Исполнилось 70 лет доктору сельскохозяйственных наук, профессору кафедры плодоводства Кубанского сельскохозяйственного института Ф. С. Барышману. Пятьдесят два года посвящено трудовой, научно-педагогической и общественной деятельности, шесть из них отдано защите Родины. Он неоднократный участник Всесоюзных, республиканских и краевых совещаний и конференций по защитному лесоразведению. Награжден семью медалями правительства СССР, кроме того большой серебряной медалью ВСХВ СССР, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР.
При участии и непосредственно по научным разработкам Ф. С. Барышмана на Кубани создана и действует система полезащитного лесоразведения и агротехника введения орехоплодных (ореха грецкого, ореха черного, каштана съедобного) в лесные культуры. Среди плодовых пород нашей страны каштан съедобный - практически единственный представитель, дающий муку, пригодную для выпечки хлеба. Плоды его сами по себе - вкусный и очень ценный пищевой продукт и сырье для пищевой промышленности.
В 60 - 65-х годах под руководством профессора Ф. С. Барышмана были заложены опытные культуры каштана в ряде степных районов края, в том числе, и под Краснодаром. Все эти объекты стали полем научной деятельности профессора и его учеников. В настоящее время только по озимым посевам лесополосы обеспечивают прибавку более 1 миллиона центнеров зерна. Предложенный им узкополосный посев озимого ячменя под защитой лесополос экономит в неблагоприятные зимы до 200 тысяч центнеров семян, годовой экономический эффект - более 2,5 миллионов рублей...
Каштан был завезен профессором Ф. С. Барышманом и в Кубанский СХИ. Сеянцы высадили на небольшом участке по лесному типу и стали вести наблюдения за ростом этих маленьких высотой в 15-20 сантиметров растений.
Виктор Сергеевич Чепурной тогда учился у профессора. То, что делал его учитель, заинтересовало молодого студента. Он стал читать специальную литературу. Узнал, что основные площади под плантациями каштана сосредоточены в Италии, Испании, Франции, Японии, в Северной и Южной Америке, на севере и юге Африки, в Китае, Индии и других странах. Итогом более 20-летнего упорного и кропотливого труда стало пособие «Культура каштана съедобного в Краснодарском крае». Автор его доцент кафедры плодоводства нашего института B. C. Чепурной. В нем много интересных сведений об этом универсальном дереве.
***
Профессору Ф. С. Барышману до сих пор кажется, будто и нет за плечами семидесяти лет... В памяти, словно в калейдоскопе, возникают картинки прошлого, мгновения трудного, совсем не беспечного детства...
Федор был третьим из пяти детей в семье Барышманов. Как и все мальчишки, гонял летом футбол, зимой катался на самодельных коньках на небольшой речушке, бегал в школу учиться грамоте, вместе с ребятами пас коров, чистил в хлеву. Труд детей в семье был также обязателен, как и труд взрослых. Ни о каком безоблачном детстве никто тогда не мечтал. Самой отрадной была мысль о картошке. Это лакомство мать подавала на стол утром и вечером. Запеченная в русской печи в чугунке она казалась самой изысканной едой на свете...
Когда Федор закончил семилетку, отец собрал семейный совет.
- Ну, сынок, тебе дальше учиться надо, - сказал он. - Образование получать. Вот у соседа сын в леспрофшколе учится, может, и ты туда пойдешь? Специальность неплохая, нужная. Будешь лесником...
Подумали, поговорили и порешили отдать среднего сына в леспрофшколу. Это был год 1929.
Четырнадцатилетний мальчишка покидает родительский дом. Школу вскоре преобразуют в лесной техникум. Федор живет в общежитии, получает стипендию - шесть рублей, которая вся идет на питание. Шестнадцатилетним участвует в ликвидации неграмотности на селе. Три раза в неделю ходит по 10 - 12 километров пешком после занятий в техникуме на вечерние занятия с селянами, обучает их грамоте. С наслаждением поглощает сваренную на воде похлебку из муки, которой угощают его крестьяне.
Потом работа и служба в Красной Армии, и боевое крещение у озера Хасан. И война. Служба в рядах Советской Армии (1941 - 1946 гг.) от солдата до начальника строевого отдела Дальневосточной офицерской школы технических войск Советской Армии. Бои на 2-м Дальневосточном фронте. Харбин, Чан-чунь, Мукден... Потом снова работа. И снова учеба. Но уже в институте.
Когда Федор Саввич поступил в институт, ему было 35 лет. Послал заявление в Брянский лесохозяйственный институт. Но тут уборочная страда началась. Краснодарский крайком партии в числе других коммунистов посылает на уборку урожая старшего инженера-агролесомелиоратора краевого управления сельского хозяйства Ф. С. Барышмана.
Уполномоченный крайкома КПСС по хлебозаготовкам Федор Саввич круглыми сутками пропадает в поле, иногда сам садится за руль грузовика, чтобы не прервать вывозку хлеба. Напористость в характере, большое трудолюбие и обязательность помогли справиться с нелегкой задачей.
Первым среди колхозов в Кореновском районе он выполняет план по хлебозаготовкам и спешит на учебу. По индивидуальному разрешению министра сельского хозяйства досрочно сдает экзамены за второй и третий курс. Заканчивает институт с отличием, получает специальность инженера лесного хозяйства.
- Расскажите, как начинался профессор Барышман, - обращаюсь я к Федору Саввичу.
- Очень давно. В 30-е годы. Начинался с познания Уссурийской тайги, которую исходил пешком. С изучения Сахалинских лесов, где возглавлял лесоустроительную партию, с освидетельствования дальневосточных лесосек после рубок, с изучения лесополос в кубанских степях. Везде я искал суть дела, анализировал, делал выводы, выдвигал гипотезы и предложения. В науку я пошел уже зрелым. К моменту поступления в институт у меня уже было восемь печатных работ, в том числе три книжки.
- Вам, вероятно, нелегко было учиться? Ведь столько времени прошло после окончания техникума, - спрашиваю Федора Саввича.
- Безусловно... Запас знаний был невелик. Но, как говорят, если взялся за гуж... И не в моем характере пасовать перед трудностями. Потрудился немало. Расскажу только один случай из моей учебы. Был у нас преподаватель по математике. Очень строгий. Сдать ему экзамен было нелегко. От корки до корки надо было учебник знать, чтобы получить положительную оценку. Но меня это не пугало. Ну, пошел я в библиотеку, набрал книг по теме, ночи просидел над конспектом, и все же кое-что не понял. Ну, думаю, обращусь к преподавателю. Подхожу к нему после лекции, объясняю суть дела.
- Хорошо, - говорит, - могу уделить вам не более десяти минут.
Ну, я обрадовался. Заходим в аудиторию. Я начинаю листать тетрадь.
- А что это у вас? - интересуется профессор.
- Конспект. Учебники законспектировал по темам, которые вы читали.
Он взял мою тетрадь, посмотрел и говорит:
- Дорогой, так вам же надо было идти на математический! Почему вы лесохозяйственный выбрали?
Рассказал я ему о себе. С тех пор за упорство мое и тягу к знаниям он стал относиться ко мне с большим уважением. И я старался...
- Так что далеко не от одного преподавателя зависит успех студента?
- Да. Когда человек имеет твердые знания, он приведет тысячу примеров, чтобы доказать то, что знает. Ленивому студенту, думаю, не место в институте. Учись, трудись, тогда и счастлив будешь! Вот мой девиз. В нашем институте тоже есть преподаватели, у которых трудно получить, как говорят некоторые, "даже тройку". Все это неправда. Когда студент подготовлен, когда он имеет твердые знания, никакой преподаватель, даже самый "страшный", не придерется.
- Значит, по вашему мнению, удовлетворительные специалисты, то есть те, кто учится на "три", не нужны нашему обществу?
- Специалист должен иметь основательную подготовку. И еще об одном хочу сказать. Студент должен готовить себя к тому, чтобы стать разносторонне развитым специалистом. Разбираться в искусстве, музыке, классической и современной литературе. Я, например, очень переживал, когда не умел танцевать. И не успокоился до тех пор, пока не научился. Работая на селе, важно еще и уметь владеть каким-нибудь музыкальным инструментом. Мне, к слову сказать, очень пригодилось в тайге умение играть на домбре, балалайке, гитаре. Современный агроном обязательно должен также владеть определенными знаниями по ведению научно-исследовательской работы. Таково веление времени. Агроном должен нести культуру на село.
- Ваши любимые книги, музыка, стихи, писатели? Любите ли вы театр?
- Мои любимые книги - произведения Горького, Льва Толстого, Алексея Толстого, Шолохова, Симонова. Книги воспоминания полководцев нашего времени о Великой Отечественной войне. Люблю классическую музыку Чайковского, Прокофьева, Баха, Паганини. Оперетты Кальмана, Дунаевского. Непередаваемо ценю лирические стихи Пушкина, философского оттенка стихи Расула Гамзатова, Роберта Рождественского. Наслаждался в годы войны "Василием Теркиным", а после войны "За далью даль" Твардовского... Театр люблю, но, к сожалению, посещать его приходится из-за особых обстоятельств не так уж часто.
- Федор Саввич, вы работаете с молодежью. Многие нынешние студенты придают большое значение модной одежде, не заботясь о повышении внутренней культуры. Как вы относитесь к этому?
- Я бы не сказал, что все нынешние студенты придают первостепенное значение модной одежде. Многие из них действительно увлекаются модой, мало заботясь о повышении своего культурного уровня. Что ж, мода - это показатель уровня материальной обеспеченности, чаще всего родительской. В начале 30-х годов нашей модой был костюм юнг-штурмовка, цвета хаки гимнастерка, брюки бриджи, гетры к ботинкам. Все хлопчато-бумажное. Еще был ремень с портупеей. О таком костюме мечтал каждый юноша и девушка. Позднее, когда стали жить лучше, появилась мода на шерстяные костюмы. Женщины стали носить крепдешиновые и крепжоржетовые платья. Следовать моде, я считаю, - неплохо. Но нельзя думать, что модным костюмом и ботинками, или особой прической можно внушить уважение к себе. Ведь все проясняется в процессе первого разговора. Действительно, встречают по одежке, провожают по уму. Это старая истина. Важно совершенствоваться как личность, заботиться о своем духовном росте. А если не хватает денег на особо модную одежду, это не беда. Будь всегда чисто одетым, опрятным, вежливым в обращении с людьми, предупредительным по отношению к старшим и женщинам. Учись и развивайся так, чтобы было видно твою эрудицию, начитанность, умение жить среди людей. И тогда тебя высоко оценят как культурного человека, хотя и не обладающего модными брюками.
- Ваше мнение о молодежи.
- Я не разделяю бытующее у многих отцов и дедов отрицательное мнение о современной молодежи. И в мое время среди молодежи встречались тунеядцы. Есть они и среди современной молодежи. И отличаются они иждивенческими замашками, поскольку не приучены к труду. Заметил, чем труднее живется парню или девушке материально, тем жизнь проходит у них целеустремленнее. И учатся такие студенты лучше других. У нынешней молодежи слишком большие запросы. Это от достаточного материального уровня жизни в стране вообще и материальной обеспеченности в семьях. Однако, я убежден, если нависнет черная угроза над страной, наша молодежь грудью станет на защиту Родины и отдаст за нее всю свою кровь без остатка. Эта молодежь выдаст тысячи, десятки и сотни тысяч героев типа Гастелло и Матросова. И снова проявится характерная черта советского народа - массовый героизм.
- Что вы больше всего цените в людях?
- Добросовестное отношение к порученному делу, личную дисциплинированность и откровенную прямоту во взглядах.
- Ваше любимое занятие?
- Мое любимое занятие - исследовательская работа. Люблю бывать на природе, находить все новые и новые факты формирования деревьев и их сообществ, анализировать эти факты, устанавливать связь между ними и выводить определенные закономерности. Это способствует познанию явлений природы и помогает разрабатывать практические предложения. Люблю читать лекции студентам. Хорошая аудитория вдохновляет и вызывает эмоциональный настрой изложения материала с приведением примеров из личной практики. В свободное время люблю заниматься личным автомобилем.
- Что вы считаете источником наибольшего счастья для человека?
- Источником наибольшего счастья я считаю хорошо выполненную работу. Это - не декларация. Всю жизнь на первый план я ставил работу. Она заставляет меня думать, трудиться, учиться, познавать, творить, дерзать. И всегда я выходил победителем.
- А ваши взгляды на любовь?
- Это прекрасное чувство. Любить - это не помнить себя. Это постоянно мечтать быть с любимым человеком, уметь прощать и забывать все обиды, из всех сил бороться с ревностью, отдавать себя полностью, безвозмездно любимой... Я женился рано, в 21 год. Любовь к своей единственной пронес через всю жизнь. Будучи на Сахалине в экспедиции в 1940 году, я очень тосковал по жене. Можно было полететь в Хабаровск на побывку, но работа не позволяла - сезонная. И я глушил тоску чем? Работой. Посвящал жене наивные стихи.
На память о чаше, наполненной горем.
На память о муже, скучавшем за морем...
На память жене о бессмертной любви!
Храни эти строки, и фото не рви!
А когда по окончанию работы вернулся домой, встреча с любимой была сладкой...
- Бывают ли у вас минуты, когда вы жалеете о выбранной специальности?
- Интерес к работе у меня никогда не пропадал. Труд и работу я всегда ставил на первое место в своей жизни. В любом деле, которое мне поручали, я окунался с головой и находил интересные аспекты. Одним словом, работал творчески. Как только все осваивалось мной и превращалось в повторение пройденного, я просил новый участок работы, и там поступал таким же образом. Это было в лесных хозяйствах. А вот у нас в институте работаю уже 24 года. Здесь настолько разнообразная работа, что ее вообще не переделаешь. Лекции, практические занятия, дипломные работы, подготовка методических разработок и пособий, участие в научных конференциях, работа с соискателями, общественная работа. Невозможно даже перечислить все дела, которые входят в круг моей деятельности. Жить мне интересно, поэтому никогда не жалел о выбранной специальности.
- Чем вы больше всего дорожите в своей работе?
- Я всегда работал с упоением. Я горжусь званием преподавателя, объективностью к студенту и общественным мнением.
- Кого вы считаете своим учителем?
- Моими учителями были все специалисты, с которыми пришлось работать. Приглядывался, спорил, извлекал уроки, перенимал опыт. Сослуживцы и книги - это мои учителя. Но все же особо ценю как учителя своего научного руководителя по кандидатской диссертации члена-корреспондента ВАСХНИЛ А. В. Альбанского и ныне покойного В. Г. Нестерова. Многое я перенял у этих ученых.
- Федор Саввич, вы почти ровесник нашего века. На ваших глазах полыхали гражданская и Великая Отечественная войны. Вы видели разруху и голод, и, несмотря на трудности, прошли путь от лесничего до профессора, имеете богатый жизненный опыт. Чтобы вы пожелали нашим студентам?
- Прежде всего, мирного неба. Настойчивости в овладении знаниями и трудолюбия. Ибо только трудом своим ценен человек.
Людмила Турбина,
наш корр.
газета "Кубанский сельхозинститут", март 1984 год.