Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Старший школьный возраст



Возраст с 12 до 18 лет называют старшим школьным, а период от 12 до 16 лет периодом полового развития ребенка или пубертатным периодом. Это очень важный этап в развитии человека и формировании его репродуктивной функции. Часто его называют переходным возрастом, и это справедливо, т.к. ребенок находится в промежуточном состоянии между детством и взрослой жизнью, как с физиологической, так и с психологической точки зрения (еще не взрослый, но уже не ребенок). Естественно, что проблем у детей подросткового возраста больше, чем в любом другом, за исключением, пожалуй, периода новорожденности.

Надо сказать, что сроки наступления пубертатного периода очень вариабельны и зависят:

  1. Наследственных особенностей (сроки полового развития у однополого родителя)
  2. Национальности ребенка и климатической зоны проживания (у представителей южных народов сроки полового развития наступают раньше, кроме того, на них влияет солнечная активность)
  3. Состояние здоровья и условия жизни (соответствие характера питания, физической и умственной нагрузки на организм его потребностям и возможностям, наличие хронических заболеваний, значимо отражающихся на физическом и нервно-психическом развитии ребенка)

В Северо-Западном регионе РФ периодом полового развития ребенка считается у девочек возраст 12-15 лет, у мальчиков – 13-16 лет (у девочек начало полового развития наступает раньше, чем у мальчиков). Следует отметить, что у 2/3 детей подросткового возраста их паспортный возраст не соответствует биологическому. Это является особенностью развития организма в данном возрастном периоде (вспомните юношу из романа Л.Н.Толстого «Юность», которому 15 лет и подростка из романа Ф.М.Достоевского «Подросток», которому 20 лет).

Для физического развития детей подросткового возраста характерны большие ростовые прибавки (скачек в росте), причем вначале активно растут дистальные отделы, а затем проксимальные (стопы, голень, бедро), поэтому визуально ребенок подросткового возраста (чаще мальчики) может выглядеть неуклюже.

У детей меняется фигура: у девочек идет отложение подкожно-жировой клетчатки по женскому типу – бедра, живот, у мальчиков – прирост мышечный массы спины и плечевого пояса.

Многие дети испытывают психологические проблемы, связанные с изменением своей внешности и фигуры («синдром гадкого утенка», дисморфофобия, неврогенная анорексия).

В старшем школьном возрасте анаболические процессы значимо преобладают над катаболическими, идет активный синтез белка, окончательное строительство организма.

Половое развитие ребенка связано с перестройкой в деятельности эндокринной системы. До 9-10 лет у ребенка количество женских и мужских половых гормонов в крови примерно одинаково.

После 9 лет у девочек и 10 лет у мальчиков постепенно женские и мужские половые железы начинают вырабатывать все большее количество эстрогенов и тестостерона, что и обуславливает половое развитие ребенка. Очень степень его развития и соответствие по срокам с возрастными нормами мы может по вторичным половым признакам:

Вторичный половой признак Девочки Мальчики
Оволосение лобка P 12-13 лет 13-14 лет
Оволосение подмышечных впадин Ax 13-14 лет 14-15 лет
Увеличение молочных желез Ma С 12 лет  
Становление менструальной функции Me С 13 лет  
Мутация голоса V   С 12 лет
Рост надгортанника («кадык»)L   12-13 лет

Под влиянием выработки половых гормонов активизируется деятельности потовых и сальных желез (повышенная потливость, угревая сыпь, перхоть).

сроки полового развития ребенка очень индивидуальны, но мы будет говорить о необходимости консультации у эндокринолога и о задержке полового развития, если при осмотре ребенка не обнаруживаем, ни одного вторичного полового признака у девочки старше 13 лет, у мальчика старше 14 лет и о преждевременном половом развитии, если при осмотре обнаруживаем, хотя бы один вторичный половой признак у девочки моложе 8 лет и у мальчика младше 9 лет.

физиологические пограничные состояния подросткового периода:

- вегето-сосудистая дистония (лабильность тонуса сосудистой стенки)

- функциональные сердечные шумы, кардиалгии

- кардио-, эзофаго-, гастроспазмы

- дискинезия желчевыводящих путей

- неустойчивый стул (запоры, поносы)

- нестабильность веса, уровня сахара в крови

- нарушение овариально-менструального цикла у девочек

- латентная дефицитная анемия

- нарушения осанки, сна и прочее

У детей подросткового возраста снижена работоспособность, (быстрая утомляемость, дневная сонливость), они с трудом выдерживают длительные физические и умственные нагрузки. Об этом необходимо помнить всем, кто работает и общается с детьми старшего школьного возраста: родители, учителя, медицинские работники (они не ленятся, они устают).

В подростковом возрасте так же резко снижается иммунитет, дети чаще болеют инфекционными заболеваниями (многие хронические инфекционные заболевания взрослого уходят своими корнями в частые рецидивирующие инфекции подросткового периода).

Старший школьный возраст – период социализации личности ребенка, формирования собственных моральных принципов и нравственных убеждений, определение жизненных целей и поиск своего места в обществе

Период полового развития – это и период психосексуального развития подростка, т.е. окончательного восприятия себя в роли мужчины или женщины

Частыми проблемами пубертатного периода являются

Ø нарушения сна (бессонница),

Ø аппетита (анорексия),

Ø депрессивные состояния (30% причин смерти лиц 16-19 лет – это суицид),

Ø формирование вредных привычек (табакокурение, прием алкоголя, наркотиков) – «за кампанию».

Обычно сексуальная активность подростков носит еще игровой характер, но может завершиться

Ø нежелательной беременностью,

Ø абортом,

Ø заболеванием половой сферы,

Рекомендации детям подросткового возраста для сохранения и укрепления здоровья и нормального развития:

  1. Рациональный распорядок дня: сон не менее 10 часов в сутки (желателен дневной сон 1-2 часа), смена физических и умственных нагрузок, ежедневное пребывание на свежем воздухе, занятие физкультурой не менее 1 часа
  2. Калорийность суточного рациона подростка должна быть выше, чем у взрослого, который занимается умственным трудом (50-52 ккал/кг/сут), белок должен составлять 50-60% от общей калорийности, пища разнообразная, богатая витаминами, 4-х разовое питание
  3. Тщательное соблюдение личной гигиены – ежедневный душ, смена нижнего белья, использование дезодорантов, специальной косметики для ухода за кожей лица (профилактика угревой сыпи)
  4. Закаливание
  5. Благоприятная психологическая среда обитания подростка, активный и интеллектуально и эмоционально насыщенный досуг, профилактика формирования вредных привычек
  6. Регулярные профилактические осмотры и обследования для оценки развития и выявления отклонений в состоянии здоровья на ранних стадиях
  7. Витаминопрофилактика
  8. Контроль за графиком спортивных тренировок и условиями работы подростков

Возможные проблемы ребенка и его родственников:

1. Отставание в физическом развитии или избыток веса из-за нерационального питания

2. Дефицит двигательной активности

3. Чрезмерная двигательная активность

4. Дефицит знаний у ребенка и его родственников о рациональной организации физических и умственных занятий ребенка, правильной организации распорядка дня, рациональном питании

5. Отставание в половом развитии

6. Задержка полового развития

7. Дефицит знаний у ребенка и его родственников о темпах полового развития подростка

8. Нарушение осанки

9. Снижение остроты зрения

10. Проблемы, обусловленные развитием пограничных состояний: сердцебиения, боли в животе, запор и т.п.

11. Проблемы общения с родственниками, сверстниками, внутренние конфликты

12. Формирование вредных привычек

13. Дефицит знаний у ребенка и его родственников об особенностях развития организма и личности подростка

Сестринские вмешательства:

1. Информировать ребенка и его родственников о рациональном питании, организации правильного распорядка дня (смена двигательной активности и умственного труда), организации досуга, правилах проведения закаливающих мероприятий

2. Информировать родственников ребенка об анатомо-физиологических и психологических особенностях детей школьного возраста, сроках появления вторичных половых признаков

3. Рекомендации родителям ребенка по созданию в семье психоэмоционально комфортных условий для подростка

4. Организация и проведение регулярных профилактических осмотров и вакцинаций ребенка

5. Информировать ребенка и его родственников о целях проведения вакцинаций

6. Контроль за соблюдением ребенком диеты, режима, обеспечением безопасной для него внешней среды

7. Информировать родственников ребенка о признаках формирования вредных привычек и мерах по профилактики их формирования

8. Информировать ребенка о неблагоприятных для его жизни последствиях формирования вредных привычек

Контрольные вопросы по теме:

1. Расскажите об анатомо-физиологических и психологических особенностях детей младшего и старшего школьного возраста

2. Перечислите вторичные половые признаки и сроки их появления

3. Назовите наиболее актуальные психологические проблемы подросткового периода

4. Расскажите о роли медсестры в организации рационального питания, распорядка дня, профилактике формирования вредных привычек и развития заболеваний у детей школьного возраста.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.