Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правила составления анкеты

Методы научно-педагогического исследования

Наблюдение

Наблюдение – целенаправленное восприятие процессов и явлений, в результате которого наблюдающий получает конкретный фактический материал. Наблюдение может быть включенным, когда наблюдатель анализирует процесс как бы изнутри, принимая участие в реализации этого процесса, и внешним, когда все события регистрируются "со стороны" и наблюдатель не принимает участия в реализации процесса.

Выделяют следующие этапынаблюдения:

1. Определение цели наблюдения (зачембудем наблюдать?).

2. Объект наблюдения (что будем наблюдать?).

3. Способ наблюдения (как будем наблюдать).

4. Способ регистрации (каквести регистрацию, записи?).

5. Обработка полученной информации (каков полученный результат?).

Наблюдение может быть признано научным в том случае, если оно служит конкретной диагностической цели, осуществляется целенаправленно и системно, предварительно планируется, сопровождается ведением регистрационных записей, может быть принципиально подвергнуто повторным проверкам и контролю на предмет точности полученной информации.

До начала проведения наблюдения, исследователю необходимо разработать программу, которая может быть следующей:

1. Определение предмета исследования,который должен соответствовать цели наблюдения.

2. Выбор ситуаций, в которых можно проводить наблюдение.

3. Разработка критериев и показателей оценки наблюдаемого явления.

4. Определение субъектов наблюдения и времени проведения наблюдения.

5. Прогнозирование возможных ошибок (рисков) при проведении наблюдении,поиск возможностей их предотвращения.

6. Подготовка бланка для занесениярезультатов наблюдения.

 

Понимание

Понимание[1] – это новый метод педагогических исследований, предполагающий постижение смысла изучаемого явления и выражение отношения к нему. Понимание используется тогда, когда есть необходимость выявления особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса друг к другу, окружающему миру, самим себе. Понимание другой концепции, точки зрения, позиции, их глубинных оснований, готовность искренне и глубоко проникать в их сущность позволяет исследователю признать право на иную точку зрения, на другую позицию по рассматриваемому вопросу, что становится особенно актуальным в современных условиях развития науки в период постмодерна.

Понимание осуществляется в двух основных формах:

· извлечение смысла - ситуация, когда исследователь уверен, что тот или иной педагогический феномен может быть объяснен на основе уже имеющихся в науке данных или с помощью практического опыта;

· придание смысла – ситуация, когда исследователь испытывает полную неопределенность в предварительной оценке явления, факта, описания.

Одним из механизмов понимания является инсайт (от англ. Insight – проницательность, понимание, проникновение в суть) – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и ситуаций, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы, понимание рассматриваемого явления, ситуации.

Беседа

Беседа. Данный метод относится к опросным методам изучения. Беседа представляет собой диалог по заранее разработанной программе. Целью беседы является целенаправленные попытки исследователя проникнуть во внутренний мир исследуемого, выявить причины их поступков. Подготовка к беседе всегда предполагает подбор вопросов, в том числе «в лоб», со скрытым смыслом, вопросы на проверку искренности. При этом важно помнить, что беседа всегда должна сопровождаться положительным эмоциональным климатом, уважением к собеседнику, и не должна превращаться в допрос.

Интервью

Интервью. Данный метод также относится к опросным методам изучения, но в отличие от беседы, исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.

Интервью — это разновидность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по исследуемому вопросу, а испытуемый отвечает. Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Главный отличительный признак интервью — строгая номенклатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Подготовка и проведение интервью включает себя следующие действия:

1. Постановка цели, исходя из которой, выбирается тот или иной вид интервью:

- поисковое интервью для сбора информации, при помощи которой можно обозначить проблему или комплекс проблем, нуждающихся в диагностике, а также для поиска новой точки зрения;

- интервью по проверке гипотез (как правило, стандартизованное интервью) — сравнение групповых и/или индивидуальных различий;

- интервью для сбора эмпирической информации, проводящееся при необходимости подтвердить или опровергнуть какие-либо закономерности или теоретические положения;

- интервью как вспомогательный метод, применяющийся для уточнения данных, полученных другими методами (например, данные наблюдения, анкетирования, тестирования).

2. Предварительная подготовка. Она включает в себя сбор информации об исследуемом объекте, уточнение целей и задач интервью, вопросов, определение оптимальной формы его проведения, состава и количества респондентов, выбор научного и технического обеспечения, предполагаемых вербальных средств и типов вопросов для получения планируемых сведений, прогноз временных и материальных затрат на интервьюирование.

3. Интервьюирование.Начиная интервью, следует помнить, для чего будет использован конечный результат: для разработки коррекционных мер, для составления плана работы или для публичного обсуждения. Это необходимо учитывать на всех этапах диагностики, поскольку в определенных случаях нужно информировать интервьюируемых о том, как будут использоваться данные.

4. Обработка данных интервью. При обработке полученных данных требуется точное ведение протокола: ответы цитируются, а не пересказываются. Затем листы протокола кодируются. Обработка завершается применением математических и статистических методов.

Анкета

Анкета.Данный метод относится к методам массового сбора материала.

Выделяют следующие виды анкетирования:

· Контактное: при непосредственном контакте учителя и родителей.

· Заочное.

· Прессовое анкетирование (через анкету, размещенную в газете или электронной почте, Интернете.).

Принято выделять три типа анкет:

· Открытая анкета, которая содержит вопросы, без сопровождающих готовых ответов.

· Анкета закрытого типа, в которой на каждый ответ даются готовые для выбора ответы.

· Смешанная анкета, где часть ответов даны на выбор, но оставлены свободные строки с предложением сформулировать ответ.

 

Правила составления анкеты.

1. Прежде чем запускать анкету в массовое исследование, необходимо ее предварительное испытание путем «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых.

2. Важно помнить следующее утверждение «Каков вопрос таков ответ». Желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова: кто, что, кого, кому, чему, где, когда, как, почему, зачем, при каких условиях и т.п. При этом терминология должна быть понятна исследуемому. Необходимо избегать «внушающих» вопросов. Что такое «внушающий» вопрос? Приведем примеры:

· Вопрос без внушающего воздействия «Скажите, пожалуйста, что вас сюда привело?».

· Вопрос без внушающего воздействия с альтернативным ответом: «Испытываете ли вы тревогу за своего ребенка или нет?»

· Вопрос с пассивным внушением: «Испытываете ли вы тревогу за своего ребенка?»

· Вопрос с активным внушением: «Не правда ли, вы испытываете тревогу за своего ребенка?»

В анкете необходимо использовать четыре основные группы вопросов:

· Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности опрашиваемого;

· Вопросы, выявляющие отношение опрашиваемого к проблеме;

· Вопросы, выявляющие действия опрашиваемых или других лиц (детей или родителей);

· Вопросы, выявляющие мнения о совершенствовании изучаемого явления.

3. В начале анкеты обязательно должно быть помещено обращение, адресность, т.е. указание на то кому адресована анкета. Также должна быть помещена преамбула, в которой кратко излагается цель опроса. Заканчиваться анкета должна словами благодарности в адрес опрашиваемого.

Тестирование

Тестирование.Понятие произошло от английского test – задача, испытание, исследование. Таким образом, тестирование это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики.

Принято выделять стандартизированные тесты (уже разработанные учеными, например, тест Р. Кэттелла – измеряющего, психометрические характеристики личности: тревожность, агрессия; ШТУР – школьный тест умственного развития и др.) и неформальные (разработанные непосредственно внутри школы).

Принято выделять два вида тестов:

· Тесты скорости. Тестирование организовано так, что для испытуемого искусственно организуется «цейтнот» и у исследуемого обычно нет времени ответить на все вопросы.

· Тесты мощности.У каждого есть возможность ответить на все вопросы.

Литература

1. Педагогика:Учебник для студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» / Под общ. ред. профессора А.П. Тряпицыной .- СПб.:Питекр. 2013.-304с.

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании:Коллективная монография/Под ред. Козырева В.А. и Радионовой Н.Ф.-СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.-392с.

 

Опрос

Опрос – метод целенаправленного получения информации в устной или письменной форме путем очного или заочного общения с респондентом/ами. Опрос проводится на определенную тему по заранее разработанным вопросам. При этом важно помнить, что метод опроса позволяет получить информацию о действительности, отраженную через восприятие опрашиваемых в субъективных мнениях, взглядах на какое-то событие или явление, позициях. Для того, чтобы получить как можно более точную информацию у опрашиваемых, важно составить вопросы с учетом следующих требований:

· тематически должны быть направлены на достижение цели опроса, быть понятными опрашиваемым и логически взаимосвязаны;

· не должны в формулировках содержать скрытые подсказки – желаемые ответы или обладать двойственным смыслом в понимании;

· желательно преобладание открытых вопросов (не предполагающих выбор ответа), что позволит провести качественную оценку результатов.

При проведении опроса важно создать атмосферу доверия – респонденте должен быть уверен, что результаты опроса не будут направлены против него и не станут источником неприятностей

Социометрия

Метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод) позволяет анализировать внутриколлективные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа «С кем бы ты хотел...» (пойти в туристический поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. п.). На каждый вопрос дается три «выбора»: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе, потом фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первым этого не получится, и наконец третью фамилию — в соответствии с теми же условиями». В результате у одних членов коллектива оказывается наибольшее число выборов, у других — наименьшее.

Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество — возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов. (Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый . -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.)

Интерпретация

Интерпретация – истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо. Интерпретация имеет место быть там, где есть множественные смыслы. Интерпретации могут подвергаться действия субъектов педагогического процесса, ответы на вопросы и мнения, продукты деятельности (рисунки, сочинения, эссе и т.п.), научные факты. Целью интерпретации является получение нового знания путем анализа, синтеза и оценки информации.

Изучение опыта

Изучение опыта - один из самых доступных методов анализа образовательной практики. В зависимости от поставленной цели, может быть изучен массовый, передовой, новаторский или уникальный опыт, позитивный или негативный опыт и т.п. Изучение практического опыта проводится следующим образом:

· определение рамок (масштаба) изучения опыта;

· выявление и систематизация опыта в соответствии с поставленной целью;

· анализ опыта в соответствии с поставленной целью (выявление тенденций, перспектив, затруднений, используемых технологий и т.п.);

обобщение полученной информации.

 


[1] Описание этого метода и всех последующих в исследовательских заданиях составлено на основании кн.: Методология и методы психолого-педагогических исследвоаний: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцева; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.