Метод исследования «Интуитивный поиск»
Этапы:
1. Упрощенный анализ имеющейся информации, вывод о ее недостаточности.
2. Принятие решения о использовании данного метода (недостаток информации).
3. Интуитивный, творческий поиск идей.
4. Систематизация и анализ результатов.
5. Выбор альтернативы.
Метод исследования «Систематический поиск»
Этапы:
1. Определение масштаба проблемы.
2. Разработка целей, определение критериев.
3. Разработка методики системного поиска.
4. Процесс поиска.
5. Выбор решения в соответствии с установленной системой целей и задач.
Метод исследования «Алгоритмический поиск»
Этапы:
1. Четко определить предмет исследования.
2. Разработать алгоритм исследования.
3. Реализация поиска.
4. Анализ результатов.
Метод исследования «Мозговой штурм»
Этапы:
1. Генерация идей.
2. Их анализ.
Принципы первого этапа:
1. Заинтересованность членов группы.
2. Гетерогенность группы:
а) по возрасту;
б) по статусу;
в) по областям знаний;
г) по опыту …
3. Атмосфера непринужденности и творчества.
4. Запрещение всякой критики.
5. Запрещениеобоснования выдвигаемых идей.
6. Запрещение«присоединения к мнению» или «расшифровке» идеи.
7. Выдвижение любых идей (в т.ч. и абсолютно нереальных и фантастических) поощряется.
8. Жесткое ограничение времени на обдумывание идей.
Принципы второго этапа:
1. Ни одна высказанная идея не должна исключаться из анализа.
2. Все идеи д.б. обобщены и классифицированы.
3. Анализ идей производить исходя из глубокого понимания:
а) сути проблемы;
б) цели и особенностей исследования;
в) ответственности за результаты;
4. Критерии анализа д.б. конкретны и понятны.
5. При необходимости идеи могут быть доработаны.
6. Обязателен поиск рационального, позитивного, конструктивного в каждой идеи.
Разновидности метода "мозгового штурма"
1. Метод коллективного обсуждения фиксированных идей.
Этапы:
1) Все участники фиксируют на специальных карточках свои идеи.
2) Карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке каждому участнику.
3) Оценка идей каждым.
4) Полемика.
2. Метод "обратного мозгового штурма".
Этапы:
1) Оценка ситуации.
2) Постановка проблем (без оценки возможности их решения).
3. Метод "конференции идей".
Реализуется по специальной технологии презентации идей.
Метод исследования «Синектика»
Синектика – соединение различных, даже не совместимых элементов (сознательное использование бессознательных процессов группового мышления).
Этапы:
1. Формирование «группы синекторов» (гетерогенность).
2. Создание творческой атмосферы.
3. Работа группы:
а) генерация мыслей (метафоры, образы, ощущения …);
б) анализ используемых понятий;
в) превращение неизвестного в якобы известное;
г) превращение известного в якобы неизвестное;
д) превращение неизвестного в известное.
Стимулирующие факторы (операторы) синектики:
1. Субъективная аналогия – превращение исследователя в элемент проблемной ситуации («стать цветком»).
2. Прямая аналогия – сравнение с фактами из других областей знаний.
3. Символическая аналогия – превращение любого заключения в парадокс.
4. Образная аналогия – представление объекта в виде образа и сравнение его:
· с образом-критерием;
· с образом функционального тождества;
· с образом развития и т.д.
(например, «фирма « организм»)
5. Фантастическая аналогия – абсолютная свобода оперирования символами и образами.
Метод исследования «Дивергенция»
Дивергенция – расширение границ предмета исследования до уровня необходимого для нахождения эффективного решения.
Приемы дивергенции:
1. Обобщение литературы.
2. Визуализация проблемы.
3. Обсуждение.
4. Анализ формулировок.
5. Накопление и систематизация информации.
6. Инвентаризация точек зрения и подходов.
7. Анкетирование.
8. Анализ ограничений.
Метод исследования «Конвергенция»
Конвергенция – сужение проблемы.
Приемы конвергенции:
1. Практическая конкретизация.
2. Выбор оптимального варианта.
3. Расчет…
Поиск по сайту:
|