Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Война за независимость и образование США

Идеи Джона Виклефа

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер, вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Тела Христа. Каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.

Идеи Яна Гуса

Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Папа неоднократно направлял против гуситов буллы. Однако население Праги было на стороне Яна Гуса, а король не решался занять по отношению к нему твердую позицию. Тогда папа направил буллу, предписывающую прекратить какие-либо богослужения до тех пор, пока Ян Гус не покинет Прагу или не будет выдан властям. Лишь после того, как в Праге закрылись все церкви, прекратилось отпевание умерших и прочие церковные службы, Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В этом движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-освободительная и социально-политическая сторона.

Восстание было подавлено только в мае 1443 г. Однако было очевидно, что назревал общий кризис католицизма. Во всех странах Европы широко распространилось движение гуманизма, которое подготовило взрыв Реформации.

Реформация Лютера

В начале XVI в. в Риме строился собор св. Петра. На это необходимы были большие средства, поэтому активизировалась продажа индульгенций. Недалеко от Виттенберга, где находился священник и богослов Мартин Лютер, индульгенции продавал предприимчивый доминиканский монах Тетцель. Рекламируя свой товар, он прибегал к различным уловкам. Методы деятельности Тетцеля послужили поводом для выступления Лютера. 31 декабря 1517 г. он прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов, содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций. Уже в следующем году его пригласил к себе папа для обсуждения его поведения. Лютер уклонился от этого приглашения.

В апреле 1521 г. на имперском сейме в Вормсе произошло окончательное выяснение позиций. Лютер к этому времени получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне. Поэтому позиция Лютера выразилась в решительном тезисе: «На этом я стою, иначе не могу».

В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему формированию лютеранства. Независимо от деятельности самого Лютера разгорелось крестьянское движение, вылившееся в Великую крестьянскую войну. Вождем крайне левого крыла стал священник Томас Мюнцер. Восставшие крестьяне и их идеологи нашли в ставшем для них доступным благодаря переводам Лютера Священном Писании материал для осуждения богатых и призыва к их истреблению. Социальные цели крестьянского движения приближались к коммунизму утопического характера, принимавшему форму «истинного» христианства. Основным требованием являлась более или менее последовательно проводимая общность имущества. В вопросах вероучения взгляды восставших базировались на признании возможности непосредственного контакта человеческой души с божеством и, следовательно, против духовенства как опосредующей силы. Это движение получило название анабаптизма.

Особенно активно движение развивалось в саксонском городе Цвиккауу куда прибыл Томас Мюнцер, занявший место проповедника в одной из церквей. Его проповеди собирались слушать крестьяне и из других областей и деревень. Однако вскоре он был изгнан из города, встал во главе восьмитысячного крестьянского войска, но вскоре был взят в плен и казнен.

К началу 1530-х гг. центр тяжести движения сместился в Северную Германию, в город Мюнстер. В начале 1534 г. город оказался в руках анабаптистов, там была избрана новая власть. Общественные порядки стали перестраиваться по анабаптистскому образцу. Однако это продолжалось недолго. Город был осажден и вскоре пал. Власти жестоко подавили восстание. Оставшиеся в живых анабаптисты бежали в Чехию и Нидерланды. Во главе нидерландского анабаптизма встал Менно Симоне, придавший анабаптизму более мирный характер, получивший название меннонитства.

Лютер выступил с осуждением крестьянской войны, что укрепило его позиции среди бюргерства и власти. После Вормского рейхстага, осудившего лютеранство как ересь, в 1526 г. состоялся Шпеерский рейхстаг, отменивший решение Вормского и разрешивший князьям выбор веры для себя и своих подданных. Через три года, в 1529 г., в том же Шпеере рейхстаг отменил свое разрешение, после чего приверженцы Лютера выступили с протестом; это и дало название всему движению. Противостояние продолжалось вплоть до 1555 г., когда был заключен Аугсбургскии религиозный мир,которым устанавливалась свобода вероисповедания, закрепленного в принципе: «Чья земля, того и вера». Однако еще долго в Германии политическая и военная борьба происходила в религиозной форме. В 1618 г. началась Тридцатилетняя война, охватившая почти всю Европу. Она завершилась Вестфальским миром, по существу легализовавшим завоевания Реформации.

Лютеране имеют свои вероучительные книги - «Аугсбургское вероисповедание», катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия». В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан, литургия, два таинства (крещение младенцев и причащение). В лютеранских кирхах (церквах) нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь. Лютеранство имеет влияние в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз.

Контрреформация

Реформация нанесла чувствительный удар по католицизму, но не сокрушила его. Успехи, одержанные протестантской Реформацией, заставили католическую церковь встать на путь преобразований и поиска путей восстановления утраченных позиций. Уже через несколько лет после того, как началось наступление протестантизма, католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под названием Контрреформации. Первым его актом явилась организация ордена иезуитов. Основатель ордена мелкий испанский дворянин Игнатий Лойола после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению церкви. В 1534 г. Лойола и еще шестеро его единомышленников образовали общество, которое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества папы и католической церкви. В 1540 г. созданная им организация была утверждена папой Павлом III как монашеский орден, ставший главным орудием католической Контрреформации. Главное обязательство, которое брали на себя иезуиты, заключалось в том, чтобы беззаветно повиноваться всему, что прикажут нынешний и будущие папы. Их основным лозунгом было: цель оправдывает средства. Орден отличался четкой иерархической структурой: непосредственно папе подчинялись только руководители ордена, а все остальные его члены имели дело со своими начальниками, каждый из которых занимал определенную ступень в орденской иерархической лестнице. Лойола требовал от каждого смотреть на старшего как на самого Христа.

Направления деятельности ордена были различны. Иезуиты должны были стать пламенными и красноречивыми проповедни- кам и-пропагандистами, способными опровергать протестантских и иных еретиков во время теоретических диспутов. Таких людей необходимо было готовить. Орден иезуитов поставил задачу овладеть школьным делом так, чтобы использовать его для воспитания подрастающего поколения в духе безраздельной преданности католической церкви.

Другой важной задачей ордена была политическая деятельность: интриги при дворах королей и князей, шпионаж, выполнение деликатных дипломатических поручений по устранению неугодных политических деятелей. Иезуиты показали себя великими мастерами, прежде всего потому, что не были связаны никакими моральными нормами, что соответствовало не только тогдашней практике, но и теоретическим указаниям ордена. Лицемерие и безнравственность иезуитов вошли в поговорку.

Большую поддержку иезуиты оказали папе в ходе Тридентского собора, который продолжался в течение 18 лет в условиях ожесточенной борьбы не только с протестантизмом, но и с соглашательским позициями внутри самого католицизма. Решения, принятые собором, подтверждали прежние догматические и культовые позиции католицизма. В то же время было признано, что для успешной борьбы с наступлением протестантизма недостаточно одних угроз и запретов, необходимо повысить общую грамотность и религиозную образованность духовенства за счет создания системы католического образования. Было принято решение об издании для малограмотной паствы катехизиса веры, т.е. краткого и сжатого изложе- ния основ католической веры в виде вопросов и ответов.

В условиях возникновения и укрепления в Европе централизованных абсолютистских монархий папство уже не могло претендовать на значение политического центра, оно вынуждено было переориентироваться и отказаться от претензий на светское господство, оставив себе лишь роль духовного повелителя Вселенной. Для осуществления этой роли в 1543 г. было объявлено, что ни одна книга в дальнейшем не может быть опубликована без разрешения католической инквизиции. Вскоре стали появляться списки запрещенных церковью книг. Первый «Индекс запрещенных книг» был опубликован в 1559 г. Его выпуск сохранялся вплоть до 1948 г. В 1542 г. была учреждена новая, еще более ужасная форма инквизиции, направленная против протестантизма.

На протяжении двух веков Западная Европа была охвачена огнем религиозных войн. В результате мер, предпринятых католической церковью, ей удалось предотвратить беспрепятственный натиск протестантизма, который победил в основном в Скандинавии, Северной Германии, Нидерландах и Швейцарии, на Британских островах и в Северной Америке. Оплотом католицизма остались Италия, Испания, Франция, Австрия и некоторые другие государства

15 Формирование абсолютизма в Западной Европе, его основные черты и особенности.

Франция.
Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.
В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.
Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.
Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.
Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению “Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: "Государство - это я!".
Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства".
Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.
Создание централизованного аппарат управления. При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.
Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затемГенеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет: и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.
Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.
Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (например бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.
В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.
Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.
Судебная система. Несмотря на усиливающуюся централизацию судебной системы, она также оставалась архаичной и сложной. В некоторых частях Франции вплоть до XVIII в. сохранилась сеньориальная юстиция. Королевские ордонансы лишь регламентировали порядок ее осуществления. Иногда короли выкупали сеньориальное право суда, как, например в 1674 году в сеньориях, примыкающих к Парижу. Самостоятельную систему представляли собой церковные суды, юрисдикция которых уже ограничивалась в основном внутрицерковными делами. Существовали и специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др.
Крайне запутанной была и система королевских судов. Низшие суды в превотствах к середине XVIII в. были ликвидированы. Сохранились суды в бальяжах, хотя их состав и компетенция постоянно изменялись. Важную роль, как и прежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. Для разгрузки парламентов от растущих апелляционных жалоб королевский эдикт в 1552 году предусмотрел создание особых апелляционных судов в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.
Германия.
Конец XV - первая половина XVI в. в Германии - период экономического расцвета. Однако развитие экономики происходило не - сколько по иному, чем в Англии и Франции. Ни один города Германии не превратился в такой хозяйственный центр страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время как в Англии и Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс обусловил объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности. Реформация и крестьянская воина. Реформация в первой воловине XVI в. ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавила еще одно - вероисповедание. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее значительной была Крестьянская война 1524-1526 гг. В результате этой войны была разорена часть духовенства, дворянства, княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и политическое объединение страны. Положительное решение этих задач могло способствовать переходу Германии на путь буржуазного развития. Поэтому решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Крестьянская война принесла выгоды лишь для князейСословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок. Княжеский абсолютизм. В XVII в. в германских княжествах установился абсолютизм, отличающийся от централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами. Во-первых, как и сословно-представительная монархия, абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма был результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия. Пруссия постепенно сложилась из отдельных земель, географически иногда даже не соприкасавшихся друг с другом. В XVIII в. Пруссия становится абсолютной монархией. Управление Пруссией было централизовано. Высший орган управления - тайный совет должен был объединять управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда Тайный совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел, ставший главным органом управления. Департаменту внутренних дел, который носил название "Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов", в отдельных провинциях подчинялись военные и домениальные палаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства. Наряду с ними действовали ландраты - земские советы, назначавшиеся королем из дворян. рекомендованных дворянскими собраниями. Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях. Ландраты совместно с дворянскими комитетами ведали делами своего сословия, т.е. были сословными учреждениями. В то же время на ландратов были возложены общегосударственные функции, т.е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманием налогов, заведованием полицией, рекрутским набором. Члены городских советов (магистратов), управляющих делами города, назначались правительством. Землевладельцам принадлежали вотчинная полиция и юстиция, а также патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управление осуществляли старосты, избиравшиеся сельским сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно. Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях, и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским. Австрийский просвещенный абсолютизм. В XVIII в. в Западной Европе получило развитие "просветительское движение", основанное на трудах целой плеяды философов того времени: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье и др. Философы-просветители обосновывали необходимость ломки старых государственных и общественных устоев. Под влиянием просветительской литературы правители ряда государств проводили реформы, имевшие целью некоторое обновление общественного и государственного строя. Распространение идей Просвещения пришлось на период абсолютизма. Сочетание неограниченной власти монархов с их стремлением осуществить преобразования, рекомендованные философами-просветителями, приобрело название политики просвещенного абсолютизма. Примером такой политики может служить политика Австрии. Австрия представляла собой многонациональное государство, которое в XVIII в. в отличие от усиливающейся Пруссии, переживало сложную ситуацию. Это было связано с борьбой за престол. После смерти Карла VI единственной наследницей престола являлась его дочь Мария-Терезия, но германские законы запрещали наследование престола по женской линии. Марии-Терезии пришлось завоевывать власть в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявила слабые стороны Австрийского государства и прежде всего в организации армии, Поэтому, став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы начала с военной сферы. Была введена система рекрутских наборов. Для подготовки офицерских кадров учреждалась военная академия. Было ограничено крепостное право: сокращена барщина, введен контроль со стороны государства за судебной властью помещиков, созданы сборники гражданского и уголовного права. Финансовая реформа выразилась во введении всеобщего подоходного налога на базе всеобщей переписи населения. Значительное внимание уделялось образованию: за счет государства создавались школы, специальные учебные заведения. Все эти реформы сопровождались централизацией государственного аппарата, упразднением остатков сословно-представительной монархии. Продолжателем дела Марии-Терезии стал ее сын Иосиф III, выбранный в 1765 г. императором Германии. Иосиф II отменил крепостное право. Был создан свод законов, воспринявший требования просветителей в области судопроизводства: отменялись судебные пытки, ограничивалось применение смертной казни. Школьному обучению было дано светское направление. Церковная реформа ограничила привилегии католической церкви, был принят эдикт о веротерпимости. Государство оказывало поддержку сельскому хозяйству и промышленности; были уничтожены многие внутренние торговые пошлины, увеличены пошлины на ввозимые товары; освобождены от налогов на 10 лет новые промышленные заведения. Было введено строго централизованное управление, уничтожены различия между областями. Недовольство методами осуществления реформ со стороны как социальных, так и национальных сил привело к массовым выступлениям против проводимых преобразований. Перед смертью Иосиф II отменил все свои реформы. Но те нововведения, которые успели дать результаты, значительно продвинули Австрию в развитии и создали почву для становления капиталистических отношений.
Англия.
Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Вместе с тем английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему получил в литературе название' "незавершенного". Незавершенность этой политической формы в условиях Англии означала сохранение Политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также отсутствие некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического, французского образца.
Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия.
Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля.
Тайный совет короля, окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.
Усилившаяся королевская власть не смогла упразднить парламент. Его устойчивость была следствием союза джентри и буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах.
Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539 года, который приравнял указы короля в Совете к законам парламента. Хотя в 1547 году парламент формально отменил этот статут, преобладание короны над парламентом фактически сохранялось.
Парламент продолжал сохранять за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. Противодействие парламента установлению новых налогов вынуждало английских королей прибегать к займам, введению пошлин на ввоз и вывоз товаров, к выдаче за крупные денежные выплаты привилегий компаниям на исключительное право торговли (так называемых монополий). Эти действия иногда вызывали сопротивление парламента, но его возможности влиять на политику королевской власти в этот период ослабли.
В связи с бурной колонизацией неанглийских территорий Британских островов английская система управления постепенно распространялась на всю Британию. В 1536-1542 гг. в состав английского государства был окончательно интегрирован Уэльс. В 1603 году под власть английской короны перешла северо-восточная провинция Ирландии - Ольстер. С 1603 года в результате династического престолонаследия в личной унии с Англией (под властью одного короля) стала находиться Шотландия. Фактически это объединение было номинальным, и Шотландия сохраняла статус самостоятельного государственного образования. .
В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью. С целью учреждения в стране церкви, подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация, сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация). Парламент Англии при Генрихе VIII с 1529 по 1536 г. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. В конце XVI в. законодательным путем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Таким образом, так называемая англиканская церковь перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.
Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия. В ее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и другие должностные лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно обширной. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах, "беспорядки духовного и церковного характера". Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной церкви - как с католиками, так и со сторонниками наиболее радикальных и демократических форм протестантизма (например пресвитерианства, укоренившегося в Шотландии). Любые три члена комиссии, если среди них был один епископ, обладали правом подвергать наказанию лиц, не посещающих церковь, пресекать ереси, смещать пасторов. В дальнейшем к ведению Высокой комиссии был отнесен ряд сугубо светских дел - о бродягах в Лондоне, о цензуре и т.п. Реформированная церковь, сохранив немало черт католицизма как в структуре, так и в богослужении, превратилась в орган, одной из задач которого стала пропаганда теории божественного происхождения власти короля.
С установлением абсолютизма система местных органов управления стала более стройной, возросла их зависимость от Центральных органов власти. Основные изменения в местном управлении в этот период выразились в учреждении должности лорда-лейтенанта и административном оформлении местной единицы - церковного прихода. Лорд-лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.
Приход представлял собой низовую самоуправляющуюся единицу, сочетавшую функции местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т.п. Кроме того, собрание избирало должностных лиц прихода (церковных старост, надзирателей за бедными и пр). Ведение церковных дел в приходе осуществлялось настоятелем прихода. Вся его деятельность была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управления графствами и центральных органов. Четвертные сессии мировых судей превратились в высшие инстанции по всем вопросам, относящимся к делам управления приходами. Собрания графств, еще сохранившиеся от прежнего периода, окончательно теряют свое значение. [4]
При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако помимо них создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы ц "мятежных" графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти (первоначально - с непокорными феодалами). Судопроизводство в ней носило в основном инквизиционный характер, а решения выносились по усмотрению судей. Впоследствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Судебные советы, подчиненные Тайному совету, были созданы в тех районах Англии, где часто нарушалось "общественное спокойствие" (Уэльс, Шотландия).
В период абсолютизма расширилась судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. Присяжные заседатели включались в состав суда. Имущественный ценз для присяжных по закону Елизаветы 1 был повышен с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов.
Основные принципы организации армии изменились незначительно. Во время установления абсолютной монархии Генрих VII (1485-1509 гг.), чтобы подорвать окончательную военную мощь старой аристократии, издал закон о запрещении феодалам иметь свиту и утвердил монопольное право короны использовать артиллерийские орудия. [5]
Упразднение вооруженных сил крупных феодалов в Англии не повлекло за собой создания постоянной королевской армии. Стража крепостей и королевская гвардия оставались малочисленными. Сухопутная армия продолжала основываться на ополчении в виде отрядов милиции.
Английское государство, занимая островное положение, нуждалось для защиты своей территории в сильном морском флоте. Военный флот стал основой вооруженных сил Англии, орудием господства на морях и колонизации других территорий.

16 Международные отношения XVII – XVIII веков и особенности внешней политики европейских стран.

В Европе XVI—XVIII веков существовали три основных узла международных противоречий, три очага конфликтов, грозивших каждую минуту разгореться в войну.

1) На западе Европы сталкивались торговые и колониальные интересы четырех передовых держав XVI — XVIII веков — Испании, Франции, Англии и с XVII века Голландии;

2) в XVI веке возник и к XVIII веку окончательно сложился на юго-востоке восточный вопрос — проблема взаимоотношений между европейскими державами и великой Османской империей;

3) на северо-востоке Европы великие державы севера в течение трех столетий вели ожесточенную борьбу за господство на Балтийском море, решая вопрос о том, кому должно было принадлежать господство над Балтикой.

Эти три узла переплетались друг с другом, влияли друг на друга, создавая самые неожиданные и сложные комбинации в международных отношениях.

В XVI веке самыми сильными европейскими колониальными державами были Франция и Испания. Со второй половины XVI века начинает расти колониальная мощь Англии. Во второй же половине XVI века происходит и нидерландская революция — восстание Нидерландов против испанского владычества; к концу XVI века создается новое независимое государство, первая в Европе буржуазная республика Соединенных провинций, известная в истории больше под именем Голландской республики. Борьба между Францией и Испанией на континенте Европы, соперничество между Англией и Испанией за господство на морях — таково основное содержание международных отношений на западе Европы в XVI веке. Результатом этой борьбы было ослабление Испании, силы которой были подорваны в соперничестве с Англией и особенно в борьбе со своими нидерландскими подданными, и усиление Англии, Франции и Голландии. В XVII веке Франция становится самой могущественной державой на континенте и притязает на гегемонию в Европе.

В XVII же веке создается великая колониальная французская держава, и происходит буржуазная революция в Англии. Начинается борьба между двумя морскими державами — Англией и Голландией — за господство на море; этот спор решается в пользу Англии. В XVIII веке у Англии в Европе остается один соперник — Франция. В борьбе, которая идет между ними в течение XVIII века, Франция, остается самой сильной державой континента, но теряет большую часть своих заморских колоний. Англия к концу XVIII века становится не только первой в Европе морской и колониальной державой, но и Превращается мало-помалу в «мастерскую мира», производящую товары на весь мир.

Таковы основные контуры международных отношений на западе Европы в XVI—XVIII веках.

Сообразно с этим историю международных отношений и дипломатии этих трех столетий можно разбить на три периода:

 


  • Период испанского преобладания в Европе, который охватывает почти весь XVI век. Это одновременно период ожесточенных религиозных войн, в которых Испания принимала деятельное участие как оплот феодально-капиталистической реакции. На западе Европы это — период испанско-французского соперничества и борьбы.

  • Период французской гегемонии в Европе. Ее кульминационный момент — Вестфальский мир (1648 г.) и связанная с ним внешняя политика Людовика XIV. Это — также время напряженной борьбы между Францией и Голландией, время блестящей дипломатической деятельности молодой Голландской республики и ее представителей, время значительного усиления Англии, в особенности после буржуазной революции XVII века и усиления роли ее дипломатии в Европе.

  • Третий период приблизительно совпадает с XVIII веком. Это — прежде всего время борьбы между Англией и Францией за колонии и за первое место в мировой политике.


В это время на востоке Европы появляется в качестве постоянного участника международных отношений молодая Российская империя.

Наиболее яркое выражение указанные международные противоречия нашли в двух крупнейших общеевропейских конфликтах XVII и XVIII веков: в Тридцатилетней войне (1618 — 1648 гг.), в войне за испанское наследство (1701 — 1714 гг.)

17 Буржуазные революции в Нидерландах и Англии: причины, задачи, этапы, особенности, итоги.

Нидерландская буржуазная революция (нидерл. Tachtigjarige Oorlog — «Восьмидесятилетняя война») — успешная революцияСемнадцати провинций в борьбе за независимость от Испанской Империи. В результате революции была признана независимость Семи Соединённых Провинций. Области, ныне известные как Бельгия и Люксембург (те из Семнадцати провинций, которые остались под правлением Габсбургов), получили название Южных Нидерландов. Первым лидером революции был Вильгельм Оранский. Нидерландская революция стала одним из первых успешных расколов в Европе и привела к появлению первых современных европейских республик.

Изначально Испании удавалось сдерживать всякого рода ополчения. Однако в 1572 году повстанцы захватили Брилле и вспыхнуло восстание. Северные провинции приобрели независимость, сначала де факто и в 1648 де юре. Во время революции Нидерландская республика быстро росла и крепла, становясь мировой силой благодаря торговым судам, развивающейся экономике и науке, а также культурному росту.

Южные Нидерланды (современная территория Бельгии, Люксембурга и северной Франции) какое-то время оставались под властью Испании. Однако длительное угнетающее господство Испании на юге стало причиной бегства финансовой, интеллектуальной и культурной элиты на север, что способствовало успеху Нидерландской республики. К концу войны в 1648 году большая территория Южных Нидерландов была захвачена Францией, которая под руководством кардинала Ришельё и Людовика XIII соединилась с Нидерландской республикой в борьбе против Испании в 1630-х годах.

Первый этап конфликта основывался на борьбе Нидерландов за независимость. Однако в центре уже последующего этапа было официальное объявление де факто независимых Соединенных провинций. Этот этап совпал с подъемом Нидерландской республики как мощной силы и становлением Нидерландской колониальной империи.

Английская революция XVII века (известная также как Английская гражданская война; англ. English Civil War; в советской историографииАнглийская буржуазная революция) — процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. Революция открыла путь к промышленному перевороту в Англии и капиталистическому развитию страны.

Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (парламент против короля), вылившегося в гражданскую войну, а также форму религиозной войны между англиканами и пуританами. В Английской революции был замечен, хотя играл и второстепенную роль, также элемент национальной борьбы (между англичанами, шотландцами и ирландцами).

 

После неоднократных петиций к королю с требованиями о созыве парламента 3 ноября 1640г. собрался новый парламент, вошедший в историю как Долгий парламент (не расходился 12 лет). Эти события стали началом революции. Основными движущи-ми силами Английской буржуазной революции были крестьянство и городские низы. Буржуазия и обуржуазившееся новое дворянство (джентри) осуществляли руководящую роль.

В период революции (1640-1649) в Англии прошли две гражданские войны: в 1642-1646 и в 1648 гг. между сторонниками Долгого парламента и роялистами – сторонниками короля. Парла-мент поддерживали купечество, предприниматели, новое дворянство, фермеры, ремесленные мас-тера и подмастерья Лондона и юго-восточных графств. Старые порядки защищали роялисты – крупные землевладельцы с зависимыми от них крестьянами, придворные чиновники, английская церковь.

Созданная Оливером Кромвелем (1599-1658) парламентская армия нанесла решающее пора-жение королевской армии в битвах при Нейзви (1645) и в Пестоне (1648). Под давлением народ-ных масс в 1649 г. король был казнен, и Англия провозглашена республикой. У власти оказались богатые купцы, предприниматели и новое дворянство. Парламент стал однопалатным – вся зако-нодательная власть принадлежала палате общин. Исполнительная власть формально вручалась совету, которым руководила военная верхушка во главе с Кромвелем, Господствующее положение в Англии заняли индепенденты1 , разгромившие демократические движения левеллеров1 (сто-ронников городских мелких собственников) и диггеров2 (выразителей интересов городской и де-ревенской бедноты), подавили освободительную борьбу ирландского и шотландского народов. Крестьяне-арендаторы земли не получили, оставались бесправными под властью лендлородов. Акты об огораживаниях проходили теперь через парламент, т.е. приобрели законодательную силу. Не была отменена и десятина. Республика ничего не сделала с безработицей и дороговизной. Ну-ждавшиеся в защите своей собственности новые дворяне и буржуазия поддержали установление единоличной и неограниченной власти, и в 1653 г. в Англии была установлена военная диктатура – протекторат Кромвеля. Власть протектора была намного больше, чем у короля до революции. Кромвель подтвердил все законы Долгого парламента, защищающие интересы нового дворянства и буржуазии.

Внешняя политика лорда-протектора была выгодной для английской буржуазии. В 1654 г. Кромвель победоносно завершил войну с Голландией – главным соперником Англии в мировой морской торговле. Затем он одержал победу над Испанией.

После смерти Кромвеля (1658) новое дворянство и буржуазия стремились восстановить мо-нархию, которая защитила бы установившиеся в ходе революции новые порядки. В 1660 г. была осуществлена реставрация династии Стюартов, согласившихся признать основные завоевания ре-волюции. Новый король Карл II (1630-1685) подписал документ, подтверждавший все привилегии нового дворянства и буржуазии, полученные в ходе революции. Таким образом, теперь в Англии была не абсолютная монархия, а власть, полученная в результате компромисса и соблюдения интересов нового дворянства и буржуазии. Однако монархи нарушали свои обязательства, все ча-ще распускали парламент и проявляли склонность к католицизму. В 1688-1689 гг. был совершен государственный переворот, который историки называют «славной революцией». Английская ко-рона была передана правителю Голландии – протестанту Вильгельму III Оранскому (1650-1702), женатому на дочери Якова II – Марии.

18 Основные идеи европейских просветителей и их влияние на общественную и политическую жизнь европейских стран.

Эпоха Просвещения (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — духовная ситуация в европейской культуре XVII-XVIII веков. Проекциями Просвещения в искусстве являлись: барокко, рококо и классицизм, а в философии - деизм и механицизм. Просвещение сменяет Возрождение и предваряет романтизм
В истории нового времени «просвещению» принадлежит очень важное значение. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха просвещения отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника просветительной литературы XVIII в. можно смотреть на Локка. Подобно гуманизму и протестантизму, просвещение в разных странах получало местный и национальный характер.
Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежитКанту («Beantwortung der Frage: was ist Aufklärung?», 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект[4].

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм.

19 Французская буржуазная революция XVIII в.: причины, задачи, этапы, особенности, итоги.

1789-1794 - годы Великой французской революции.

По мнению марксистских историков, любой революции предшествует «революционная ситуация» (понятие ввел В.И. Ленин), что означает: «кризис верхов», когда «низы» не хотят, а верхи не могут управлять по-старому, обострение выше обычного нужды и бедствий угнетены масс, рост активности народных масс. Складывание «рев. Ситуации» подтверждается всем ходом развития Франции.

Основной причиной революции является противоречие между развивающимися капиталистическими и господствующими феодально-абсолютистическими отношениями. Кроме того, накануне революции опустела королевская казна, ввести новые налоги или принудительные займы было невозможно, банкиры отказывались давать деньги взаймы. Неурожай вызвал дороговизну и нехватку продуктов. Старые феодально-абсолютистские отношения (королевская власть, отсутствие единой системы мер длины и веса, сословия, дворянские привилегии) тормозили развитие капиталистических отношений (развитие мануфактур, торговли, политическое бесправие буржуазии).

В мае 1789 г. король созывает Генеральные штаты (впервые с 1614 г.) с целью получить согласие на новые налоги и сборы. III сословие составило 60 тыс. наказов своим депутатам. Полтора месяца длились споры по порядку голосования. Депутатов III сословия поддержал народ. В июне они объявили себя Национальным собранием, постановления которого король не имел права отменять. Возник конфликт. В июле провозглашается Учредительное собрание. Сословное голосование было заменено общим. Король готовил заговор.

Бастилия (крепость-тюрьма) - символ абсолютизма. Восстание началось 14 июня 1789 штурмом и взятием Бастилии (начало революции и ее I победа).

Учредительное собрание стало реальной властью, т.е. произошел переход от абсолютизма к конституционной монархии. Утвердилась власть крупной буржуазии (банкиры, откупщики налогов - фельяны, лидеры Лафайет и Мирабо. Не допустить подъема народного движения, планы сделки с королем.

Развертывание массового крестьянского движения. Учредительное собрание отменило феодальные повинности (за выкуп), приняло «Декларацию прав человека и гражданина» (равенство перед законом, гражданские свободы, охрана собственности), национализация церковных земель и их продажа, закон, запрещавший стачки и рабочие союзы.

Бегство короля (июнь 1791). Расстрел демонстрации на Марсовом поле (требование низложения короля). В 1791 г. Учредительное собрание принимает Конституцию (избирательное право для мужчин с 25 лет, имущественный ценз, отмена феодальных повинностей за выкуп, отмена внутренних таможен, цехов, сословий, титулов, введение единой системы мер и весов, новое административное деление)

Провозглашение Учредительного собрания Законодательным. Господство крупной буржуазии, влияние промышленников и торговцев. «Жирондисты» (депутаты департамента Жиронда) против сделки с королем, за республику.

Вторжение австрийцев. Объявление войны Австрии (весна 1792). Революционные войны. Вторжение Пруссии, занятие крепостей. Поражения французской армии. Всеобщий патриотический подъем. Призыв Законодательного собрания «Отечество в опасности». Активизация революционного народа.

10 августа 1792 г. штурм Тюгельри. Король лишен власти, заключен в тюрьму. Монархия свергнута. У власти жирондисты. Решение о выборах Национального конвента. Победа французов у Вальми. Открытие Национального конвента. Провозглашение республики. Противоречия в конвенте («болото», «гора»), группировка монтаньяров. Суд над королем. Казнь (I 1793 г.). Ухудшение позиции жирондистов: усиление интервенции (Англия, Испания), плохое снабжение войск, крестьянские волнения, продовольственные проблемы, попытки усмирения народа. Сплочение революционной буржуазии масс санкюлотов вокруг якобинцев и коммуны Парижа. 31 мая-2 июня 1793 г. восстание против Жирондистов. Начало III этапа революции - якобинского. (I: VI 1789 - VIII 1792, II-VIII 1789 - V 1793)

Принята новая конституция и «Декларация прав человека и гражданина». Установлено всеобщее избирательное право для мужчин с 21 г., без имущественного ценза.

Тяжелое положение страны обусловило введение революционной диктатуры. Цель революционного правления - спасение революции. Формируется система чрезвычайной власти.

Мероприятия: полная отмена повинностей, решение аграрного вопроса, запрет спекуляции, революционный террор против «врагов народа», введен революционный календарь. Формирование революционной армии. Улучшение вооружения. Изгнание врага (1794). Разногласия среди якобинцев, недовольство народа. Контрреволюционный переворот 27 июля (9 термидора) 1794 г., арест Робеспьера, казнь более 100 якобинцев. Падение якобинской диктатуры, переход власти в руки новых богачей. Конец революции. Термидорианская реакция (27 июля 1794 - 9 ноября 1799 г. - по мнению некоторых историков считается нисходящей стадией революции, когда принимается серия мер как по расправе с якобинцами, так и по свертыванию достижений революции. Новая Конституция 1795 г. Имущественный ценз на выборах, основные органы: законодательный корпус и Директория.

Серия захватнических войн. Поход Бонапарта в Сев. Италию. Территориальные приобретения (левый берег Рейна), поход в Египет (1798-99), его неудачи.

9/XI-17 г. Бонапарт осуществил переворот, добившись отставки директории. Установилась власть 3-х консулов во главе с Бонапартом.

Т.о. революция закончилась установлением диктатуры крупной буржуазии.

Значение революции:

1) наиболее решительная буржуазная революция, во время которой прошла наиболее глубокая чистка феодальных порядков («Великая»)

2) огромная роль народа в революции, т.е. это была буржуазно-демократическая революция

3) существенное влияние на революционное движение в других странах: пример и в то же время источник спасения (боязнь «бунта черни», отсюда - тактика военного заговора, пример - декабристы в России)

4) выдвинула общедемократические и гуманистические ценности («свобода», «равенство», «братство»), актуальные и сейчас.

революция бастилия расстрел король

Война за независимость и образование США.

Война североамериканских колоний за независимость (1775--1783) явилась закономерным результатом тех сложных процессов, которые происходили как в Америке, так и в самой Англии.К середине XVIII в. колонии значительно выросли в хозяйственном отношении, налаживалась внутренняя торговля, преодолевались былая экономическая разобщенность и замкнутость. По существу, они уже не зависели от поставок метрополии, так как имели собственный флот, неисчерпаемые запасы леса и плодородных земель; плантаторы производили продукцию на экспорт -- табак, рис, индиго; делались попытки разводить хлопок. Значительно выросло население. Хотя колонии принадлежали Англии, туда эмигрировали почти из всех стран Европы. Показателем социально-экономического развития колоний стал рост портовых городов, являвшихся центрами внутренней и внешней торговли,-- Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Чарлстона и др. Развивались образование и культура. Это говорило не только о материальных возможностях, но и о духовном потенциале растущей нации.В XVIII столетии колонии созрели для независимости, но Великобритания, стабилизировавшаяся внутренне и победившая Францию в Семилетней войне 1756--1763 гг., стала полновластной хозяйкой Северной Америки, присоединив Канаду и другие французские владения. Попытки метрополии ограничить свободу предпринимательства в колониях и подчинить его своим интересам создавали экономические предпосылки Войны за независимость. Во второй половине XVII и в первых десятилетиях XVIII в. была издана серия парламентских актов, регламентировавших внешнюю торговлю колоний. Запрещалось свободно торговать с другими морскими державами, а также развивать в колониях обрабатывающую промышленность. Но удаленность Северной Америки делала такие запреты малоэффективными, их удавалось обходить. Закон 1763 г., запрещавший самовольно переселяться на запад, за Аппалачские горы, должен был удерживать колонистов в определенных административных границах земельной монополии короля и лордов - собственников, пытавшихся увеличить квитренту. Кроме того, британское правительство озаботилось поисками средств для содержания разросшегося управленческого аппарата колониальной империи и размещавшихся там войск. Для этого в 1764 г. вводились новые таможенные пошлины на ряд товаров.Актом 1765 г. предусматривалось расквартирование в Америке 10 тыс. солдат регулярной армии, а для покрытия расходов на них в том же году был принят акт о гербовом сборе. В отличие от прежних постановлений данный закон касался практически всех колонистов, так как гербовой пошлиной облагались оформление любых документов и выпуск печатных изданий. Принятие его парламентом вызвало первую бурную вспышку протеста в колониях. Движение против гербового сбора проходило под лозунгом «никаких налогов без представительства». Колонистов возмущала не тяжесть налога, а сам факт его введения парламентом, в котором отсутствовали представители североамериканских колоний. Впервые в американской истории наэлектризованные массы вышли на улицы городов. Радикально настроенные колонисты развернули антианглийскую агитацию, создав подобие политических клубов под названием «Сыны свободы». Угрозами и демонстрацией силы они срывали исполнение акта о гербовом сборе, не дав ни одному сборщику приступить к своим обязанностям. Одновременно усиливалось аграрное движение против феодальных повинностей, принявших особенно большой размах в колониях Нью-Йорк, Северная и Южная Каролина. Войскам, разбросанным по всей территории колоний, не удавалось закрыть западную границу от скваттеров. В начале 70-х годов XVIII в. развернулась партизанская борьба у Зеленых гор, которые были тогда приграничным районом теперешнего штата Вермонт. Сельское население, наряду с частью горожан, составили основную массу будущих борцов за независимость, хотя силы тех и других еще были разобщены.Гербовый сбор был заменен новыми таможенными пошлинами, но это не внесло успокоения в колонии. В Бостоне 5 марта 1770 г. произошло столкновение горожан с британскими солдатами, которые, обороняясь, убили и ранили несколько человек. «Сыны свободы» успешно использовали «политику улицы» и неуклюжие действия британских властей для разжигания недовольства. Стала применяться тактика коллективного бойкота привозных английских товаров, самочинных обысков у подозреваемых в сговоре с властями, но без убийств и кровопролития. Одним из самых активных «смутьянов» был бостонский служащий Сэмюэл Адаме, по инициативе которого группа колонистов, переодевшись индейцами, в 1773 г. выбросила на дно бостонской гавани груз английского чая («бостонское чаепитие»). Он же стал основателем «комитетов связи», через которые осуществлялась координация антибританских, или патриотических, сил.Англия усиливала нажим, перейдя к крутым административным мерам против Массачусетса, закрыв бостонский порт и присоединив американский северо-запад к своей провинции Квебек (Канада). Патриотические круги по всей стране выступили против этих «нестерпимых актов». В 1774 г. в Филадельфии собрался первый Континентальный конгресс -- совет представителей колоний. В принятой «Декларации прав» говорилось о праве колонистов на самоуправление, а также на «жизнь, свободу и собственность». Это еще не было провозглашением независимости, хотя страна стояла на ее пороге. Война началась стихийно 19 апреля 1775 г., когда английский главнокомандующий в Америке генерал Гейдж распорядился захватить склад оружия, устроенный патриотами недалеко от Бостона, и арестовать лидеров «заговорщиков». Посланный им полк завязал бой с вооруженными фермерами в районе Лексингтона и Конкорда. Перевес вначале был у англичан, но при движении обратно их непрерывно обстреливали местные жители. Потеряв треть солдат, полк с трудом добрался до Бостона. Первое сражение Войны за независимость было удачным для патриотических сил.2 Война за независимость и образование СШАСобравшийся в мае 1775 г. второй Континентальный конгресс

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.