Конкурентоспособность товаров и услуг - относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его отличия от товара-конкурента.
Показатели конкурентоспособности
• Нормативныепоказатели - используемые для определения соответствия продукции обязательным национальным стандартам.
• Патентно-правовыепоказатели - определяющие патентную чистоту продукции, степень воплощения в изделии оригинальных технических решений, не подпадающих под действие патентов в конкретной стране.
Критерии оценки конкурентоспособности парижской торгово-промышленной палаты
- степень новизны товара
- качество его изготовления
- наличие материальной базы для распространения информации о товаре, меры по стимулированию сбыта, включая рекламу
- возможности приспособления товара к требованиям конкретного рынка, финансовые условия
- динамизм сбыта и способность быстро реагировать на успехи рынка
Расчет конкурентоспособности
• Показатель конкурентоспособности рассчитывается путем количественного сравнения технико-экономических показателей товаров иуслуг с соответствующими показателями образца, как процентное отношение величины каждого параметра.
Численные методы оценки конкурентоспособности
• Единичный -процентное отношение величины какого-либо технического или экономического показателя к величине того же показателя продукта-аналога, выпускаемого конкурентом
• Групповой или сводный - характеризующий уровень конкурентоспособности по однородной группе показателей (экономических, технических, нормативных)
• Интегральный -отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам
• Дифференциальный -использование единичных показателей, при помощи которых определяется соответствующие уровню базового образца в целом или по каким показателям наблюдается отличие и в какой степени
• Комплексный -применение групповых и интегральных показателей
• Смешанный - использование как единичных, так и комплексных показателей и дает более полную оценку конкурентоспособности продукции
Сравнение товаров и услуг с позиций качества и конкурентоспособности
- Качество
Сравнению подлежат лишь однородные товары и в этом случае группы изделий классифицируются по показателям, характеризующим не только основные области их применения, но и ряд конструктивных и технологических особенностей, что еще более сужают рамки классификации
- Конкурентоспособность
За базу равнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.
Товарная политика
• После принятия решения о производстве того или иного типа(ов) продуктов (товаров, услуг), которые предприятие собирается предложить рынку, оно должно определиться с их ассортиментом и номенклатурой, которые являются важными элементами товарной политики.
Товарный ассортимент
• Группа товаров (услуг), связанных между собой:
1. либо функциональными возможностями;
2. либо реализацией их одним и тем же группам потребителей
3. либо каналами и методами продвижения на рынки
• Широта товарного ассортимента- количества видов товаров (услуг), входящих в ассортиментную группу.