Система конституционного права - является системой институтов и норм конституционного права. Это сложная, структурированая, динамическая система, с присущими ей законами, принципами построения и функционирование. В общем виде ее можно вообразить как своеобразное образование, которое состоит из трех относительно самостоятельных, но чрезвычайно тесно взаимосвязанных блоков (элементов): принципов конституционного права, его институтов и норм.
Принципы конституционного права - это фундаментальные основы, в которых воплощается сущность и политико-правовое назначение области и ее основного источника - Конституции Украины. Это своеобразный каркас, который составляет основу конституционного права, объединяет его в единое целое, определяет его характер и динамическую направленность.
Принципы конституционного права делятся на две больших группы - общие и специальные.
В общих принципах воплощаются основные идеи конституции, ее назначение и социальная роль. Эти принципы декларируются непосредственно в Конституции Украины. Среди них - государственный суверенитет, распределение властей, незыблемость прав и свобод человека и гражданина и т.п..
Специальные принципы наполняют реальным содержанием конкретные конституционно-правовые отношения. Они имеют четко очерченную юридическую природу и находят конкретное применение в непосредственной деятельности государства и его органов. Это, например, принципы органов государственной власти, выборности местного самоуправления и т.п..
Государствоведы советского периода уделяли довольно много внимания вопросам системы конституционного права. В период советского конституционализма, который, тем не менее, имел ярко выраженный "государственный характер", систематизация конституционно-правовых норм, расположение конституционно-правовых институтов строились, как правило, по схеме:
1) общественное устройство;
2) государственное устройство;
3) органы государственной власти;
4) органы государственного управления, суда и прокуратуры;
5) основные права и обязанности лица;
6) избирательная система.
Такой схемы придерживались практически все советские государствоведы.
Наиболее показательным здесь есть п. 5 - место института основных прав и свобод личности, которое целиком отвечало положению лица в советском государстве, которое стояло над лицом, удручала и обезличивала ее.
Конституционное право Украины ориентировано на другие приоритеты, поэтому расположение его институтов должно иметь принципиально новый вид:
1) основы конституционного порядка Украины;
2) права, свободы и обязанности человека и гражданина;
3) формы непосредственного народовластия: выборы,
референдумы и др.;
4) законодательная власть;
5) Президент Украины;
6) исполнительная власть;
7) судебная власть;
8) территориальное устройство;
9) местное самоуправление.
Такая и система Конституции Украины - основного источника конституционного права Украины.
Кстати, продолжительное время дискутируется проблема соотношения системы Конституции и системы области конституционного права. Обе тесно связанные, единые в своей основе, однако не тождественные, ведь каждой из них присущие свои критерии построения и объем.
Система конституционного права - конструкция субъективная, результат определенной умной деятельности людей. Система Конституции є менее субъективным явлением, ее основы объективно обусловлены историей, опытом.
Неодинаковый характер размещения институтов Конституции и области права. Так, институты конституционно-правовой ответственности исполнительной власти, "разбросанные" по всему тексту Конституции, есть ни чем другим, как институтами области права.
Размещение институтов и норм, их структуризация обусловленные как внешними, так и внутренними факторами, системоутворюючими факторами, главными из которых есть процесс формирования демократического правового государства, предмет правового регулирования, момент заинтересованности в регулировании тех или других специальных отношений на конституционному равные, уровень развития социальных ценностей и т.п..
Конституционное право как элемент национальной системы права имеет внутрисистемную, структурно-функ-ціональну природу. Как и любая область права конституционное право является системой правовых норм, которые регулируют однородные специфические виды общественного отношения. Такие нормы, отмечает А. Нашіц, - не просто существуют, а обязательно взаимосвязанные, соотносятся. Нормальное функционирование системы значительно зависит от того, насколько гармонично согласовывают предписания, которые владеют высшей юридической силой, с предписаниями, которые занимают низшие степени иерархии норм.
На систему конституционного права распространяются законы, характерные для подобных систем. Среди них важнейшие такие:
- взаємозв'язаність, логическая взаємоузгодженість и субординация элементов системы;
- багатоелементність, структурированность системы, как что под структурой понимать способ связи элементов в единое целое;
- наличие системоутворюючих факторов;
- связь с внешней средой, которой "питает" систему, наполняет ее реальным содержанием, обеспечивает о гресивний прогресс такой системы;
- осложнение системы по мере ее развития, обогащение содержания ее элементов, расширение функциональных связей между ними;
- наличие главного центра системы, который интегрирует, соединяет все ее звена, определяет принципы и закономерности ее построения;
- достаточная автономность функционирования "низовых" элементов системы, которые не могут быть слишком придавленные авторитарным влиянием элементов более высокого порядка.
Для любой системы характерные не только внешние, а и внутренние системоутворюючі факторы, среди которых определяющими есть: генетические, субординаційні, координационные (взаимодействия), управленческие.
Конституционное право - открытая система, которая по-стійно втягивает в орбиту своего регулирования новые элементы, освобождаясь от "сработанных", "отживших" элементов. Этим обеспечивается стабильность системы и ее правоохо-ронний влияние на общественное отношение.