Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Создание сценария, Композиция



 

Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения.

Композиция – (соединение, расположение, составление) – построение художественного произведения. Она является основной организующей и конструирующей силой любого художественного произведения, это закон, способ соединения звуковых и текстовых частей, скажем, в литературном и музыкальном произведениях, средство выражения связей между элементами данного произведения. Композиция является самой существенной частью творческого процесса. Композиция имеет свои законы – целостность. Взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчинённость всех средств художественного произведения сценарному замыслу. Единство содержания и формы, соразмерность, типизация обобщение и др, которые отражают те многосторонние связи, которые необходимо соединить в процессе творческой работы над драматургией культурно-досуговой программы.

Классическую структуру такой программы составляют следующие элементы: экспозиция, завязка, основное развитие действия, кульминация, развязка и окончание. Каждый названный элемент в структуре композиции имеет своё определённое функциональное назначение. Рассмотрим последовательно каждый из данных элементов.

Экспозиция – первый структурный элемент композиционного построения сценария. Экспозиция располагается вначале и служит основой для развития последующего драматургического действия. Особенность экспозиции заключается в том, что в ней практически отсутствует событие. Она лаконична, кратковременна, в ней отражается лишь общий характер темы будущего культурно-досуговой программы. Это может быть знакомство с участниками театрализованного представления или сообщение ведущего исходных данных о теме предстоящей программы.

В некоторых случаях экспозицию отождествляют с таким композиционным приёмом, как пролог. Но следует помнить, что экспозиция и пролог не идентичные понятия. Пролог (предисловие) – это композиционный приём, суть которого заключается в показе или демонстрации идей автора, его отношение к событию, которому посвящена культурно-досуговая программа.

Завязка – это важнейший опорный структурный элемент композиционного построения культурно-досуговой программы. Функциональная ценность данного элемента заключается в том, что в его основе лежит событие, так называемое «исходное», которое определяет начало драматургического конфликта и находит своё развитие в последующих структурных элементов композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории побуждает её следить за дальнейшим сюжетным развитием действия. В структуре сюжета является определяющим началом развития основного действия, и таким образом, завязка, её содержание, оказывает влияние на последующий событийный ряд сюжетно-композиционном построении сценария.

Основное развитие действия в композиционном построении является самой обширной частью сценария. Здесь фактически укладывается весь основной сюжет культурно-досуговой программы. Именно здесь исходное событие, которое произошло в завязке, в основном развитии действия, находит своё драматургическое продвижение к кульминации. Сценарий культурно-досуговой программы строится из блоков и эпизодов, которые обладают определённой сюжетно-тематической самостоятельностью, то есть имеют свой оригинальный сюжет, внутренний событийный ряд, композиционное построение и свой неповторимый драматургический ход. Количество блоков и эпизодов, включаемых в драматургическую ткань сценария, определяется творческим замыслом сценариста.

Однако здесь необходимо усвоить, что событийный ряд данных блоков и эпизодов подчинён основному сюжетному ходу сценария, его основному сквозному драматургическому действию. Общий сюжетный ход, проходя красной нитью через все эпизоды и блоки, связывая их в единое драматургическое действие, является главнейшим композиционным приёмом, способствующим созданию целостности культурно-досуговой программы.

Кульминация – вершина развития драматургического конфликта в сценарии, высшая точка эмоционального восприятия зрительской аудитории. В центре кульминации лежит главное событие, задача которого – в разрешении его драматургического конфликта в сценарии. Если исходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей культурно-досуговой программы.

Развязка – как структурный элемент композиционного построения выполняет функцию завершения сюжетной линии сценария. Развязка ставит последнюю точку в развитии сквозной линии. Важно помнить, что в развязке в обязательном порядке следует заключительное событие, в котором сообщается результат разрешения драматургического конфликта. Следовательно, событийный ряд, взявший своё исходное начало в завязке, пройдя основное развитие действия и достигнув кульминации, в развязке завершает своё драматургическое развитие.

Финал – следует за развязкой и означает полное завершение сценического действия. Финал служит средством подведения итогов всего драматургического действия, происходившего на сцене.

Особой формой финала является эпилог (послесловие) (пыс пыс). В композиционном построении сценария он выполняет важнейшую апофеозную роль, благодаря чему каждая театрализованная культурно-досуговая программа завершается массовым эмоционально-зрелищным действием.

Следует помнить, что организация культурно-досуговых программ на основе умозрительно сконструированных сценариев без знания законов и закономерностей творческого процесса, без глубокого художественного и документального исследования не даёт положительных результатов, приводит к утрате доверия зрительской аудитории, снижает авторитет учреждения культуры.

ЗА'МЫСЕЛ,1) задуманный план действий,
деятельности, намерение. 2) Заложенный в про-
изведении смысл, идея. 3) (В иск-ве) исходное
представление художника о своем будущем про-
изведении, его более или менее осознанный про-
образ, с к-рого начинается творческий процесс.
Планы, заявки, наброски, этюды, эскизы, режиссерская экспликация - наиболее распространенные
формы внешней фиксации 3.

Различают 3. драматургический и режиссерский 3.

1)драматургический и предполагает
определение коллизии исходного жизненного
события, определение действующих сил театра-
лизованного представления и развития их столк-
новения (драматического конфликта), определе-
ние композиции театрализованного представле-
ния, монтажных эпизодов. В массовом театрали-
зованном действии драматическая коллизия-]
существует не только в сюжете сценария, но и в
общении со зрителем, с реальными героями -
участниками праздника.

2)режиссерский-это преддверие, образное
видение целостной пространственно временной
модели массового театрализованного действия
(концерта, представления, игры, праздника);
эмоциональное и зримое ощущение его идеи,
темы, формы и
т. д. Режиссерский 3. является
первоначальным, исходным моментом подготовки. Он вызывается жизненным событием, жизненной проблемой, к-рая волнует людей
и самого режиссера. Он определяет сценарный и
режиссерский ход, образное воплощение жизненной темы.

Основными факторами, влияющими на ха-
рактер режиссерского 3. являются: идейно-
тематическая направленность представления,
экономические возможности постановки, участ-
ники и их возможности, временны'е условия по-
становки, репетиционные и сценические воз-
можности постановки, личность самого автора-
постановщика - его гражданская позиция, миро-
воззрение, жизненные принципы, опыт и вкус.

Замысел – начальный этап работы над сценарием. З.-это преддверие, образное видение целостной, пространственно-временной модели массового театрализованного действия (концерта, представления, игры, праздника); эмоциональное и зримое ощущение его идеи, темы, формы и т.д. Режиссерский замысел явл-тся первоначвальным, исходным моментом подготовки худ-ой акции. Он вызывается жизненным событийным фактом, жизненной проблемой, к-рая волнует людей и самого режиссера. Он определяет образное воплощение жизненной темы. Осн. Факторами, влияющими на хар-р реж. З. являются:: идейно-тематическая направленность представления, экон. Возможности постановки, кол-во и творч-ие возможности уч-ов, временные условия постановки, репетиционные и сценические возможности постановки, личность самого автора-постановщика- его гражданственность, мировоззрение, жизненные принципы, опыт и вкус.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.