1. во-первых, постоянно осуществляет теоретический анализ происходящих в обществе процессов, возникающих здесь проблем и вызывающих эти проблемы причин;
2. во-вторых, дает критику наличной социальной действительности;
3. в-третьих, вырабатывает и предлагает человечеству новые, идеальные модели общественного устройства, обосновывает цели и приоритеты развития общества;
4. в четвертых, вырабатывает и обосновывает новые системы норм, призванные эффективно регулировать человеческую жизнь.
На разных этапах человеческой истории философия играет неодинаковую роль. Бывают эпохи равнодушные к философским вопросам: когда нет неудовлетворенности и сомнения в ходе жизни в целом, и в обществе нет потребности в самоанализе и рефлексии. А бывают периоды, связанные с крупными национальными потрясениями, крушением идеалов, предчувствием национальных катаклизм, когда резко возрастает интерес к философии, от которой требуется найти ответы на новые запросы жизни. Вывести общество из кризиса – предназначение философии.
ВОПРОС 4. Предмет философии и специфика ее проблем. Структура философского знания.
То, что философия стремиться выработать целостное и обобщенное представление человека о мире, о себе и своем месте в этом мире, это и определяет ее основные проблемы:
1-я проблема: это проблема окружающего мира: его конечности и бесконечности, его первоначалах, единстве и многообразии и т.п.
2-я проблема: проблема человека: о смысле его существования, свободе, специфике человеческого существования и т.п.
3-я проблема: проблема отношения (взаимосвязи) человека и мира: проблемы познания человеком мира, отношение человека к природе и т.п.
Предмет философии не оставался неизменным, он изменялся на протяжении ее исторического развития:
¾первые философские школы и учения занимались по преимуществу изучением Вселенной, как единого целого (космологические проблемы), поиском первоначал (источника, основания) мира. Поэтому этот этап в развитии философии часто называют «натурфилософией (от лат. natura – природа);
¾в более поздний период выделяется и становится предметом философии проблема познания: возможности и границы человеческого познания, соотношение истины и заблуждения и т.д.
¾впоследствии философия также обращается к исследованию природы и сущности человека, его отношений с другими людьми (вопросам социальной жизни).
В результате оформились следующие разделы философского знания:
¾ онтология (от греч. ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии;
¾ гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение) – раздел философии, изучающий проблемы знания и познания;
¾ аксиология (от греч. axios – ценный, logos – учение) – учение о ценностях;
¾ философская антропология (от греч. anthropos – человек) – философское учение о человеке;
¾ социальная философия(от лат. socium – общее, совместное) – раздел философии, изучающий общество и проблемы его развития.
Для современной философии характерен интерес к проблеме отношения человека к природе (в связи с угрозой экологического кризиса); к социальным проблемам; к проблемам человека.
Устные вопросы для закрепления материала:
Правильное ли это высказывание: К ИСТОРИЧЕСКИМ ТИПАМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ ОНТОЛОГИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ, АКСИОЛОГИЯ (нет)
А это: ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: РЕЛИГИОЗНОЕ; МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ; МИФОЛОГИЧЕСКОЕ; ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ (нет.)
Правильное ли это высказывание: «РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ, МЕСТЕ В НЕМ ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВАННЫХ НА ВЕРЕ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННУЮ СИЛУ И СУЩЕСТВОВАНИЕ ДВУХ МИРОВ – ВЫСШЕГО НЕБЕСНОГО И НИЗШЕГО ЗЕМНОГО» (да)
УЧЕНИЕ О ПРЕДПОСЫЛКАХ, СУЩНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТЯХ И ПУТЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ:
1) онтология;
2) гносеология;
3) аксиология.
РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИИ, НАЗЫВАЕМЫЙ «ОНТОЛОГИЯ», ЭТО:
учение о человеке;
учение о бытии;
учение о ценностях;
учение об обществе.
Раздел философии, называемый «Гносеология», это:
учение о человеке;
учение о бытии;
учение о познании;
учение об обществе.
ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ, СВЯЗАННАЯ С ВЫРАБОТКОЙ ОБОБЩЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА О МИРЕ И СВОЕМ МЕСТЕ В ЭТОМ МИРЕ НАЗЫВАЕТСЯ:
1) методологической;
2) мировоззренческой;
3) идеологической.
Правильное ли это высказывание: Мифологическому мировоззрению характерны следующие черты: синкретичность; рациональность; строгая логическая доказательность.