Исследователями отмечается, что процесс христианизации в Скандинавии занял долгое время, так как в целом скандинавы не были расположены к принятию новой религии. Формальный процесс их христианизации завершился лишь в конце XI – начале XII вв.
Контакты скандинавов с другими народами послужили своеобразным мостиком, через который христианство осторожно вступило на скандинавскую землю задолго до официального крещения народа конунгами и установления церковной иерархии. Чаще всего именно с принятием конунгами крещения начинался полноценный процесс христианизации. Вслед за конунгами часто следовала знать и зажиточные люди, которые охотно строили в своих владениях церкви и порой содержали духовенство. Христианство в Скандинавию пришло благодаря королям и конунгам, которые на официальном уровне заявляли о своем желании крестить подвластные им народы. принятие новой религии это политический и экономический шаг. В первую очертеть в новой религии они видели мощного союзника (воины), в лице католического духовенства, а не наставников и учителей, которые могли спасти их от Божьего суда.
В экономическом плане: купцы становились христианами, так как это помогало налаживать связи с покупателями.
Норвежские конунги Олав Трюггвасон и святой Олав Харальдссон познакомились с христианством и приняли крещение, находясь именно в плаваниях и проходя службу у английских королей. Вернувшись к себе на родину, они прилагали усилия к просвещению всего норвежского народа.
Что касается христианизации Скандинавии как региона в целом, то «во многих ее частях был длительный период, в некоторых областях до 200 лет, когда сосуществовали старая и новая религия».
Христианство в Дании (826)
Благодаря своему географическому положению Дания раньше других скандинавских стран познакомилась с христианством. Однако понадобилось немало времени, чтобы христианство принесло свои плоды в земле датчан.
Святой Ансгарий построил Храм в Хедебю
Харальд Клак приказал датчанам отказаться от старых богов и почитать христианских священников. Последовавшее за тем столетие, 860-960, датские историки называют «темным столетием». В это время не произошло фактически никаких изменений в отношении проникновения христианства в стране.
Завершающий этап крещения Дании связан с обращением короля Харальда Гормссона (Харальда Синезубого). Крещение произошло около 960 года. Обращение Харальда Гормссона принято считать временем официального крещения Дании.
Окончательное устройство и организацию церковь в Дании получила в правление Кнута Могучего (+1035). Именно в его правление Дания получила собственную архиепископскую кафедру. Миссионерский период, продолжавшийся почти 300 лет, был завершен.
3. Христианство в Швеции
Начало христианизации Швеции также самым тесным образом связано с именем святого Ансгария. Как упоминалось выше, святой Ансгарий после построения храма в Хедебю (Дания) отправился в Швецию. Именно здесь, в Бирке, святому удалось построить первую в Швеции церковь. Это произошло в 829 году.
Все же успешная христианизация Швеции началась гораздо позднее времени проповеди святого Ансгария. Олав Эрикссон Шётконунг, правивший в 990-е – 1020-е гг. Традиционно считается, что он принял крещение около 1000 года от английского епископа Сигфрида и тогда же ввел в Швеции христианство как «официальную» религию». Олав Эрикссон принял мученическую кончину, отказавшись принести жертву идолам.
Исследования рунических надписей свидетельствуют, что христианские идеи были усвоены большей частью населения Швеции в XI веке.
Христианизация в Швеции происходила в течение долгого времени. В Швеции неизвестны случаи насильственного обращения в веру. Не сохранились также документы, свидетельствующие о массовом обращении шведов. Возможно, именно поэтому некоторые исследователи считают, что Швеция приняла христианство позже своих соседей, хотя, как мы уже отмечали, такие утверждения могут быть приняты лишь с определенной долей условности.
4. Христианство в Исландии
Христианизация Исландии прошла очень быстро. Как пишет современный историк, «обращение исландцев в христианство – одно из очень странных событий в истории христианской миссии. Без большого принуждения и помощи извне исландцы на ежегодном общем собрании, Алтинге, в 999 или 1000 году приняли решение принять христианство» .
Этому предшествовала миссия, посланная архиепископом Гамбургским Адалдагом около 980 года. Затем в 997 году норвежский конунг Олав Трюггвасон предложил исландцам принять христианство.
Первый священник - Пормодр. Ему выпала нелегкая задача – совершить в одиночку крещение всех жителей Исландии. После этого на острове была устроена постоянная церковь, были присланы священники. А первый епископ в Исландии появился в 1056 году.
5. Христианство в Норвегии
Христианство проникло в Норвегию через другие страны Европы, расположенные по соседству
Если говорить в целом о предпосылках к христианизации Норвегии, то, по единодушному мнению исследователей, уже задолго до главных событий, которые изменили ход истории Норвежского государства, на этой территории выделяется длительный период неофициальной естественной христианизации страны. Первый конунг-христианин Олав Трюггвасон. Олаф стремился основать правление на христианских законах, считая церковь своим союзником.
Христианизация Норвегии, проводимая королями с большой решительностью и жестокостью, привела к гибели части старой знати и конфискации ее владений; представители знати, которые не пали в этой кровопролитной борьбе, были принуждены вступать на службу к норвежскому королю. В отношении этой страны справедливо сказать, что она была крещена огнем и мечом. Однако, проводя христианизацию, короли прибегали не только к насилию (как это может показаться при чтении саг о конунгах). Имеются указания на то, что в целях обращения влиятельных людей Олав Харальдссон в некоторых случаях даровал им владения и привилегии.
2.1
Можно говорить также о наличии элементов двоеверия и в культуре скандинавских народов, где принятие христианства навязывалась. В течение многих лет старая и новая религии существовали бок о бок. Некоторые люди просто присоединяли христианского Бога к сонму божеств, которым издавна поклонялись. О существовании двоеверия в Скандинавии свидетельствуют многие археологические данные, например: кузнечные формы, в которых отливали амулеты в виде молота Тора и крестов, украшение церквей головами драконов, похожих на те, что были на кораблях викингов. Искоренение языческих традиций и приобщение к истинной вере для скандинавов оказалось не столь разрушительным, как для других европейских народов.
В «Саге об Инглингах» (типа нашей «Повести временных лет») Один, считавшийся верховным божеством, главою рода асов, превращается в Одина-вождя, правившего Асгардом (город вроде как). При нем происходит освоение и заселение Скандинавии, все жители которой подчиняются Одину, платя ему подать. Один в сагах Снорри обучает людей искусствам и ремеслам, вводит законодательство, то есть является классическим «культурным героем», в котором воедино сливаются черты божества и человека. Именно он стоит у истоков истории, от него идут традиции норм общества, он раскрывает людям тайны природы.
На севере Скандинавии, очевидно, очень долго сохранялось своеобразное двоеверие : языческие боги не превратились в христианских святых, но и не деградировали до низших существ, отождествляемых с чертями и иной нечистью.
В изложении Снорри смена религиозных мировоззрений выглядит как смена правящих династий: древние правители уже не властны и бессильны перед новым богом, и потому им более не поклоняются. Однако прошлое принадлежит им, и родословные северных конунгов, как это изложено в «Саге об Инглингах», представляются автору не вымышленными, и идея о восхождении исторически достоверных конунгов Норвегии и Швеции к потомкам Одина выглядит вполне серьезной.