Организация текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов
Контроль знаний студентовпо дисциплине «Философия» в системе РИТМ-МИИТ предусматривает:
- текущий контроль;
- промежуточный контроль: ПК1, ПК2, ПК3, ПК4;
- заключительный или итоговый контроль (экзамен).
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в процессе лекционных и семинарских занятий.
Промежуточный контроль (ПК) предназначен для определения объема и качества знаний материала по пройденным темам (разделам) рабочей программы учебной дисциплины, включенным в тот или иной модуль или группу модулей.
Темы, включенные в модуль 1:
Тема № 1. Мировоззрение, его сущность и исторические типы.
Тема № 2. Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры.
Вопросы, выносимые на промежуточный контроль (ПК1):
1. Понятие мировоззрения.
2. Основные исторические типы мировоззрения.
3. Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры.
4. Основные функции философии.
Темы, включенные в модуль 2:
Тема № 3. Философия Древнего Востока.
Тема № 4. Основные проблемы и школы философии Античности.
Тема № 5. Философия эпохи Средневековья и Возрождения.
Тема № 6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.
Тема № 7. Немецкая классическая философия.
Тема № 8. Европейская философия XIX-XX вв.
Тема № 9. Русская философия.
Вопросы, выносимые на промежуточный контроль (ПК2):
1.Общие закономерности и различия философии Востока и Запада.
2.Философия Древней Индии.
3. Философские школы Древнего Китая.
4. Основные периоды и проблемы философии античности.
5. Философия Платона.
6. Философские взгляды Аристотеля.
7. Характеристика философии Средневековья.
8. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.
9. Основные черты и направления философии Нового времени.
10. Характеристика философии эпохи Просвещения.
11. Общая характеристика немецкой классической философии.
12. Историческое значение немецкой классической философии.
13. Общие черты и особенности западноевропейской философии XIX-XX вв.
14. Основные направления и школы западноевропейской философии XIX-XX вв.
15.Зарождение русской философии и ее особенности.
16. Важнейшие течения в русской философии XIX-XX вв.
Темы, включенные в модуль 3:
Тема №10. Бытие и материя.
Тема №11. Философское учение о развитии.
Тема №12. Проблема сознания в философии.
Вопросы, выносимые на промежуточный контроль (ПК3):
1. Категория «бытие» и ее роль в философии.
2. Материя и ее основные свойства.
3. Диалектика как учение о универсальных связях и развитии.
4. Законы и категории диалектики.
5. Сущность сознания и его происхождение.
6. Структура и функции сознания. Сознательное и бессознательное.
Темы, включенные в модуль 4:
Тема №13. Познание как предмет философского анализа.
Тема №14. Проблемы истины в философии.
Тема №15. Методология научного познания.
Вопросы, выносимые на промежуточный контроль (ПК4):
1. Объект и предмет познания.
2. Структура и сущность познавательной деятельности.
3. Понятие истины в истории философской мысли.
4. Критерии истины.
5. Специфические черты научного познания.
6. Методология и методы научного познания.
Темы, включенные в модуль5:
Тема №16. Общество как система.
Тема №17. Общество как процесс.
Тема №18. Субъекты социального развития.
Тема №19. Человек в мире и мир человека.
Тема №20. Духовная жизнь общества.
Тема №21. Общественное сознание и его формы.
Тема №22. Философия права.
Тема №23. Философия глобальных проблем.
Вопросы, выносимые на промежуточный контроль (ПК5):
1. Общество как саморазвивающаяся социальная система.
2. Основные сферы общественной жизни.
3. Понятие общественно исторического процесса.
4. Социально-философские концепции общественного развития.
5. Народ и личность в историческом процессе.
6. Классы и нации как субъекты социального развития.
7. Философия о происхождения человека.
8. Ценности человеческого существования.
9. Понятие, сущность и содержание духовной жизни.
10. Основные элементы и диалектика духовной жизни.
11. Особенности системы общественного сознания.
12. Роль общественного сознания в жизни человека и общества.
13. Природа права.
14. Основные философские проблемы права.
15. Сущность глобальных проблем современности и пути их решения.
16. Философские проблемы футурологии.
Промежуточный контроль проводится в форме тестирования, либо устного зачета (в зависимости от специальности и организационной формы обучения).
Заключительный (итоговый) контроль знаний студентов осуществляется в форме экзамена.
Тематика контрольных вопросовдля проведения зачета и экзамена (в зависимости от специальности и организационной формы обучения):
А) 1-2 модули
1. Мировоззрение: сущность и исторические типы.
2. Материализм и идеализм.
3. Структура философии, ее функции.
4. Диалектика и метафизика.
5. Особенности философии Древней Индии.
6. Основные черты и школы философии Древнего Китая.
7. Основные проблемы и особенности философии Античности.
8. Средневековая философия и её специфические черты.
9. Философия эпохи Возрождения.
10. Философия Нового времени.
11. Рационализм и сенсуализм.
12. Философия эпохи Просвещения.
13. Своеобразие русской философии.
14. Общая характеристика немецкой классической философии.
15. Вклад Им.Канта в теорию познания.
16. Вклад Г.В. Гегеля в разработку законов диалектики.
17. Антропологические взгляды Л.Фейербаха.
18. Роль К.Маркса и Ф.Энгельса в разработку философии диалектического материализма.
19. Вклад Г.В. Плеханова и В.И. Ленина в развитии марксистской философии.
20. Общая характеристика западноевропейской философии ХХ века.
21. Неопозитивизм: истоки, представители, основные идеи.
22. Философская герменевтика: истоки, представители, основные идеи.
23. Философия прагматизма: истоки, представители, основные идеи.
24. Философия психоанализа: истоки, представители, основные идеи.
25. Философия неотомизма: истоки, представители, основные идеи.
б) 3-5 модули
26. Материя и её атрибуты.
27. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.
28. Пространство и время как атрибуты материя.
29. Отражение как общее свойство материи.
30. Движение и развитие. Диалектика как учение о развитии.
31. Диалектика как наука и метод. Основные принципы диалектики, их методологическое значение.
32. Сущность закона единства и борьбы противоположностей: особенности его проявления в развитии природы, общества, и в познании.
33. Закон отрицания отрицания: особенности его проявления в природе, обществе и познании.
34. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений: особенности его проявления в природе, обществе и познании.
35. Сущность сознания и проблема его происхождения.
36. Проблема бессознательного.
37. Сознание и самосознание.
38. Сущность познания. Субъект и объект познания.
39. Чувственное и рациональное в познания: специфика, формы, взаимосвязь.
40. Роль практики в познании. Виды практики. Место и роль практики в процессе познания.
41. Природа истины и её свойства.
42. Специфика научного познания.
43. Наука как деятельность, как знание и как социальный институт.
44. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.
45. Методы и формы научного познания.
46. Предсказание и прогноз. Научный прогноз.
47. Современная научно-философская картина мира.
48. Понятие общества. Основные сферы жизни общества.
49. Основные концепции общественного развития.
50. Критерии общественного прогресса.
51. Объективные и субъективные факторы в историческом процессе и их взаимосвязь.
52. Философия о происхождении человека. Человек, индивид, личность.
53. Социализация личности.
54. Общественное бытие и общественное сознание.
55. Государство: происхождение и сущность.
56. Духовная жизнь общества: структура и роль.
57. Культура и её роль в самоопределении и развитии личности.
58. Мораль и нравственность: сущность и роль в обществе.
59. Экология как философская проблема.
60. Глобальные проблемы современности и будущее цивилизации. Стратегия выживания человечества.
61. Социальные изменения в России: реформы и контрреформы.
62. Гуманистическое измерение общественного прогресса.
63. Проблема смысла человеческого бытия.
64. Проблема человека в западной философии и культуре XXI в.