес­кого субъекта, определяют типологию творческих личностей и особенности их жиз­ненного пути.

 

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.