Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРУДОМ СВОИМ ЦЕНЕН ЧЕЛОВЕК

Исполнилось 70 лет доктору сельскохозяйственных наук, профессору кафедры плодоводства Кубанского сельскохозяйственного института Ф. С. Барышману. Пятьдесят два года посвящено трудовой, научно-педагогической и общественной деятельности, шесть из них отдано защите Родины. Он неоднократный участник Всесоюзных, республиканских и краевых совещаний и конференций по защитному лесоразведению. Награжден семью медалями правительства СССР, кроме того большой серебряной медалью ВСХВ СССР, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

При участии и непосредственно по научным разработкам Ф. С. Барышмана на Кубани создана и действует система полезащитного лесоразведения и агротехника введения орехоплодных (ореха грецкого, ореха черного, каштана съедобного) в лесные культуры. Среди плодовых пород нашей страны каштан съедобный - практически единственный представитель, дающий муку, пригодную для выпечки хлеба. Плоды его сами по себе - вкусный и очень ценный пищевой продукт и сырье для пищевой промышленности.

В 60 - 65-х годах под руководством профессора Ф. С. Барышмана были заложены опытные культуры каштана в ряде степных районов края, в том числе, и под Краснодаром. Все эти объекты стали полем научной деятельности профессора и его учеников. В настоящее время только по озимым посевам лесополосы обеспечивают прибавку более 1 миллиона центнеров зерна. Предложенный им узкополосный посев озимого ячменя под защитой лесополос экономит в неблагоприятные зимы до 200 тысяч центнеров семян, годовой экономический эффект - более 2,5 миллионов рублей...

Каштан был завезен профессором Ф. С. Барышманом и в Кубанский СХИ. Сеянцы высадили на небольшом участке по лесному типу и стали вести наблюдения за ростом этих маленьких высотой в 15-20 сантиметров растений.

Виктор Сергеевич Чепурной тогда учился у профессора. То, что делал его учитель, заинтересовало молодого студента. Он стал читать специальную литературу. Узнал, что основные площади под плантациями каштана сосредоточены в Италии, Испании, Франции, Японии, в Северной и Южной Америке, на севере и юге Африки, в Китае, Индии и других странах. Итогом более 20-летнего упорного и кропотливого труда стало пособие «Культура каштана съедобного в Краснодарском крае». Автор его доцент кафедры плодоводства нашего института B. C. Чепурной. В нем много интересных сведений об этом универсальном дереве.

***

Профессору Ф. С. Барышману до сих пор кажется, будто и нет за плечами семидесяти лет... В памяти, словно в калейдоскопе, возникают картинки прошлого, мгновения трудного, совсем не беспечного детства...

Федор был третьим из пяти детей в семье Барышманов. Как и все мальчишки, гонял летом футбол, зимой катался на самодельных коньках на небольшой речушке, бегал в школу учиться грамоте, вместе с ребятами пас коров, чистил в хлеву. Труд детей в семье был также обязателен, как и труд взрослых. Ни о каком безоблачном детстве никто тогда не мечтал. Самой отрадной была мысль о картошке. Это лакомство мать подавала на стол утром и вечером. Запеченная в русской печи в чугунке она казалась самой изысканной едой на свете...

Когда Федор закончил семилетку, отец собрал семейный совет.

- Ну, сынок, тебе дальше учиться надо, - сказал он. - Образование получать. Вот у соседа сын в леспрофшколе учится, может, и ты туда пойдешь? Специальность неплохая, нужная. Будешь лесником...

Подумали, поговорили и порешили отдать среднего сына в леспрофшколу. Это был год 1929.

Четырнадцатилетний мальчишка покидает родительский дом. Школу вскоре преобразуют в лесной техникум. Федор живет в общежитии, получает стипендию - шесть рублей, которая вся идет на питание. Шестнадцатилетним участвует в ликвидации неграмотности на селе. Три раза в неделю ходит по 10 - 12 километров пешком после занятий в техникуме на вечерние занятия с селянами, обучает их грамоте. С наслаждением поглощает сваренную на воде похлебку из муки, которой угощают его крестьяне.

Потом работа и служба в Красной Армии, и боевое крещение у озера Хасан. И война. Служба в рядах Советской Армии (1941 - 1946 гг.) от солдата до начальника строевого отдела Дальневосточной офицерской школы технических войск Советской Армии. Бои на 2-м Дальневосточном фронте. Харбин, Чан-чунь, Мукден... Потом снова работа. И снова учеба. Но уже в институте.

Когда Федор Саввич поступил в институт, ему было 35 лет. Послал заявление в Брянский лесохозяйственный институт. Но тут уборочная страда началась. Краснодарский крайком партии в числе других коммунистов посылает на уборку урожая старшего инженера-агролесомелиоратора краевого управления сельского хозяйства Ф. С. Барышмана.

Уполномоченный крайкома КПСС по хлебозаготовкам Федор Саввич круглыми сутками пропадает в поле, иногда сам садится за руль грузовика, чтобы не прервать вывозку хлеба. Напористость в характере, большое трудолюбие и обязательность помогли справиться с нелегкой задачей.

Первым среди колхозов в Кореновском районе он выполняет план по хлебозаготовкам и спешит на учебу. По индивидуальному разрешению министра сельского хозяйства досрочно сдает экзамены за второй и третий курс. Заканчивает институт с отличием, получает специальность инженера лесного хозяйства.

- Расскажите, как начинался профессор Барышман, - обращаюсь я к Федору Саввичу.

- Очень давно. В 30-е годы. Начинался с познания Уссурийской тайги, которую исходил пешком. С изучения Сахалинских лесов, где возглавлял лесоустроительную партию, с освидетельствования дальневосточных лесосек после рубок, с изучения лесополос в кубанских степях. Везде я искал суть дела, анализировал, делал выводы, выдвигал гипотезы и предложения. В науку я пошел уже зрелым. К моменту поступления в институт у меня уже было восемь печатных работ, в том числе три книжки.

- Вам, вероятно, нелегко было учиться? Ведь столько времени прошло после окончания техникума, - спрашиваю Федора Саввича.

- Безусловно... Запас знаний был невелик. Но, как говорят, если взялся за гуж... И не в моем характере пасовать перед трудностями. Потрудился немало. Расскажу только один случай из моей учебы. Был у нас преподаватель по математике. Очень строгий. Сдать ему экзамен было нелегко. От корки до корки надо было учебник знать, чтобы получить положительную оценку. Но меня это не пугало. Ну, пошел я в библиотеку, набрал книг по теме, ночи просидел над конспектом, и все же кое-что не понял. Ну, думаю, обращусь к преподавателю. Подхожу к нему после лекции, объясняю суть дела.

- Хорошо, - говорит, - могу уделить вам не более десяти минут.

Ну, я обрадовался. Заходим в аудиторию. Я начинаю листать тетрадь.

- А что это у вас? - интересуется профессор.

- Конспект. Учебники законспектировал по темам, которые вы читали.

Он взял мою тетрадь, посмотрел и говорит:

- Дорогой, так вам же надо было идти на математический! Почему вы лесохозяйственный выбрали?

Рассказал я ему о себе. С тех пор за упорство мое и тягу к знаниям он стал относиться ко мне с большим уважением. И я старался...

- Так что далеко не от одного преподавателя зависит успех студента?

- Да. Когда человек имеет твердые знания, он приведет тысячу примеров, чтобы доказать то, что знает. Ленивому студенту, думаю, не место в институте. Учись, трудись, тогда и счастлив будешь! Вот мой девиз. В нашем институте тоже есть преподаватели, у которых трудно получить, как говорят некоторые, "даже тройку". Все это неправда. Когда студент подготовлен, когда он имеет твердые знания, никакой преподаватель, даже самый "страшный", не придерется.

- Значит, по вашему мнению, удовлетворительные специалисты, то есть те, кто учится на "три", не нужны нашему обществу?

- Специалист должен иметь основательную подготовку. И еще об одном хочу сказать. Студент должен готовить себя к тому, чтобы стать разносторонне развитым специалистом. Разбираться в искусстве, музыке, классической и современной литературе. Я, например, очень переживал, когда не умел танцевать. И не успокоился до тех пор, пока не научился. Работая на селе, важно еще и уметь владеть каким-нибудь музыкальным инструментом. Мне, к слову сказать, очень пригодилось в тайге умение играть на домбре, балалайке, гитаре. Современный агроном обязательно должен также владеть определенными знаниями по ведению научно-исследовательской работы. Таково веление времени. Агроном должен нести культуру на село.

- Ваши любимые книги, музыка, стихи, писатели? Любите ли вы театр?

- Мои любимые книги - произведения Горького, Льва Толстого, Алексея Толстого, Шолохова, Симонова. Книги воспоминания полководцев нашего времени о Великой Отечественной войне. Люблю классическую музыку Чайковского, Прокофьева, Баха, Паганини. Оперетты Кальмана, Дунаевского. Непередаваемо ценю лирические стихи Пушкина, философского оттенка стихи Расула Гамзатова, Роберта Рождественского. Наслаждался в годы войны "Василием Теркиным", а после войны "За далью даль" Твардовского... Театр люблю, но, к сожалению, посещать его приходится из-за особых обстоятельств не так уж часто.

- Федор Саввич, вы работаете с молодежью. Многие нынешние студенты придают большое значение модной одежде, не заботясь о повышении внутренней культуры. Как вы относитесь к этому?

- Я бы не сказал, что все нынешние студенты придают первостепенное значение модной одежде. Многие из них действительно увлекаются модой, мало заботясь о повышении своего культурного уровня. Что ж, мода - это показатель уровня материальной обеспеченности, чаще всего родительской. В начале 30-х годов нашей модой был костюм юнг-штурмовка, цвета хаки гимнастерка, брюки бриджи, гетры к ботинкам. Все хлопчато-бумажное. Еще был ремень с портупеей. О таком костюме мечтал каждый юноша и девушка. Позднее, когда стали жить лучше, появилась мода на шерстяные костюмы. Женщины стали носить крепдешиновые и крепжоржетовые платья. Следовать моде, я считаю, - неплохо. Но нельзя думать, что модным костюмом и ботинками, или особой прической можно внушить уважение к себе. Ведь все проясняется в процессе первого разговора. Действительно, встречают по одежке, провожают по уму. Это старая истина. Важно совершенствоваться как личность, заботиться о своем духовном росте. А если не хватает денег на особо модную одежду, это не беда. Будь всегда чисто одетым, опрятным, вежливым в обращении с людьми, предупредительным по отношению к старшим и женщинам. Учись и развивайся так, чтобы было видно твою эрудицию, начитанность, умение жить среди людей. И тогда тебя высоко оценят как культурного человека, хотя и не обладающего модными брюками.

- Ваше мнение о молодежи.

- Я не разделяю бытующее у многих отцов и дедов отрицательное мнение о современной молодежи. И в мое время среди молодежи встречались тунеядцы. Есть они и среди современной молодежи. И отличаются они иждивенческими замашками, поскольку не приучены к труду. Заметил, чем труднее живется парню или девушке материально, тем жизнь проходит у них целеустремленнее. И учатся такие студенты лучше других. У нынешней молодежи слишком большие запросы. Это от достаточного материального уровня жизни в стране вообще и материальной обеспеченности в семьях. Однако, я убежден, если нависнет черная угроза над страной, наша молодежь грудью станет на защиту Родины и отдаст за нее всю свою кровь без остатка. Эта молодежь выдаст тысячи, десятки и сотни тысяч героев типа Гастелло и Матросова. И снова проявится характерная черта советского народа - массовый героизм.

- Что вы больше всего цените в людях?

- Добросовестное отношение к порученному делу, личную дисциплинированность и откровенную прямоту во взглядах.

- Ваше любимое занятие?

- Мое любимое занятие - исследовательская работа. Люблю бывать на природе, находить все новые и новые факты формирования деревьев и их сообществ, анализировать эти факты, устанавливать связь между ними и выводить определенные закономерности. Это способствует познанию явлений природы и помогает разрабатывать практические предложения. Люблю читать лекции студентам. Хорошая аудитория вдохновляет и вызывает эмоциональный настрой изложения материала с приведением примеров из личной практики. В свободное время люблю заниматься личным автомобилем.

- Что вы считаете источником наибольшего счастья для человека?

- Источником наибольшего счастья я считаю хорошо выполненную работу. Это - не декларация. Всю жизнь на первый план я ставил работу. Она заставляет меня думать, трудиться, учиться, познавать, творить, дерзать. И всегда я выходил победителем.

- А ваши взгляды на любовь?

- Это прекрасное чувство. Любить - это не помнить себя. Это постоянно мечтать быть с любимым человеком, уметь прощать и забывать все обиды, из всех сил бороться с ревностью, отдавать себя полностью, безвозмездно любимой... Я женился рано, в 21 год. Любовь к своей единственной пронес через всю жизнь. Будучи на Сахалине в экспедиции в 1940 году, я очень тосковал по жене. Можно было полететь в Хабаровск на побывку, но работа не позволяла - сезонная. И я глушил тоску чем? Работой. Посвящал жене наивные стихи.

На память о чаше, наполненной горем.

На память о муже, скучавшем за морем...

На память жене о бессмертной любви!

Храни эти строки, и фото не рви!

А когда по окончанию работы вернулся домой, встреча с любимой была сладкой...

- Бывают ли у вас минуты, когда вы жалеете о выбранной специальности?

- Интерес к работе у меня никогда не пропадал. Труд и работу я всегда ставил на первое место в своей жизни. В любом деле, которое мне поручали, я окунался с головой и находил интересные аспекты. Одним словом, работал творчески. Как только все осваивалось мной и превращалось в повторение пройденного, я просил новый участок работы, и там поступал таким же образом. Это было в лесных хозяйствах. А вот у нас в институте работаю уже 24 года. Здесь настолько разнообразная работа, что ее вообще не переделаешь. Лекции, практические занятия, дипломные работы, подготовка методических разработок и пособий, участие в научных конференциях, работа с соискателями, общественная работа. Невозможно даже перечислить все дела, которые входят в круг моей деятельности. Жить мне интересно, поэтому никогда не жалел о выбранной специальности.

- Чем вы больше всего дорожите в своей работе?

- Я всегда работал с упоением. Я горжусь званием преподавателя, объективностью к студенту и общественным мнением.

- Кого вы считаете своим учителем?

- Моими учителями были все специалисты, с которыми пришлось работать. Приглядывался, спорил, извлекал уроки, перенимал опыт. Сослуживцы и книги - это мои учителя. Но все же особо ценю как учителя своего научного руководителя по кандидатской диссертации члена-корреспондента ВАСХНИЛ А. В. Альбанского и ныне покойного В. Г. Нестерова. Многое я перенял у этих ученых.

- Федор Саввич, вы почти ровесник нашего века. На ваших глазах полыхали гражданская и Великая Отечественная войны. Вы видели разруху и голод, и, несмотря на трудности, прошли путь от лесничего до профессора, имеете богатый жизненный опыт. Чтобы вы пожелали нашим студентам?

- Прежде всего, мирного неба. Настойчивости в овладении знаниями и трудолюбия. Ибо только трудом своим ценен человек.

Людмила Турбина,

наш корр.

газета "Кубанский сельхозинститут", март 1984 год.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.