Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технология социальной работы с национальными меньшинствами



 

Социальная работы с этническими меньшинствами во многом аналогична социальной работе с темп категориями населения, о которых шла речь в первых двух параграфах данной главы. В России, одном из самых многонациональных, полиэтнических государств планеты, проживают представители боле 170 этносов. Если обратить внимание на этнополитическую карту нашей страны, то нетрудно заметить, что она представляет собой огромное красочное полотно.

В освещении данной темы следует исходить из того, что экономические, политические изменения в России (безработица, социальное расслоение, усиление миграционных процессов, разрушение прежней инфраструктуры) затронули прежде всего национальные меньшинства.

Национальные меньшинства отражают социальную структуру всего общества в миниатюре, включая в себя все социальные слои и социально-демографические группы (женщины, пожилые, молодежь, дети и др.), а также социальные явления (наркомания, алкоголизм, насилие, экстремизм, терроризм и др.). Главное условие работы с национальными меньшинствами — наличие зияний о том, кто они такие, как возникают и каковы особенности национальных меньшинств России по сравнению с национальными меньшинствами в других государствах.

Это обусловливает следующие наши задачи:

• предоставить необходимые сведения о национальных меньшинствах, диаспорах;

• классифицировать разновидности национальных меньшинств;

• рассмотреть политико-правовую базу социальной работы с ними;

• проанализировать проблему национальных меньшинств в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.

Терминология этой сферы политической и социальной деятельности нуждается в глубокой разработке и очень точном употреблении, поскольку произвольное использование понятии не только не разъясняет сущность вопроса, но может послужить источником недоразумении и конфликтов. Кто такие национальные меньшинства? Это те национальные группы, которые проживают за пределами своей титульной территории. Понятие «меньшинство» в сочетании с прилагательным «национальное» указывает не на численность, ибо по абсолютной численности оно может во много раз превосходить численность тех народов, которые имеют свою национальную территорию и которых не относят к категории меньшинства.

Сравните, например, данные о численности национальных меньшинств в Российской Федерации с численностью так называемых коренных народов:

Национальные меньшинства в России Коренные народы России
Украинцы 4 362 872 Буряты 417 000
Белорусы 1 206 222 Осетины 402 000
Немцы 842 255 Ингуши 215 000
Казахи 635 865 Тувинцы 206 000
Армяне 532 390 Карелы 124 000

(Данные приводятся по переписи 1989 г.)

 

Почему же украинцы, белорусы, немцы, казахи и многие другие этносы России именуются национальными меньшинствами? Потому что они проживают за пределами своих исторических территорий. Определение по территориальному признаку принято всеми государствами мира без исключения.

Следует обратить внимание и на то, что проблема национальной государственности в России также далеко не однозначна: Население, по названию которого именуется данная республика в составе Российской Федерации, называется титульным, или коренным, хотя исторически почти все народы являются на территории своего проживания пришельцами. В ряде российских республик титульное население составляет менее 50%, а в некоторых республиках (Республика Мордовия, Республика Коми, Республика Калмыкия и т.д.) — даже менее 30% всего населения национального субъекта Федерации. Но это не означает, что титульное население на территории своей республики является национальным меньшинством. Национальные меньшинства образуются нередко в результате вынужденной миграции. Это характерно для России как в прошлом, так и в нынешнее время. Специфической формой образования национальных меньшинств является также депортация народов Советского Союза (немцев Поволжья, греков, корейцев, поляков, чеченцев, ингушей, крымских татар, дагестанских турок-месхетинцев, калмыков, черкесов, кабардинцев, балкар — всего 13 народов).

Понятие «национальные меньшинства» нельзя отождествлять с понятием «малочисленные народы». В Российской Федерации малочисленными, аборигенными признаются народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и насчитывающие не более 50 тыс. человек. К ним относятся народности Севера, Сибири и Дальнего Востока: саамы, ханты, манси, селькупы, ненцы, нганасаны, кеты, долганы, тофалары, эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, ороки, орочи, удэгейцы, нивхи, алеуты, ительмены, коряки, чукчи, чуванцы, эскимосы, юкагиры, тувинцы-тоджинцы, шорцы, телеуты, кумандинцы.

Даже если эти народы находятся за пределами традиционного, компактного расселения, они не теряют своего статуса и не переходят в разряд национальных меньшинств. Другое дело, что существует такая же необходимость социальной работы с малочисленными народами, как и с национальными меньшинствами. Это особенно актуально, если учесть, что все малочисленные народы независимо от того, имеют ли они национально-территориальные образования или нет, находятся в межэтнической среде и, как правило, даже в районах своего компактного расселения составляют незначительный процент всего населения. В настоящее время названные народности в совокупности составляют лишь около 200 тыс. человек, т.е. в среднем 6,4% населения районов их компактного проживания. Направления социальной работы с малочисленными народами определяют три наиболее острые проблемы: безработица, высокий уровень заболеваемости и алкоголизм.

Вернемся к проблемам национальных меньшинств или диаспор, многообразие которых позволяет считать Россию поистине уникальным государством. Для более эффективной социальной работы с этими коллективами целесообразно выделить четыре группы диаспор:

внутренняя диаспора — та часть населения, которая проживает вне своих республик (коми, карелы, хакасы, алтайцы, чуваши, осетины и др.);

ближняя диаспора — национальные меньшинства, историческая родина которых — бывшие союзные республики; по численности это большая группа населения (украинцы, белорусы, казахи, армяне, грузины и др.);

дальняя диаспора — национальные группы, чья историческая родина — государства дальнего зарубежья (немцы, греки, поляки. корейцы, венгры, болгары, чехи др.); национальные меньшинства, у которых нет национально-территориальных образований, государственности ни в России, ни в другом стране (цыгане, ассирийцы, курды и др.). Без учета специфики этих групп социальная работа в любой стране вряд ли будет успешной;

российская диаспора — этнические русские и русскоязычное население в новых независимых государствах, проблемы которого можно условно разделить на общие (которые присутствуют в жизнедеятельности всех диаспор) и кризисные (которые отягощают жизнь диаспоры в кризисной ситуации).

Судьба некоторых диаспор нередко складывается драматично. Во-первых, в любой кризисной ситуации, будь то внутриполитические или межгосударственные конфликты или, тем более, конфликты на этнической, политической, идеологической почве, диаспора всегда оказывается уязвимой. Во-вторых, длительная оторванность от земли предков в конечном итоге приводит к потере своей этнической культуры и идентичности. Угроза ассимиляции, чувство незащищенности обусловливают стремление поискать контакты со своими соплеменниками, что нередко воспринимается коренным населением как националистические проявления.

Возникновение национальных меньшинств (диаспоры) неотрывно от этнической истории человечества и, как уже отмечалось, происходят в результате этнической, в том числе вынужденной, миграции. С одной стороны, миграция играет положительную роль в жизни государства, с другой стороны, ее наличие нередко становится причиной возникновения конфликтных ситуаций между коренными и некоренными жителями. Миграцию можно рассматривать как условие возникновения человечества — проблемы этнических меньшинств возникают в момент зарождения национальных государств и этносов, способных осознать свою идентичность и свое отличие от других. История перемешивает народы, ассимилируя побежденных в состав победителей (впрочем, иногда наблюдается обратное явление). Многие народы, поглощенные другими, прекращают собственную этническую историю, однако так. происходит не всегда.

Классическими диаспорами в древности считались греки и евреи. Они внесли ощутимый вклад в культурное развитие многих стран и народов. Например, известна большая роль греческой диаспоры в истории развития Юга России: греки не только помогли расширить торговлю России с другими странами, но и оказали прямое воздействие на культуру скифского Причерноморья.

Широко известна роль испанской, английской, немецкой, русской диаспор в мировом социокультурном прогрессе. Российская Империя уделяла огромное внимание реализации социальной политики по отношению к национальным меньшинствам. В соответствии с Указом Екатерины Я в 1779г. было организовано массовое переселение на Юг России христианского населения Крымского ханства, главным образом греков (18 407 человек) и армян (12 598 человек). Цель такой акции — не только ослабление ханства (в S783r. земли Крымского ханства были включены в состав Российской Империи), но и заселение южно-российских степей людьми, имеющими большой опыт в области земледелия, торговли, ремесленничества. Согласно царской грамоте армянам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью св. Димитрия Ростовского и разрешено было основать один город и пять селений. Переселенцам предоставлялись определенные льготы и привилегии, в частности освобождение от государственных податей и служб на 10 лет и воинской повинности на 100 лет. Разрешались строительство церквей, в которых церковные обряды могли проводиться в соответствии с законами и традициями переселенцев, свободная торговля внутри и вне государства. Армяне получали право строить собственными силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда.

Власти царской России детально регламентировали положение национальных меньшинств, особенно в системе местного самоуправления, о чем свидетельствует законодательство Российской Империи. В «Положении об инородцах» учитывалась необходимость управления их жизнью «...со строгой осмотрительностью в местном применении и соображаясь при этом с обычаями разных племен, вошедших в состав области...». При всех ограничениях прав инородцев самодержавие оберегало их традиции и среду обитания. Так, в ст. 37 указанного Положения говорится: «Строго запрещается русским самовольно селиться на землях, во владение инородцам отведенных; русские могут брать у инородцев место в оброчное содержание, но всегда по условиям с обществами». Инородцы были наделены многими правами, тем не менее они строго подчинялись органам государственного управления.

В мире практически нет ни одного государства, лишенного необходимости решать проблемы некоренного, диаспорного населения, В этом отношении очень важно изучать основные международные документы, касающиеся национальных меньшинств.

Главнейшим документом, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., является Всеобщая декларация прав человека, первая статья которого гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга к духе братства».

Между тем существует значительное разночтение в ряде международных документов, в частности в Конвенции МОТ и законодательстве Российской Федерации. В Конвенции 169, например, говорится о «коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни», а в законодательстве Российской Федерации (как и, впрочем, нередко в научной литературе) — о «малочисленных народах», «национальных меньшинствах», «этнических общностях», «этнических группах», Такое разночтение, во-первых, приводит к отождествлению двух совершенно разных понятий — «малочисленные народы» и «национальные меньшинства», а во-вторых, создает объективные сложности с ратификацией Россией международных конвенций, и, следовательно, в выработке правовых критериев принадлежности малочисленных народов и национальных меньшинств. Бытующие у нас представления о коренных народах не идентичны тем, которые отражены в указанной Конвенции МОТ.

Содержание, характер социальной деятельности зависят от многих факторов. Но в любом случае социальная работа с национальными меньшинствами заключается в том, чтобы адаптировать представителей этноса или этнической общности к местным условиям, обустроить их в новой обстановке, предоставить им возможность для работы и учебы. Другое направление этой работы — оказание им помощи в сохранении национальной идентичности, в превенции утраты своих обычаев, традиций, психологии и культуры.

Работа с национальными меньшинствами проводится на трех уровнях: государственном (федеральном) региональном и местном.

Государственный (федеральный) уровень. Правовое регулирование интересов народов России, в том числе национальных меньшинств, осуществляется на основе Конституции Российской Федерации. В ст. 19 (п. 2) говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, региональной, языковой или религиозной принадлежности».

Законодательной базой работы с национальными меньшинствами является Федеральный закон «О национально-культурной автономии», принятый Государственной Думой 22 мая 1996 г. и одобренный Советом Федерации 5 июня 1996 г. Закон защищает права граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, не имеющим административно-территориальных, национально-государственных образований в Российской Федерации, и впервые предоставляет юридические гарантии возрождения, сохранения и развития многочисленных национальных общностей, насчитывающих более тысячи. Национально-культурная автономия (НКА) — общественное объединение с правом юридического лица. Оно действует на принципах добровольного членства, самостоятельности и самоуправления, уважительного отношения к языку, культуре, религии и традициям других этнических общностей, соблюдения законности.

Основная цель создания НКА — сплочение потенциала этнической общности для создания условий, благоприятствующих удовлетворению культурных, духовных, социальных и экономических потребностей каждого ее участника.

Однако отсутствие материальной базы препятствует механизму реализации закона, механизму самоорганизации. Вместе с тем положительным является тот факт, что, во-первых, наличие НКА предусмотрено федеральным законом, а во-вторых (что особенно важно), субъектом права является гражданин, представитель национального меньшинства, который входит в национально-культурное объединение.

Региональный уровень. Ни одна (даже самая совершенная) декларация не стоит ничего, если социальная работа не будет проводиться в каждом конкретном субъекте Российской Федерации — области, крае, республике или национальном автономном округе. Каждый субъект имеет экономические, географические, климатические, политические и, конечно же, этнические особенности. Кроме того, в каждом субъекте по-своему складываются взаимоотношения между НКА и региональными властями.

Среди субъектов Российской Федерации огромную работу с национальными меньшинствами проводят Правительство Москвы, администрации Самарской, Саратовской областей. На их территориях имеются школы, в которых обучение проводится на языках многих национальных меньшинств; осуществляется регулярное теле-и радиовещание на этих языках, работают различные клубы и т.д.. Жизнь российских этносов, многообразная работа с ними освещаются в информационно-аналитическом и просветительском журнале «Этносфера», который издается при поддержке Московского комитета образования, Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы.

На уровне региона очень важно изучать и формировать общественное мнение о национальных меньшинствах. При помощи различных социологических инструментов выявляются настроения коренных жителей, отношение к национальным меньшинствам, представление о культурной дистанции между коренным и некоренным населением. Такое исследование может иметь как научное, так и практическое значение.

Интерес к проблемам национальных меньшинств возрастает в периоды политических (особенно предвыборных) кампаний, когда начинается борьба за голоса представителей этих меньшинств Затем этот интерес ослабевает или проявляется как натравливание политическими деятелями или местными властями коренного населения на «чужих». Порой на этой почве происходят серьезные столкновения,

Местный уровень. Вопросы адаптации, трудоустройства более конкретно решаются на местном уровне, на котором происходит непосредственное взаимодействие этносов и полиэтнических культур. От отношения коренного населения к «чужим» зависит очень многое.

Важную роль в налаживании контактов между ними может сыграть церковь. Ибо только чувство сострадания, жалости, сопереживания, готовность бескорыстно делать добро каждому нуждающемуся может оказать неоценимую поддержку.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.